Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, виды и задачи управления





Сущность, виды и задачи управления

Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Управление может рассматриваться в рамках 3 подходов:

1) Управление с точки зрения процессов, происходящих внутри организации (формирование структуры организации, внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникации), технология, кадры, организационная культура, функциональные группы процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг);



2) Управление с позиции процессов включения организации во внешнюю среду (общее внешнее окружение, непосредственное деловое окружение);

3) Управление организаций с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности (функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль).

Различают 2 типа управления организацией с точки зрения адаптивности к изменениям в окружении:

1) Механистический тип:

· консервативная, негибкая структура;

· четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

· сопротивление изменениям;

· власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

· иерархическая система контроля;

· командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

· содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

2) Органический тип:

· гибкая структура;

· динамичные, не жестко определенные задачи;

· готовность к изменениям;

· власть базируется на знании и опыте;

· самоконтроль и контроль коллег;

· многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др..

 

Управленческий процесс и его простые элементы

В самом общем виде управление рассматривается как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управленческие команды) – имеет потребность и возможность управлять;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд – готов и имеет возможности для выполнения команд.

Таким образом, управление как процесс представляет собой непрерывные взаимосвязанные действия по формированию и использованию управленческих ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия называются функциями.

Таким образом, процесс управления включает следующие функции:

· постановка задач;

· планирование и прогнозирование;

· выработка деловой политики;

· организация;

· мотивация и стимулирование;

· подготовка персонала управления;

· контроль (учет и анализ);

· оценка и интерпретация результатов и тенденций;

· проведение корректирующих мероприятий (обратные связи);

· мониторинг.

 

 

тема 1.2. Закономерности управления различными системами

 

Вопросы:

1. Управление: субъект и объект

2. Управленческая связь и отношения управления

3. Основные группы функций системы управления

 

Управление: субъект и объект

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

 

МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

тема 2.1. Менеджмент как тип управления

Вопросы:

  1. Понятие «управление». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
  2. Управленческий труд и его специфика.
  3. Классификация управленческих работников.

 

Классификация управленческих работников. Ролевые модели управления Г. Минцберга и Т. Базарова

Разделение управленческого труда способствует повышению качества управляющих воздействий.

Таблица 3.1.

Методы менеджмента

Методы менеджмента – это способы, подходы и приемы, позволяющие упорядочить, направить на достижение целей организации и эффективно организовать выполнение функции менеджмента, этапов, процедур, операций, необходимых для принятий решений.

Использование специальных методов обогащает теорию и практику менеджмента, сокращает затраты времени и других ресурсов на постановку и достижение целей организации.

Выделяют 6 групп методов менеджмента:

1) Общенаучные методы исследования:

- эксперимент;

- тестирование, анкетирование, интервьюирование – методы получения экспертной информации;

- изучение документации организации;

- моделирование.

2) Конкретные (специфические) методы:

- управление функциональными подсистемами (например, управление сбытом);

- выполнение функций менеджмента (выполнение функции мотивации персонала);

- принятие управленческих решений (постановка проблемы, решение проблемы (методы решения проблем: корреляционный и дисперсионный анализ, теории массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, эвристические методы – приемы аналогии, инверсии, мозговой атаки, коллективного блокнота, морфологического анализа и т.д.), организация выполнения принятых решений).

3) Методы управления по характеру действия:

- экономические включают в себя методы государственного воздействия (прямого (прямое вмешательство в функционирование рыночного механизма – госрегулирование ценообразования, политика доходов, кредитно-денежная системы, использование квот и др.) и косвенного (экономические методы управления рынком – финансовая и кредитно-денежная политика государства – налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, регулирование валютного рынка и др.)); внутрифирменные методы (коммерческий расчет, внутрифирменный расчет, цены и механизм ценообразования, финансовая политика и ее составляющие);

- организационно-административные:

Ø организационно-стабилизирующие – устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми (концепции управления фирм, оргструктура, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор) – организационное проектирование, регламентирование, нормирование;

Ø организационно-распорядительные – обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (договоры, приказы, распоряжения, указания, резолюции, постановления) – 1) организационные (регламентирование, нормирование, стимулирование); 2) распорядительные (текущие распоряжения, формы распоряжений (приказы, распоряжения, инструкции, указания, разъяснения));

Ø организационно-технологические применяют для установления рациональной технологии взаимодействия функциональных подразделений и служб в процессе обработки ими управленческой информации (плановые методы, программные методы, сетевые методы (графоаналитические), программно-целевой метод, алгоритмические методы (алгоритм принятия решения), метод реактивного реагирования).

- социально-психологические – применяют для управления социально-психологическими процессами на предприятиях (социальные методы – социальное нормирование (правила внутреннего трудового распорядка, внутрифирменного этикета), социальное стимулирование, социальное регулирование (договоры, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей); психологические методы – используются в целях гармонизации отношений между работниками фирмы и установления наиболее благоприятного психологического климата (комплектование малых групп, гуманизация труда, профотбор и обучение).

4) Методы оперативного управления основывается на оперативном планировании. Методы оперативного планирования:

- метод планирования ключевых событий;

- метод поэтапного планирования;

- метод построения полосовых диаграмм;

- метод построения дерева целей;

- метод сетевого планирования.

5) Социологические методы:

- повышение социально-производственной активности;

- управление ролевым поведением;

- совершенствование коммуникаций;

- социальное регулирование;

- личный пример и др.

6) Методы управленческого труда:

- технико-организационный аспект труда проявляется в количественной и качественной определенности трудовых отношений, которые обусловлены технологией и организацией производства, предметом труда, квалификацией работников и другими факторами;

- социально-экономический аспект труда выражается в организационных связях и отношениях между трудом работника и деятельностью организации в целом.

 

Внешняя среда организации

Специфические черты внешней среды:

1) Сложность – характеризуется количеством и многообразием воздействующих факторов, оценивается степенью географической дисперсии или концентрации таких элементов окружающей среды как конкуренты, поставщики и регулирующие органы;

2) Взаимозависимость определяется степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов;

3) Неопределенность предполагает непредсказуемый случайный характер многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджменте и динамичность, показывающую скорость изменения факторов внешней среды организации.

Внешняя среда включает микросреду и макросреду.

Показатели состояния микросреды организации:

1) Поставщики:

- качество поступающего сырья и материалов;

- качество комплектующих, оснастки, запчастей;

- качество информации;

- качество нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в организацию;

- качество подготовки специалистов;

- изменение условий поставок.

2) Потребители:

- тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров;

- изменение параметров рынка по объему и ассортименту товаров;

- изменение доходов потребителей;

- изменение состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире.

3) Конкуренты:

- анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов;

- анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов;

- прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов;

- рыночная стратегия основных конкурентов.

4) Контактные аудитории:

- отношение к организации и ее товару финансовых кругов региона, страны, СМИ, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

- разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией.

5) Маркетинговые посредники:

- анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров;

- налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг;

- установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями.

6) Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности:

- формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности;

- анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы организации;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Макросреда организации включает в себя факторы косвенного воздействия:

1. Технология:

- государственные расходы на НИОКР;

- выбор приоритетов государства и ФПГ на определенных направлениях технологических усилий;

- новые открытия и изобретения;

- совершенствование существующих товаров;

- рост числа техногенных катастроф;

- скорость передачи технологий («исследование – производство»);

- скорость выхода продукции на рынок.

2. Экономика:

- влияние спада, подъема, кризиса экономики;

- покупательская способность населения;

- стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);

- инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита;

- валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;

- спрос, предложение и цена товаров;

- возможность получения внутренних и внешних займов;

- условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

3. Социокультурная среда:

- система ценностей общества;

- традиции;

- жизненные установки населения;

- стереотипы поведения;

- менталитет.

4. Политическая среда:

- развитие гражданских институтов демократического общества;

- дипломатические отношения с другими государствами;

- отношение властей к частной собственности и предпринимательской деятельности;

- формирование групп влияния (лоббистов).

Моделирование ситуаций

Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самого объекта или системы.

Главная особенность модели – упрощение реальной ситуации или системы.

Необходимость моделирования обусловлена тем, что многие организационные ситуации сложны, возможности проведения экспериментов в реальной жизни редки, а также тем, что руководство ориентируется на будущее (это единственный способ увидеть будущее).

Классы моделей:

§ Физические – увеличенная или уменьшенная копия объекта или системы (копия самолета);

§ Аналоговая модель – ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковой;

§ Математическая модель – описание свойств объекта или системы с помощью математических символов.

Построение модели:

1. Постановка задачи (определение проблемы, ее симптомов и причин);

2. Построение модели (определение главной цели модели – какие выходные данные надо получить, чтобы помочь руководству решить стоящую перед ним проблему; какая информация нужна для построения модели; оценить расходы на создание модели и реакцию людей, которые будут ее использовать);

3. Проверка на достоверность (надо определить степень соответствия модели реальному явлению, все ли факторы и ограничения были учтены, насколько моделирование помогает решить проблему);

4. Применение модели;

5. Обновления модели.

Проблемы моделирования:

§ Информационные ограничения (точность информации о проблеме);

§ Страх пользователей,

Теория игр – это теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта и неопределенности.

Типы моделей:

  • Матричные игры – платежная матрица или матрица решений;
  • Модели теории массового обслуживания – теории очередей – используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них;
  • Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, объема готовой продукции на складах;
  • Линейное программирование используется при составлении оптимального по прибыли плана производства, выборе структуры инвестиций, составлении расписаний, разработке маршрутов перевозок;
  • Имитационное моделирование – имитация ожидаемого прироста производительности и прибыли в результате применения новой технологии или изменения состава рабочей силы и др.;
  • Модели системного анализа (дерево анализа проблемы, дерево целей, дерево решений;
  • Экономический анализ.

 

Тема 4.6. Факторы эффективности менеджмента

Вопросы:

  1. Понятие эффективности управления. Факторы, влияющие на эффективность управления.
  2. Управление эффективностью. Методы оценки эффективности управления. Модели эффективного менеджмента.

 

Сущность, виды и задачи управления

Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» — человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер — это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Управление может рассматриваться в рамках 3 подходов:

1) Управление с точки зрения процессов, происходящих внутри организации (формирование структуры организации, внутриорганизационные процессы (координация, принятие решений, коммуникации), технология, кадры, организационная культура, функциональные группы процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг);

2) Управление с позиции процессов включения организации во внешнюю среду (общее внешнее окружение, непосредственное деловое окружение);

3) Управление организаций с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности (функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль).

Различают 2 типа управления организацией с точки зрения адаптивности к изменениям в окружении:

1) Механистический тип:

· консервативная, негибкая структура;

· четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

· сопротивление изменениям;

· власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;

· иерархическая система контроля;

· командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

· содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

2) Органический тип:

· гибкая структура;

· динамичные, не жестко определенные задачи;

· готовность к изменениям;

· власть базируется на знании и опыте;

· самоконтроль и контроль коллег;

· многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др..

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.