|
Семь добродетелей искусства воспитанияКристоф Вихерт Когда Рудольф Штайнер в своих докладах по общему человековедению, в методически–дидактических докладах и докладах, посвященных учебному плану, раскрывал тему этического и профессионального обоснования духовного искусства воспитания, он обратил внимание на семь добродетелей профессии учителя. В настоящее время много говорят о качестве профессиональной деятельности, о развитии качества, о приобретении профессиональных навыков. Упомянутые Рудольфом Штайнером семь добродетелей рассматриваются здесь в аспекте развития навыков. Он характеризует их следующим образом: «Потребность в фантазии, чувство истины, чувство ответственности – все эти три силы являются главными нервами педагогики. И тот, кто хочет воспринять педагогику, тот должен записать себе эту педагогику в виде девиза: Пронизывай себя способностью к фантазии, Обладай мужеством к истине, Обостряй свое чувство душевной ответственности». [91] Сегодня я хотел бы завершить наше рассмотрение, указав вам еще раз на то, что я хотел бы видеть живущим в вашем сердце – это четыре вещи: «Первая: Учитель да будет инициативным человеком в большом и малом»... «Вторая: Учитель должен быть человеком, у которого есть интерес ко всему мировому и человеческому бытию».... «Третья: Учитель должен быть человеком, который никогда не заключает внутреннего компромисса с неистинным».... «И, наконец, последняя, о которой легче сказать, чем сделать, но которая также является золотым правилом для профессии учителя: Учитель не должен быть сухим и скучным. Не высохший, а свежий душевный настрой»… [92]» Первое, что при этом бросается в глаза, это факт членения. Можно воспринимать это как рунический знак; получилось, что в начале речь шла о трех способностях, а затем, позже, в конце курса Общего человековедения, о четырех. Что означают «Три» и «Четыре»? Когда при рассмотрении человека в центре стоит принцип трех, а когда принцип четырех? Всегда, когда речь идет о свойствах души, возникает триада. Речь идет о трех основных силах: мышлении, чувствовании и волении. Если же мы начинаем обсуждать связь с телом, с физической конституцией, тогда это рассмотрение строится на четырех базовых аспектах, соответствующих четырем царствам природы, четырем первоэлементам и четырем членам существа человека. 'Пронизывай себя способностью к фантазии', 'Обладай мужеством к истине' и 'Обостряй свое чувство душевной ответственности'. Это триада фантазия – чувствование, истина – мышление, ответственность – воление. Связь трех добродетелей с тремя силами души становится еще более значимой, если мы, следуя сказке Гете, подумаем о трех качествах, которые там, где есть забота о человеческом развитии, представляют собой важные ценности: мудрость, красота, сила. В той последовательности, которая присутствует в общем человековедении, они должны быть расположены так: красота, мудрость, сила. В трех глаголах «пронизывай себя», «обладай мужеством», «обостряй свое чувство» подчеркивается волевой элемент. Не говорится «развивайся в этом направлении», отправная точка ясна: у нас всех есть эти качества, эти «навыки», мы должны лишь сделать их осознаваемыми и активными. Если мы овладеем этими тремя качествами, тогда душа будет развиваться к мудрости, красоте и силе. Тогда мы будем развиваться. А для ребенка, развивающегося человека, это самое интересное и доступное восприятию на примере учителя: он развивается. Этому начинает подражать ребенок, воспринимая это в качестве образца. Есть еще один путь к пониманию тайны трех, который заключается в вопросе, действительно ли эти три качества определяют реальную компетентность учителя. Можно попробовать сравнить с этой триадой то, что мы знаем из Нового завета, а именно, слова Христа: «Я есть путь, истина и жизнь». Любой преподаватель знаком с поисками правильного, действенного и вдохновляющего пути в педагогике. Это вопрос, связанный с дидактикой, с изобретательностью в проведении занятий. Каждый знает, что в педагогике путь, способ, вопрос как, обладает огромной важностью. И найти этот путь можно лишь тогда, когда преподаваемый материал для меня самого является очень важным. Учитель находит путь лишь тогда, когда он любит свой предмет, когда он способен сделать заурядный материал священным. Именно это делает преподавание чем-то вечно новым, даже несмотря на то, что любимый материал остается тем же. Это область обновления сил в учителе и в ученике. Как же у учителя обстоит дело с истиной? Как мы сами ведем себя по отношению к истине в нас самих? Есть ли у нас мужество посмотреть в лицо своей собственной истине? Что я могу, чего я не могу? Где и когда я предстаю перед учениками или в кругу коллег другим, чем я есть на самом деле? Когда при общении с учениками меня охватывает стремление к тому, чтобы действительно их понять, чтобы благодаря этому помочь им? Или же я, помогая другим, полностью погружен в свои собственные представления о том, что нужно или не нужно делать? Это область истинного проявления того, что я приобрел в своем стремлении понять человековедение. Когда говорится о том, что профессия учителя не может быть работой, выполняемой с 8 утра до 13 дня или же о том, что она (как выражается Штайнер) должна пониматься не как нечто «интеллектуально–эмоциональное», но как духовно–моральное, то это означает не что иное, как принятие и несение ответственности за все, что несет с собой эта профессия. А это сама жизнь – жизнь детей и их окружения, предопределенного судьбой. Путь, истина и жизнь являются сферами практики этих трех навыков. Для того, чтобы найти путь, мне нужна фантазия, истина присутствует сама по себе, а ответственность по отношению к жизни является центральной ответственностью, о которой идет речь. Можно предположить, что эти три вида компетентности, эти три добродетели происходят из одного величественного истока. Если мудрость, красота и сила являются понятиями, которые скорее присущи мистериальной традиции, в которой эти силы развивались для души в чистом виде, тогда мы можем найти отражение этого в области культуры, науки и религии. В искусстве и науке несложно уловить стремление к первым двум добродетелям. Напрашивается вопрос, не связано ли указание «обостряй свое чувство душевной ответственности» с религиозностью. Что такое душевная ответственность? Это тот факт, что ближний, в данном случае ученик, никогда не может быть для меня безразличен. И разве не религиозным является отношение, выражающееся в стремлении познать ближнего (насколько необходимо) и взять на себя душевную ответственность за него? Тогда каждый ученик сможет (неосознанно) почувствовать уверенность в том, что его оберегают, что им действительно интересуются. Давайте теперь рассмотрим четыре добродетели. В одном докладе Штайнер размышляет над особенностями процесса написания на примере теософии[93]: «...Когда я писал свою «Теософию», я не мог просто представить в виде ряда: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и Я, как это можно подытожить, когда явление уже есть, когда оно внутренне понято. Мне пришлось упорядочивать по триадам; физическое тело, эфирное тело, тело ощущения; первая триада. Затем неразрывно связанная с нею триада: душа ощущающая, душа рассудочная, душа сознательная; затем связанная с нею триада: самодух, жизнедух, духочеловек, три раза по три, вплетенные друг в друга, вместе образуют семь. Но семь и есть именно три раза по три, вплетенные друг в друга. И теперь, если мы посмотрим на современную стадию человеческого развития, появляется четверка, которая по сути является вторичным числом.»
Это описание не только дает нам ключ к живому процессу мышления в трудах Рудольфа Штайнера, но и ясно показывает нам, как число три действует в принципе творящего, процессуально образующегося: это мировой процесс. Число четыре, напротив, есть нечто, что возникает в готовом виде. Когда все уже проявлено, понято, появляется число четыре, которое является вторичным числом, т.е. 2x2. Так же обстоит дело с четырьмя темпераментами. Они возникают из четырехчленной конституции как нечто статичное и требуют обработки силами Я. Их нужно «возвести на более высокую ступень» для того, чтобы мы могли ими пользоваться в соответствии с ситуацией и по собственной воле. Темперамент может стать инструментом, способностью, которая у нас есть. Если рассмотреть этот ряд, можно угадать переходы: Холерик: Тирания → Инициатива Сангвиник: Рассеянность → Интерес Флегма: Инертность → Верность (отсутствие компромиссов) Меланхолик: Уныние → Отсутствие уныния Таким образом, то, что изначально заложено в нашей конституции, может быть переработано. Это подводит нас к вопросу о четырех добродетелях. Можем ли мы привести эти семь чисел к одному целому? Не зависят ли они друг от друга по иному? Или же мы имеем дело лишь с одной парой три и четыре? Есть ли другая взаимосвязь? Давайте рассмотрим три и четыре как число семь, тогда получится следующее: 1 Способность к фантазии 2 Чувство истины 3 Ответственность 4 Инициатива 5 Интерес 6 Внутренняя бескомпромиссность 7 Отсутствие уныния Если противопоставить эти способности друг другу, получится: 1 → 7: Без способности к фантазии мы будем в унынии 2 ↔ 6: Чувство истины способствует нашей внутренней бескомпромиссности 3 ↔ 5: Чувство ответственности пробуждает интерес, интерес пробуждает ответственность 4: В центре сила Я, инициатива. Все исходит от нее, она делает нас человеком, развивающимся. Инициативный человек может проявлять инициативу в отношении себя самого или в отношении дела. Чем больше удается действовать ради какого-то дела, тем более благодатным является социальное воздействие этих поступков. Мы становимся ближе к действиям духа времени. Согласно исследованиям Штайнера, современная эпоха находится под владычеством ставшего духом времени архангела Михаила. «...Когда человек ищет свободу, без примесей эгоизма, когда свобода в нем становится чистой любовью к действию, которое должно быть выполнено, тогда у него есть возможность приблизиться к Михаилу» [95]. Конечно, любой человек, если его спросить, скажет, что он практически никогда не действует из эгоизма. В нашем сознании мы живем и действуем «естественно» из альтруистических соображений, на благо дела. На Земле мы живем между иллюзией и действительностью. Шаг за шагом мы должны избавляться от иллюзий, присутствующих прежде всего в нашем сознании. Это занимает долгое время и требует большого жизненного опыта, после приобретения которого наше сознание начинает соответствовать фактам, и люди начинают представать перед нашим сознанием такими, какие они есть – какими они хотят стать.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|