|
Сущность, виды и задачи управленияСтр 1 из 3Следующая ⇒ Сущность, виды и задачи управления Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Управление может рассматриваться в рамках 3 подходов: 1) Управление с точки зрения процессов, происходящих внутри организации (формирование структуры организации, внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникации), технология, кадры, организационная культура, функциональные группы процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг); 2) Управление с позиции процессов включения организации во внешнюю среду (общее внешнее окружение, непосредственное деловое окружение); 3) Управление организаций с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности (функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль). Различают 2 типа управления организацией с точки зрения адаптивности к изменениям в окружении: 1) Механистический тип: · консервативная, негибкая структура; · четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи; · сопротивление изменениям; · власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации; · иерархическая система контроля; · командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз; · содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения. 2) Органический тип: · гибкая структура; · динамичные, не жестко определенные задачи; · готовность к изменениям; · власть базируется на знании и опыте; · самоконтроль и контроль коллег; · многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др..
Управленческий процесс и его простые элементы В самом общем виде управление рассматривается как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления: · субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды) – имеет потребность и возможность управлять; · объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд – готов и имеет возможности для выполнения команд. Таким образом, управление как процесс представляет собой непрерывные взаимосвязанные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются функциями. Таким образом, процесс управления включает следующие функции: · постановка задач; · планирование и прогнозирование; · выработка деловой политики; · организация; · мотивация и стимулирование; · подготовка персонала управления; · контроль (учет и анализ); · оценка и интерпретация результатов и тенденций; · проведение корректирующих мероприятий (обратные связи); · мониторинг.
тема 1.2. Закономерности управления различными системами
Вопросы: 1. Управление: субъект и объект 2. Управленческая связь и отношения управления 3. Основные группы функций системы управления
Управление: субъект и объект Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами: · субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами; · объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ тема 2.1. Менеджмент как тип управления Вопросы:
Классификация управленческих работников. Ролевые модели управления Г. Минцберга и Т. Базарова Разделение управленческого труда способствует повышению качества управляющих воздействий. Таблица 3.1. Методы менеджмента Методы менеджмента – это способы, подходы и приемы, позволяющие упорядочить, направить на достижение целей организации и эффективно организовать выполнение функции менеджмента, этапов, процедур, операций, необходимых для принятий решений. Использование специальных методов обогащает теорию и практику менеджмента, сокращает затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей организации. Выделяют 6 групп методов менеджмента: 1) Общенаучные методы исследования: - эксперимент; - тестирование, анкетирование, интервьюирование – методы получения экспертной информации; - изучение документации организации; - моделирование. 2) Конкретные (специфические) методы: - управление функциональными подсистемами (например, управление сбытом); - выполнение функций менеджмента (выполнение функции мотивации персонала); - принятие управленческих решений (постановка проблемы, решение проблемы (методы решения проблем: корреляционный и дисперсионный анализ, теории массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, эвристические методы – приемы аналогии, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа и т.д.), организация выполнения принятых решений). 3) Методы управления по характеру действия: - экономические включают в себя методы государственного воздействия (прямого (прямое вмешательство в функционирование рыночного механизма – госрегулирование ценообразования, политика доходов, кредитно-денежная системы, использование квот и др.) и косвенного (экономические методы управления рынком – финансовая и кредитно-денежная политика государства – налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, регулирование валютного рынка и др.)); внутрифирменные методы (коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, финансовая политика и ее составляющие); - организационно-административные: Ø организационно-стабилизирующие – устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми (концепции управления фирм, оргструктура, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор) – организационное проектирование, регламентирование, нормирование; Ø организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (договоры, приказы, распоряжения, указания, резолюции, постановления) – 1) организационные (регламентирование, нормирование, стимулирование); 2) распорядительные (текущие распоряжения, формы распоряжений (приказы, распоряжения, инструкции, указания, разъяснения)); Ø организационно-технологические применяют для установления рациональной технологии взаимодействия функциональных подразделений и служб в процессе обработки ими управленческой информации (плановые методы, программные методы, сетевые методы (графоаналитические), программно-целевой метод, алгоритмические методы (алгоритм принятия решения), метод реактивного реагирования). - социально-психологические – применяют для управления социально-психологическими процессами на предприятиях (социальные методы – социальное нормирование (правила внутреннего трудового распорядка, внутрифирменного этикета), социальное стимулирование, социальное регулирование (договоры, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей); психологические методы – используются в целях гармонизации отношений между работниками фирмы и установления наиболее благоприятного психологического климата (комплектование малых групп, гуманизация труда, профотбор и обучение). 4) Методы оперативного управления основывается на оперативном планировании. Методы оперативного планирования: - метод планирования ключевых событий; - метод поэтапного планирования; - метод построения полосовых диаграмм; - метод построения дерева целей; - метод сетевого планирования. 5) Социологические методы: - повышение социально-производственной активности; - управление ролевым поведением; - совершенствование коммуникаций; - социальное регулирование; - личный пример и др. 6) Методы управленческого труда: - технико-организационный аспект труда проявляется в количественной и качественной определенности трудовых отношений, которые обусловлены технологией и организацией производства, предметом труда, квалификацией работников и другими факторами; - социально-экономический аспект труда выражается в организационных связях и отношениях между трудом работника и деятельностью организации в целом.
Внешняя среда организации Специфические черты внешней среды: 1) Сложность – характеризуется количеством и многообразием воздействующих факторов, оценивается степенью географической дисперсии или концентрации таких элементов окружающей среды как конкуренты, поставщики и регулирующие органы; 2) Взаимозависимость определяется степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов; 3) Неопределенность предполагает непредсказуемый случайный характер многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджменте и динамичность, показывающую скорость изменения факторов внешней среды организации. Внешняя среда включает микросреду и макросреду. Показатели состояния микросреды организации: 1) Поставщики: - качество поступающего сырья и материалов; - качество комплектующих, оснастки, запчастей; - качество информации; - качество нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в организацию; - качество подготовки специалистов; - изменение условий поставок. 2) Потребители: - тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров; - изменение параметров рынка по объему и ассортименту товаров; - изменение доходов потребителей; - изменение состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире. 3) Конкуренты: - анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов; - анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов; - прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов; - рыночная стратегия основных конкурентов. 4) Контактные аудитории: - отношение к организации и ее товару финансовых кругов региона, страны, СМИ, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. - разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией. 5) Маркетинговые посредники: - анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров; - налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг; - установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями. 6) Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности: - формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности; - анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы организации; - подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности. Макросреда организации включает в себя факторы косвенного воздействия: 1. Технология: - государственные расходы на НИОКР; - выбор приоритетов государства и ФПГ на определенных направлениях технологических усилий; - новые открытия и изобретения; - совершенствование существующих товаров; - рост числа техногенных катастроф; - скорость передачи технологий («исследование – производство»); - скорость выхода продукции на рынок. 2. Экономика: - влияние спада, подъема, кризиса экономики; - покупательская способность населения; - стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов); - инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита; - валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг; - спрос, предложение и цена товаров; - возможность получения внутренних и внешних займов; - условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы. 3. Социокультурная среда: - система ценностей общества; - традиции; - жизненные установки населения; - стереотипы поведения; - менталитет. 4. Политическая среда: - развитие гражданских институтов демократического общества; - дипломатические отношения с другими государствами; - отношение властей к частной собственности и предпринимательской деятельности; - формирование групп влияния (лоббистов). Моделирование ситуаций Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самого объекта или системы. Главная особенность модели – упрощение реальной ситуации или системы. Необходимость моделирования обусловлена тем, что многие организационные ситуации сложны, возможности проведения экспериментов в реальной жизни редки, а также тем, что руководство ориентируется на будущее (это единственный способ увидеть будущее). Классы моделей: § Физические – увеличенная или уменьшенная копия объекта или системы (копия самолета); § Аналоговая модель – ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковой; § Математическая модель – описание свойств объекта или системы с помощью математических символов. Построение модели: 1. Постановка задачи (определение проблемы, ее симптомов и причин); 2. Построение модели (определение главной цели модели – какие выходные данные надо получить, чтобы помочь руководству решить стоящую перед ним проблему; какая информация нужна для построения модели; оценить расходы на создание модели и реакцию людей, которые будут ее использовать); 3. Проверка на достоверность (надо определить степень соответствия модели реальному явлению, все ли факторы и ограничения были учтены, насколько моделирование помогает решить проблему); 4. Применение модели; 5. Обновления модели. Проблемы моделирования: § Информационные ограничения (точность информации о проблеме); § Страх пользователей, Теория игр – это теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта и неопределенности. Типы моделей:
Тема 4.6. Факторы эффективности менеджмента Вопросы:
Сущность, виды и задачи управления Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Управление может рассматриваться в рамках 3 подходов: 1) Управление с точки зрения процессов, происходящих внутри организации (формирование структуры организации, внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникации), технология, кадры, организационная культура, функциональные группы процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг); 2) Управление с позиции процессов включения организации во внешнюю среду (общее внешнее окружение, непосредственное деловое окружение); 3) Управление организаций с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности (функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль). Различают 2 типа управления организацией с точки зрения адаптивности к изменениям в окружении: 1) Механистический тип: · консервативная, негибкая структура; · четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи; · сопротивление изменениям; · власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации; · иерархическая система контроля; · командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз; · содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения. 2) Органический тип: · гибкая структура; · динамичные, не жестко определенные задачи; · готовность к изменениям; · власть базируется на знании и опыте; · самоконтроль и контроль коллег; · многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др..
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|