Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Юридические принципы налогообложения.





Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие принципы: а) нейтральность (равное налоговое бремя; б) установление налогов законами; в) приоритет налогового закона над неналоговым;
г) отрицание обратной силы налогового закона; д) наличие в законе существенных элементов налога; е) сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений.

 

Организационные принципы налогообложения.

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов.

 

Обязательные элементы налога.

Основные (обязательные) элементы налога, которые обязательно должны быть определены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

налогоплательщик (юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги).

объект налогообложения (операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.)

налоговая база (представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения)



налоговый период (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, при этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.)

налоговая ставка ( размер налога, приходящегося на единицу налогообложения.)

порядок исчисления налога (совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.)

порядок уплаты налога (нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.)

сроки уплаты налога (дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.)

 

Факультативные элементы налога.

Элементы налогов, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам.

налоговые льготы (предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.)

 

№21Субъект налога (резидент, нерезидент, налоговый агент и т.д

1) Налогоплательщики- лица обязанные уплачивать налоги в соответствии с требованием законодательства (юр и физ лица, резиденты и нерезиденты). Резиденты- это физ лица находящиеся в РФ не менее 183 дней в течении 12 мес подряд.

Резиденты юрид лица-лица находящиеся на территории РФ, находящиеся и зарегистрируемте на территории получающие доход.

Налоговые агенты- лица уполномоченные осуществлять исчисление налога и уплаты его в бюджет,

2) Объект налогообложения– юридические факты( действия, события , состояния) которые обуславливают заплатить налог П: имущество, доход ,, расход, прибыль , реализация товаров

Консолидированная группа налогоплат- объединение налогоплательщиков на прибыль

Налогоплат по договору инвестиционного товарищества- объединение лиц которые хотят разрабатывать научные исследования

Взаимозависимые лица- физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц ( если дарение , то налоги не платят)

3) Налоговая база ст 53( кол-во дохода, который мы получаем.

Объект налога

Объект налога (в широком значении) - это то, в связи с чем взимается налог.

Не существует налога в форме взимания денег просто так - любой налог взимается в связи с чем-то и по какому-то поводу, т. е. при наличии объекта обложения. В принципе налог можно установить по поводу чего угодно, и история налогового дела знает немало курьезных объектов налогообложения.

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учётом положений главы 7 «Объекты налогообложения» Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Общие принципы определения объекта налогообложения:

1) Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2) Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3) Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4) Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5) Реализацией

o товаров - передача права собственности на товары одним лицом для другого лица

o работ- передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица

o услуг- оказание услуг одним лицом другому лицу

6) Доходом в НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» и главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В соответствии с этими главами осуществляется также разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации.

7) Дивидендом в НК РФ признаётся любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

8) Процентами в НК РФ признаётся любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Налоговые ставки и их виды.

Налоговая ставка (ставка налогообложения, норма налога) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Умножение ставки налогообложения на количество единиц налоговой базы определит сумму налогового платежа.

пример. Налоговая ставка по налогу на доходы частных нотариусов составляет 10 процентов. Налоговая база, исчисленная исходя из дохода, полученного данным

частным нотариусом, составила, предположим, 200 тыс. тенге в год.

С каждой единицы налоговой базы, которая в данном случае равняется 1 тенге,

налогоплательщик долженуплатить 10 тиинов (1 тенге х 10 %).

В результате сумма налога составит 2 000 тенге (20 тыс. тенге х 10 %).

Ставки налога классифицируются по различным основаниям.

По способу определения суммы налога ставки налога подразделяются на:

1) равные;

Равные ставки - ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. При этом имущественное положение налогоплательщика, как правило, не учитывается. Примером может служить применяемый в ранние времена подушный налог (налог с каждой души, т. е. с каждого человека), когда со всех налогоплательщиков взимается налог в одинаковой сумме.

2) твердые;

Твердые ставки (абсолютные или тождественные) - ставки, когда на каждую единицу налогообложения установлен фиксированный размер налога (например, 1 тенге за каждый литр реализованной подакцизной продукции).

Налоговый кодекс определяет такие ставки, как ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (п. 2 ст. 27 НК).

Процентные.

Процентные ставки (адвалорные или долевые) - ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы. Например, ставка по налогу на доходы адвокатов и частных нотариусов составляет 10 процентов от налогооблагаемого дохода.

По характеру применения ставки налога подразделяются на:

1) общие;

Общие ставки выражают общий режим налогообложения; повышенные или пониженные ставки выражают регулирующее воздействие государства на ту или иную сферу производства или продиктованы теми или иными представлениями государства о социальной справедливости.

2) пониженные;

Повышенные.

Повышенные ставки могут быть также продиктованы стремлением государства получить себе как можно больше дохода.

В зависимости от содержания различают следующие ставки:

Такое различие ставок используется главным образом в целях экономического анализа состояния налогообложения в стране и определения уровня налогового бремени.

1) маргинальные;

Маргинальными [фр. marginal от лат. margo - край, граница] именуются ставки, которые установлены налоговым законодательством.

2) фактические;

Фактическая ставка определяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе.

Экономические.

Экономическая ставка определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

№24 Налоговая база (налогооблагаемая база) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Общие принципы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом России (НК РФ).

2. Налогоплательщики-компании исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налогапроизводится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные бизнесмены, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учетавыгод и затрат и хозяйственных операций в порядке, определяемом мин фином России.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физ. лиц сведений о суммах выплаченных им выгод, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных выгод, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

№ 25Порядок и способы исчисление налога.

В статье 54 Налогового кодекса отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и ( или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:

· индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

· физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов

Существуют разные системы исчисления налога:

1. некумулятивная система (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

2. кумулятивная система (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обеих систем, а также их сочетания .

Порядок уплаты налога— это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Основными способами уплаты налога являются:

· уплата налога по декларации);

· уплата налога у источника дохода);

· кадастровый способ уплаты налога.

Налоговый оклад— это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога, является основным ( обязательным) элементом налогообложения .

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщикомили иным обязанным лицом (статья 58 Налогового кодекса).

№ 26 Порядок и способы уплаты налога.

Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим ;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Существуют следующие способы уплаты налогов и сборов:

– добровольно;

– принудительно.

Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ.

Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный налоговым законодательством.

№ 27. Сроки уплаты налога

Статья 57. Сроки уплаты налогов и сборов

1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

 

2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

 

4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

№ 28Налоговые льготы.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.

Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Существует классификация налоговых льгот.

В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы:

1. налоговые изъятия,

2. налоговые скидки и налоговые кредиты.

В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые:

1. по объекту (изъятия, скидки);

2. по ставкам (понижение ставки);

3. по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит);

4. по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы).

Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.

№ 29. Классификация налогов

Классификация налогов— это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

1. Классификация по способу взимания, разделяющая налоги на прямые и косвенные, — это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

2. Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

3. Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

4. Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.

5. Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые

7. Классификация налогов по срокам уплаты: различают налогисрочные и периодические.

8. Классификация по источнику уплаты имеет значимый практический интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков ипроверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

Принципы Стиглица

Определенный вклад в развитие теории налогообложения внес Джозеф Стиглиц (1943),. Исследуя налоговую систему на примере США, Дж. Стиглиц много внимания уделяет так называемым практическим проблемам налогообложения - налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала и индивидуальных доходов, путям избежания налогов, налоговым реформам.

Дж. Стиглиц выделяет пять принципов налоговой системы:

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидуумам.

Как видно из перечня принципов налогообложения, автором сделана попытка обозначить все основные принципы, проверенные временем, выделенные в предыдущие годы исследователями налогов.

 

31Общие теории налогов.
Т обмена(интерпритация рыночного обмена товара(Интерпритация рыночного обмена товара) 1)Т эквивалентного обмена(равный),отсутствие государственного принуждения 2)Атомистическая(необходимость принуждения)

Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и так далее. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

Т фискального договора(Торговые отношения развивались,всегда присутствовали договора).
Вобан (1707), по существу, перефразировал ту же мысль: "Государь, глава и правитель страны не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств' . Монтескье (1748) ее окончательно сформулировал. Налогоплательщики, говорит он, "отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею".

В духе теории "общественного договора", связанной с именем ЖЖ.Руссо, таким образом, сложилась теория фискального договора или близкая к ней теория обмена услугами между государством и гражданами. Позднее эта концепция была значительно углублена: налог есть форма участия отдельных лиц в жизни общества как целого. В XIX в. налог стали, наконец, рассматривать как инструмент перераспределения общественного богатства. Более сильные плечи должны нести более тяжелое бремя, совсем слабосильных следует освободить от этой ноши, а немощных нужно еще поддерживать, иногда даже совсем посадить на шею обществу.
Чтобы быть в состоянии платить налоги, лицо должно иметь откуда брать эту плату. Платить может лишь тот, кто имеет доход. Все доходы могут возникать лишь из трех источников, каковыми являются земля, капитал, труд. Соответственно доходами будут рента, прибыль и оплата труда. Все другие виды доходов (например, доходы артистов, учителей, врачей, пенсионеров...), как показал позже Адам Смит, вторичны и образуются так или иначе от трех названных видов . Это важное замечание нужно запомнить.

Т страховой премии(Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и так далее. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.)

Т наслаждения(строительство дорог,предоставление комунальных услуг).Налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения безопасности личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.