|
ЛЕКЦИЯ 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорогаСтр 1 из 17Следующая ⇒ План 1. Введение. Система ВАДС 2. Факторы, связанные с транспортным средством 3. Размеры и масса транспортного средства 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств 1. Введение. Система ВАДС Сфера ОБДД представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов дорожно-транспортного комплекса (ДТК), состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения. К объектам ОБДД относятся транспортные средства; участники дорожного движения; дороги и придорожные устройства и оборудование; технические средства; специалисты по организации и управлению дорожным движением и т.д. На БДД оказывает влияние множество факторов как объективных (конструктивные параметры и состояние дороги, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, обустройство дорог сооружениями и средствами регулирования, время года, суток), так и субъективных (состояние водителей и пешеходов, нарушение ими установленных правил). Таким образом, на дорогах существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов «человек», «автомобиль», «дорога», функционирующих в определенной «среде». Эти элементы единой дорожно-транспортной системы находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность. С точки зрения БДД для системного изучения интерес представляют как сами факторы риска ДТП, так и их сочетания: · человек—автомобиль; · автомобиль—дорога; · дорога — человек. На рис. 1 представлена роль разных факторов как причин ДТП: в 57 % случаев главная причина ДТП — ошибка человека; в 27 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и дороги; в 6 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и автомобиля; в 3 % случаев причиной ДТП является проблема сложного взаимодействия человека, автомобиля и дороги. Для планирования мероприятий по снижению влияния факторов аварийности необходим прежде всего их детальный анализ.
Рис.1. Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП Степень изученности влияния сочетаний факторов риска ДТП в настоящее время и результаты мировых исследований приведены в табл. 1. Таблица 1.
Все разнообразие мер, применимых в качестве основных инструментов для повышения БДД, можно подразделить по основным факторам риска ДТП на три группы: · для повышения безопасности поведения участников дорожного движения (фактор «человек») — предназначены для проведения мероприятий в рамках воспитательной, образовательной, законотворческой, политической, общественной деятельности, нацеленной на формирование безопасной модели поведения участников дорожного движения, посредством воспитания желательного и корректировки нежелательного поведения, а также для деятельности дорожных организаций в рамках аудита безопасности; · повышения безопасности транспортных средств (фактор «автомобиль») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, направленной на повышение надежности и безопасности как самих транспортных средств, так и их эксплуатации; · • повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием, проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдельных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых сетей. Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реализуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством: сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определения курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД; проведения последующего мониторинга для анализа результативности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности; оптимизации решения главной задачи любой транспортно-дорожной сети — обеспечения транспортных операций с минимальными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций. 2. Факторы, связанные с транспортным средством К факторам, связанным с транспортным средством и определяющим потенциальный риск ДТП и его тяжесть, можно отнести выбор способа передвижения; размеры и массу транспортного средства; мощность двигателя и скоростные характеристики транспортного средства; техническое состояние и обустройство транспортного средства. Выбирая способ передвижения, участник дорожного движения делает выбор между степенями потенциального риска ДТП. На рис. 2 представлен риск ранения при разных способах передвижения — число ранений на 1 млн чел.-км. Самый высокий риск ранения при езде на мотоцикле, самый низкий — для пользующихся автобусом. У пешеходов и велосипедистов риск ранения также является относительно высоким. Представленные показатели риска построены на основе данных о ДТП с участием транспортного средства и являются аналогичными для многих стран. Цифры относятся и к водителям, и к пассажирам, пользующимся разными способами передвижения. Таким образом, разные способы передвижения или группы участников дорожного движения можно разделить на две группы. К первой группе, имеющей высокий риск ранения и тяжесть последствий ДТП, относятся пешеходы, велосипедисты и люди, передвигающиеся на мопеде или мотоцикле, ко второй — водители и пассажиры водителей, пользующиеся общественным транспортом. Важной причиной этого является то, что пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты не имеют такой защиты от ранений, как водители. Рис. 2. Средний риск ранения в ДТП при разных способах передвижения 3. Размеры и масса транспортного средства В случае ДТП водитель и пассажиры автомобиля оказываются более защищенными, чем, например, мотоциклист. Находясь в большом автомобиле, водитель и пассажиры защищены лучше, чем в маленьком. Согласно исследованиям риск гибели в ДТП уменьшается примерно в 2 раза на каждые 800 кг дополнительной массы автомобиля. При массе автомобиля 2400 кг относительный риск гибели в ДТП равен 1, при 1600 кг — 2, при 800 кг — 4. Размер автомобиля определяет степень безопасности водителя и пассажиров при любом столкновении (с движущимся автомобилем или с неподвижным объектом). Чем больше автомобиль, тем длиннее передние и задние зоны его конструкции, тем более защищен его каркас безопасности от повреждений, тем меньше ударные усилия и тяжесть последствий ДТП для пассажиров внутри салона. 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики Этот фактор тесно связан с другими факторами риска, например вес и размер автомобиля, личные качества водителя, пробег автомобиля и т.д. Однако некоторые исследования свидетельствуют, что автомобили с двигателями высокой мощности имеют риск ДТП на 15...20% выше по сравнению с автомобилями с двигателями обычной мощности при одинаковом весе автомобиля, т.е. риск ДТП повышается с увеличением мощности двигателя. Можно объяснить эту закономерность тем, что наличие высоких характеристик провоцирует водителя использовать полные возможности автомобиля и демонстрировать его качества окружающим. 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств Мировые исследования подтверждают, что наличие обязательной сертификации и технического контроля при регистрации автомобиля в сочетании с периодическим техническим осмотром влияет на БДД и это влияние определяет требования, предъявляемые к автомобилям, которые в свою очередь постоянно ужесточаются. Проведенные в США исследования показали, что риск ДТП для грузовиков с техническими неисправностями возрастает на 60...70% по сравнению с грузовиками в нормальном техническом состоянии. Также результаты американских исследований подтверждают, что ужесточение требований по техническому состоянию автомобилей, а также по конструктивной безопасности позволяет сократить число погибших в ДТП на 30 %. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|