Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Способы традиционного анализа





К способам традиционного анализа относим:

1. Способ сравнения;

2. Балансовый способ;

3. Использование абсолютных, относительных и средних величин;

4. Графический способ;

5. Способ группировки информации

 

1.Способ сравнения - это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление сравнивается с известным ранее с целью определения общих черт или различий между ними.

При анализе экономики предприятия применяются следующие виды сравнений:

- отчетные показатели с плановыми, предшествующими

- плановые с предшествующими

- показатели работы за каждый день

- межхозяйственное сравнение показателей

-со среднеотраслевыми данными по министерству, концерну

 

Виды сравнительного анализа:

· Горизонтальный, используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового.

· Вертикальный, изучается структура экономических явлений путем расчета удельного веса частей в общем целом.

· Одномерный, сравнение делается по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

· Многомерный, производится сравнение результатов деятельности нескольких предприятий по широкому кругу показателей.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

2) Балансовый способ, служит для отражения соотношений, пропорций, двух групп, взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны или тождественны. Этот метод широко применяется в бухгалтерском учете и планировании.

В анализе он используется как вспомогательное средство для проверки исходных сведений, а также для проверки правильности аналитических расчетов. В частности этот способ используется для проверки правильности определения влияния факторов на прирост величины результативного показателя.

В анализе на основе балансового способа разработан один из способов факторного анализ - метод долевого участия.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Способ относительных и средних величин

Экономические явления, изучаемые в анализе хозяйственной деятельности имеют количественную определённость, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, площади, стоимости и так далее безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления, но взятой за другое время или по другому объекту.

Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Она выражается в форме коэффициентов или процентов.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются для обобщенной характеристики изучаемых явлений и процессов.

В анализе хозяйственной деятельности используются различные типы средних величин: среднеарифметические, среднеквадратичные и так далее.

Средние величины имеют существенный недостаток – так как нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрывается плохо работающие хозяйственные подразделения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Способ группировки

Широкое применение в анализе хозяйственной деятельности находит группировка информации.

 

Группировка информация - это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно-однородные группы по соответствующим признакам.

 

В анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних величинах, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

В зависимости от задач исследования используются:

Типологические - примером могут быть группы населения по роду деятельности, группы организаций по формам собственности и так далее.

Структурные - позволяет изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей.(состав рабочих по стажу, возрасту и т.д)

Аналитические - используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

по характеру признаков она может быть: качественной, количественной;

по сложности построения: простые, комбинированные.

При построении группировок нужно серьезно отнестись к делению на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, так как от этого может существенно измениться результаты анализа

.Однако метод группировки не позволяет полностью представить характер и силу взаимосвязи. Его целесообразно использовать при подготовке первичного материала к анализу, при сравнении работы отдельных предприятий с целью использования положительного опыта.

Графический способ

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов).

Благодаря им изучаемый материал становится доходчивым и понятным, позволяют зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация.

Основные формы графиков, которые используются в анализе хозяйственной деятельности - диаграммы. Они по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают:

- диаграммы сравнения,

- диаграммы структурные (наглядность удельных весов),

- диаграммы динамические (соответствие промежутки времени),

- графики связи (связь между показателями),

- графики контроля (сведения о ходе выполнения плана).

 

1.8 Приёмы факторного анализа.

 

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценки качества работы организаций. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

 

Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Существует множество типов факторного анализа:

- детерминированный, стохастический, прямой, обратный, одноступенчатый многоступенчатый, статистический, динамический, ретроспективный, перспективной

 

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину.

Самым распространенным типом факторного анализа является детерминированный факторный анализ.

 

Детерминированный факторный анализэто методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем представлена в виде произведения, суммы или деления.

Наиболее часто встречающимися являются следующие типы детерминированного факторного анализа:

1. аддитивный - когда результативный показатель представлен в виде суммы;

2. мультипликативный - когда результативный показатель представлен в виде произведения;

3. кратный - когда результат представлен в виде отношения;

4. смешанный - представлена смесь первых трех типов.

Если между факторами и результативным показателем существует детерминированная зависимость, то в данном случае используются приемы элиминирования.

 

Элиминирование представляет собой прием, при котором для определения влияния на изучаемое явление каждого фактора в отдельности устраняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на результативный показатель рассчитывается.

В детерминированном факторном анализе используются следующие способы элиминирования:

1. способ цепной подстановки;

2. способ абсолютных разниц;

3. способ относительных разниц;

4. способ долевого участия

5. интегральный способ.

При использовании способов элиминирования необходимо знать правила подстановки:

· в первую очередь учитывается влияние количественных факторов, а затем – качественных

· если имеется несколько количественных(качественных) факторов, то сначала изменяются количественные (качественные) факторы более высокого порядка, затем более низкого.

Способ цепной подстановки

Используется во всех типах детерминированного факторного анализа. Он позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены плановых показателей на фактические.

Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня определенного фактора позволяет устраниться от влияния всех факторов кроме одного.

 

 

Мультипликативная модель Смешенная модель Кратная модель
Y=A×B×C Yплпл×Впл×Спл Yусл 1 = А×Впл×Спл Yусл 2 = Аф ×Вф×Спл Yфф×Вф×Сф   ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Yусл2 – Yусл1 ΔYc = Yф – Yусл2   Y=A×(B-C) Yплпл×(Вплпл ) Yусл 1 = А×(Вплпл) Yусл 2 = Аф ×(Вфпл) Yфф×(Вфф)   ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Yусл2 – Yусл1 ΔYc = Yф – Yусл2   Y= A/B Yпл = A пл / B пл Yусл= A ф / B пл Yф = A ф / B ф     ΔYа = Yусл1 – Yпл ΔYb = Y ф – Yусл1  

 

Способ абсолютных разниц

Используется в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. При его использовании величина влияния факторов рассчитана умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на плановую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов расположенных слева от него в модели.

 

Мультипликативная модель Мультипликативно-аддитивная модель
  Y=A×B×C Yплпл×Впл×Спл ΔYa = ΔA×Впл×Спл ΔYb = Aф×ΔВ×Спл ΔYс = Aф×Вф×ΔС Yфф×Вф×Сф   Δ = Ф – Пл       Y=A×(B-C) Yплпл×(Вплпл ) ∆Yа = ∆А×(Вплпл) ∆Yв = Аф ×∆В ∆Yс = Аф ×(-∆С)   Yфф×(Вфф)  

 

 

Способ относительных разниц

Применяется только в мультипликативных моделях.Суть данного способа состоит в использовании относительных отклонений, выраженных в % или коэффициенте. Применяется когда уже известны отклонения. Во всех остальных случаях используется довольно редко в связи с образующейся математической погрешностью в результате определения относительных отклонений.

 

Алгоритм:

Yпл=Aпл×Bпл ×Cпл

ΔYa = (Yпл× ΔA%) / 100

ΔYb = ((Yпл+ ΔYа) × ΔВ%) / 100

ΔYс = ((Yпл+ ΔYа + ΔYb) × ΔС%) / 100

ΔА%=((Аф - Апл) / Апл) × 100

ΔВ%=((Вф - Впл) / Впл) × 100

ΔС%=((Сф - Спл) / Спл) × 100

Данный с пособ удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитывать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличии от предыдущих способов здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обуславливает его преимущество.

Способ долевого участия

Используется в аддитивных и кратно-аддитивных моделях. Сущность его состоит в пропорциональном делении отклонения по обобщающему показателю по факторам,его обусловившим. Для этого сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост результативного показателя.

Алгоритм:

Y=A+B+C

∆Ya= (∆a / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

∆Yb= (∆b / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

∆Yc= (∆c / (∆a+∆b+∆c)) * ∆Y общ

Рассмотренные способы элиминирования имеют существенные недостатки:

1) при их использовании исходят из того, что факторы изменяются независимо друг от друга, хотя на самом деле изменения должны быть совместными.

2) от взаимодействия факторов образуется дополнительный прирост
результативного показателя, который при применении способов элиминирования
присоединяется к последнему из факторов. В связи с этим величина влияния факторов на изменении результативного показателя мен
яется в зависимости от места, на которое поставлен тот или иной фактор в модели.

Чтобы избавиться от этого недостатка используют интегральный метод.


Он применяется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты, так как в данном случае результаты не зависят от места расположения факторов модели, а дополнительный прирост раскладывается между факторами поровну.

 

1. F = X×Y

ΔFx = ΔX×Yпл + 1/2 × ΔX×ΔY

ΔFy = ΔY×Xпл + 1/2 × ΔX×ΔY

2. F = X×Y×Z

ΔFx = 1/2 × ΔX (Yпл×Zф + Yф×Zпл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

ΔFу = 1/2 × ΔY (Xпл×Zф + Xф×Zпл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

ΔFz = 1/2 × ΔZ (Xпл×Yф + Xф×Yпл) + 1/3 × ΔX×ΔY ×ΔZ

3. F = X×Y×Z×G

ΔFx = 1/6× ΔX (3Yпл×Zпл × Gпл×Yф × Gпл× (Zф + ΔZ) + Gф ×Zпл × (Yф+ ΔY) + Zф ×

× Yпл × (Gф + ΔG)) + 1/4× ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

∆Fy= 1/6 × ∆Y(3Xпл× Zпл×Gпл+ Xф× Gпл× (Zф+∆Z) + Gф×Zпл×(Xф +∆X)+Zф ×Xпл×

× (Gф+∆G)) + ¼ × ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

∆Fz = 1/6 × ∆Z (3Xпл× Yпл×Gпл+ Gф× Xпл× (Yф+∆Y) + Yф×Gпл×(Xф+∆X)+Xф×Xпл×

× (Gф+∆G)) + ¼ × ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

∆Fg = 1/6 × ∆G (3Xпл× Yпл×Zпл+ Zф× Xпл× (Yф+∆Y) + Yф×Zпл×(Xф+∆X)+Xф×Yпл×

× (Zф+∆Z)) + ¼ × ΔX×ΔY ×ΔZ × ΔG

 

ТЕМА 2

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.

 

1. Значение, задачи и источники информации.

2. Анализ формирования и выполнения производственной программы.

3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

4. Анализ ритмичности производства.

5. Анализ качества продукции.

6. Анализ выполнения договорных обязательств.

7. Анализ факторов, влияющих на реализацию продукции и производство продукции.

8. Резервы увеличения объёма и реализации продукции.

 

2.1. Значение, задачи и источники информации.

В соответствии с Законом о предприятии в Республике Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию.

Объёмы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Организация должна производить только те товары и в таком объёме, которое оно может реально реализовать. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объём производства, но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объём продаж является основой разработки производственной программы.

Темпы роста объёма производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность.

 

Задачи анализа:

1. Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2. Определение факторов, влияющих на объём производства и реализации продукции;

3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

4. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

 

Источники информации:

1. Бизнес-план предприятия;

2. Форма № 1-п (годовая, квартальная) «Отчёт по продукции»

3. Форма 12-п (месячная) «Отчет по продукции»

4. Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»

5. Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»

6. Оперативные планы-графики.

Объекты анализа:

1. Объём производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

2. Качество и конкурентоспособность продукции;

3. Структура производства и реализации продукции;

4. Ритмичность производства и реализации продукции.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.