Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность методологии менеджмента





Функции методологии как системы:

· получение, создание нового знания (общефилософские и общенаучные методы познания);

· структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий (законы логического мышления);

· организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура, искусство, быт) (методология конкретных наук).

Общие основы методологии менеджмента:

- диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии;

- абстрагирование;

- принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Методологические подходы («способы мышления») в менеджменте:

1) Системный подход – в его основе лежит рассмотрение объектов как систем, он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину;

2) Кибернетический подход – исследование систем на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (субъект ® объект) и обратных связей (объект ® субъект), изучения процессов управления, рассмотрение систем как неких «черных ящиков»;

3) Ситуационный подход – центральным моментом данного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.



4) Исследование операций – разработка и применение методов нахождения наилучших решений на основе математического моделирования в различных областях человеческой деятельности. Исследование операций тесно связано с системным анализом, математическим программированием, теорией оптимальных решений. Оптимальное решение – такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения. Операция – всякое мероприятие (система действий), объединенное единым замыслом и направленное к достижению какой-то цели.

5) Прогностика – теория и практика прогнозирования, наука о законах и способах разработки прогнозов. Основная задача прогностики – развитие специальной методологии прогнозирования с елью повышении эффективности методов и техники разработки прогнозов.

6) Теория принятия решений – изучает способы анализа, выработки образа действий в зависимости от целевой установки и условий, в которых осуществляется деятельность, располагаемых ресурсов, состава исполнителей (разработано около 25 теорий);

7) Теория организации – изучает природу и особенности функционирования организаций;

8) Научные дисциплины – экономические науки, психология, социология, социальная психология, антропология, юридические науки и др.

 

Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы, подходы и приемы, позволяющие упорядочить, направить на достижение целей организации и эффективно организовать выполнение функции менеджмента, этапов, процедур, операций, необходимых для принятий решений.

Использование специальных методов обогащает теорию и практику менеджмента, сокращает затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей организации.

Выделяют 6 групп методов менеджмента:

1) Общенаучные методы исследования:

- эксперимент;

- тестирование, анкетирование, интервьюирование – методы получения экспертной информации;

- изучение документации организации;

- моделирование.

2) Конкретные (специфические) методы:

- управление функциональными подсистемами (например, управление сбытом);

- выполнение функций менеджмента (выполнение функции мотивации персонала);

- принятие управленческих решений (постановка проблемы, решение проблемы (методы решения проблем: корреляционный и дисперсионный анализ, теории массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, эвристические методы – приемы аналогии, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа и т.д.), организация выполнения принятых решений).

3) Методы управления по характеру действия:

- экономические включают в себя методы государственного воздействия (прямого (прямое вмешательство в функционирование рыночного механизма – госрегулирование ценообразования, политика доходов, кредитно-денежная системы, использование квот и др.) и косвенного (экономические методы управления рынком – финансовая и кредитно-денежная политика государства – налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, регулирование валютного рынка и др.)); внутрифирменные методы (коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, финансовая политика и ее составляющие);

- организационно-административные:

Ø организационно-стабилизирующие – устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми (концепции управления фирм, оргструктура, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор) – организационное проектирование, регламентирование, нормирование;

Ø организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (договоры, приказы, распоряжения, указания, резолюции, постановления) – 1) организационные (регламентирование, нормирование, стимулирование); 2) распорядительные (текущие распоряжения, формы распоряжений (приказы, распоряжения, инструкции, указания, разъяснения));

Ø организационно-технологические применяют для установления рациональной технологии взаимодействия функциональных подразделений и служб в процессе обработки ими управленческой информации (плановые методы, программные методы, сетевые методы (графоаналитические), программно-целевой метод, алгоритмические методы (алгоритм принятия решения), метод реактивного реагирования).

- социально-психологические – применяют для управления социально-психологическими процессами на предприятиях (социальные методы – социальное нормирование (правила внутреннего трудового распорядка, внутрифирменного этикета), социальное стимулирование, социальное регулирование (договоры, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей); психологические методы – используются в целях гармонизации отношений между работниками фирмы и установления наиболее благоприятного психологического климата (комплектование малых групп, гуманизация труда, профотбор и обучение).

4) Методы оперативного управления основывается на оперативном планировании. Методы оперативного планирования:

- метод планирования ключевых событий;

- метод поэтапного планирования;

- метод построения полосовых диаграмм;

- метод построения дерева целей;

- метод сетевого планирования.

5) Социологические методы:

- повышение социально-производственной активности;

- управление ролевым поведением;

- совершенствование коммуникаций;

- социальное регулирование;

- личный пример и др.

6) Методы управленческого труда:

- технико-организационный аспект труда проявляется в количественной и качественной определенности трудовых отношений, которые обусловлены технологией и организацией производства, предметом труда, квалификацией работников и другими факторами;

- социально-экономический аспект труда выражается в организационных связях и отношениях между трудом работника и деятельностью организации в целом.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.