Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 23 Антропологический материализм Л. Фейербаха





В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как единство души и тела.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.



Билет 24 К. Маркс: материалистическое понимание истории и его методологические принципы.

Материалистическое понимание истории Маркса:

1) данное понимание истории исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства непосредственной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства, реально складывающиеся отношения между людьми.

(Противоречие между производительной силой и производственными отношениями)

2) показывает, как возникают различные формы общественного сознания – религия, философия, мораль, право и каким образом они детерминируются материальным производством.

(Материальное производство определяет право, мораль)

3) всегда остается на почве действительной истории, объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной жизни.

(Отношение к собственности)

4) считает, что каждая ступень развития общества застает определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующий капитал и таким образом одновременно создают новые ценности и новые производительные силы.

5) “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”.

Методологические принципы- методы изучения, какие принципы кладутся в этот метод, человек находится в сфере материального производства, бытие определяет сознание.

Билет 25 К. Маркс о сущности человека. Проблема отчуждения

Потребности человека не ограничены, чем больше он потребляет тем больше хочет. Общество стремится удовлетворить эти потребности, это возможно когда увеличивается средства производства, прогресс. Для упрощения умственной деятельности создаются новые возможности, потребности.

Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, — превращения работника в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток» — а также превращения рабочей силы в товар (продажа данного товара за заработную плату) первому, чтобы существовать, необходимо было работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (не-работнику), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Билет 26 Русский марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин – по выбору). Основные идеи неомарксизма (Г. Маркузе, А. Грамши, Д. Лукач – по выбору).

Отличительные черты русского марксизма:

1. Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния надстройки (совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов.) на базис (это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил и производственных отношений)

2 Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями

3 Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с троцкизмом) и национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе серп и молот

Билет 27 Особенности русской философии. Философия в России XIX - начала XX вв. Различие ориентаций (западники и славянофилы). Идеи народничества

За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.(Чаадаев, Тургенев, Боткин, Грановский)

Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству(Хомяков, Киреевский, Аксаковы, Самарин.)

Народничество — движение русской интеллигенции на "сближение" с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения народничества – пропагандистское(Лавров), заговорщическое(Ткачёв) и бунтарское(Бакунин). Основа социализма – крестьянская община, минуя капитализм.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.