Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗНАМЕНИЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО





В книге «Удивительные чудеса природы и искусства», вышедшей в 1685 году, есть упоминание о пугающих знамениях в Европе:

«В году 1554 неподалёку от города Хармстед в Трансильвании на небосклоне наблюдались нижеследующие отчётливо различимые буквы: I. N. R. I. М. D. L. V. I. I. A. R. Е. I. N. Е. N. D. Е. D. I. S. Е. S. R. Е. I. С. Н. S... В том же году в германском городе Фрейбурге очень ясным днём видели Господа нашего Иисуса Христа, восседающего на радуге, будто взошедшего на судейский престол огласить приговор миру сему»138.

Буквы эти не представляют никакой трудности для расшифровки, если разбить их на несколько групп: INRI MDLVII A REIN ENDE DI(E)SES REICH(E)S. «INRI» — это сокращённая надпись на латыни «lesus Nazarenus, Rex ludaeorum», то есть «Иисус из Назарета, царь иудейский». По евангельской легенде, именно эту надпись прибили над головой распятого Христа. MDLVII — весьма близкая дата (1557). Дальше идёт немного искажённый немецкий: «ПОЛНЫЙ КОНЕЦ ЦАРСТВУ СЕМУ», то есть «конец света». Но три года спустя ничего не произошло!

Не менее ужасное «знамение» увидели над Германией 5 июля 1300 года, когда «в вечерних сумерках в Кольмаре явилось многим мужчинам и женщинам под Луной великолепие Божье, который сидел на троне, прямо как в суде, и изо рта его на обе стороны исходил обнажённый меч: и так творил он суд и страшно судил народ». Но и тогда паника оказалась напрасной139 (рис. 24).

В августе 1896 года «явление красного креста» увидели в Урсконге, примерно в 20 милях к северу от Христиании, Норвегия:

«Часа через два после заката, на ясном небе, под углом 45 градусов на западном небосклоне был виден в течение часа или более того огромный красный крест и под ним большими красными буквами было написано „J.K.S.“. Те, кто это видел, тут же узнали в них первые буквы важного высказывания на их языке — „Jeg kommer snart“. По-английски это выражение значит: „Я гряду скоро"140. Однако ожидание затянулось: „второго пришествия" и Страшного Суда нет до сих пор.

Похоже, что цель „рисунков" заключалась только в том, чтобы напугать людей и заставить их верить в догмы христианской религии. Но если видения в Хармстеде, Фрейбурге, Кольмаре и Урсконге остались „чудом" местного значения, то „знамение" 27 октября 312 года навсегда изменило ход истории.

В начале четвёртого века нашей эры власть в Римской империи была непрочной, постоянно переходя из рук в руки. В 305 году Максимиан Геркулий и Диоклетиан были вынуждены отречься от престола: бразды правления перешли к Констанцию Хлору и Гаперию. Для того чтобы увериться в прочности этого союза, Галерий взял одного из сыновей Констанция — Константина — в заложники.

„Не желая мириться с этим, Константин, при своём сильном и неукротимом характере, тогда уже, с молодых лет охваченный страстным стремлением к власти, решил бежать", — сообщает Виктор Аврелий. Узнав, что его отец находится при смерти, он обманным путём вырвался от Гаперия и успел прибыть в Галлию до того, как Констанций Хлор умер. Отец представил сына воинам и передал ему власть из рук в руки. Гаперий вынужден был признать Константина равным себе соправителем.

В том же году власть в Риме захватил Максенций, сын бывшего императора Максимиана. Два года спустя Гаперий предпринял попытку разгромить соперника, но потерпел поражение и отступил.

После смерти Галерия в 310 году в империи остались четыре претендента на трон: Константин, Максенций, Лициний, возведённый Галерием в 308 году в ранг Августа, и Максимин, племянник Галерия. Вскоре между Максенцием и Константином разгорелась ожесточённая борьба за западную часть империи.

Константин, убедившись в безопасности своих тылов в Галлии, перевалил через Альпы, захватил Турин, Милан, Верону и подошёл к реке Тибр. Приближалось решающее сражение.

Рис. 24. Так в христианской Европе представляли себе Страшный суд (гравюра 1510 года). Надписи в свитках над головой Иисуса — цитаты из Библии: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы. Мф. 7: 2» и «Господь творит правду и суд всем обиженным. Пс. 102: 6»

У Константина было меньше войска, чем у Максенция, на стороне которого к тому же была „железная гвардия" преторианцев. Легионеры считали поход делом отчаянным, если не вообще безнадёжным. Войска роптали: гадания жрецов и авгуров предвещали неминуемые несчастья. И тут...

„Император получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы нелегко, если бы говорил кто-то другой, — утверждает летописец Евсевий Кесарийский, автор «Церковной истории». — Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный император..."

„Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил император, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: «Сим побеждай!» Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и всё войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо.

Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: „Что бы значило такое явление?" Но между тем как он думал и долго размышлял о нём, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов.

Встав вместе с наступлением дня, Константин рассказал друзьям свою тайну и потом, созвав мастеров, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, сел между ними и, описав им образ знамени, приказал, в подражание ему, сделать такое же из золота и драгоценных камней...»

Сократ Схоластик подтверждает рассказ Евсевия:

«Император Константин старался избавить римлян от их рабства и немедленно начал думать, каким бы образом погубить тирана. В таких размышлениях он спросил себя, какого бы Бога призвать помощником в битве... Находясь в таком раздумье и в то же время ведя за собою войско, он нечаянно увидел дивное и невыразимое словом явление: в полуденные часы дня, когда солнце начинало уже склоняться, узрел он на небе крестовидный столп света с надписью: „Сим побеждай". Император был поражён этим знамением и, не веря сам своим глазам, спросил присутствующих, видят ли и они явление. Когда же те подтвердили, он совершенно уверился в божественном и дивном видении. Сверх того, во время наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нём иметь как бы готовый трофей над врагами. Убеждённый этим провещанием, император устроил крестный трофей, который и доныне хранится в императорском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам»141.

«Знамение» придало Константину и его войску необходимую уверенность. Битва за Рим была выиграна: буквально втоптав в землю преторианские легионы, которые сражались до последнего, солдаты с наспех нарисованной эмблемой Христа на щитах обратили войско Максенция в бегство. Во время переправы через Тибр опоры моста не выдержали тяжести скопившихся на нём людей, и незадачливый претендент на трон не смог выплыть из-под обломков.

В тот день, 27 октября 312 года, Константин Великий принял решение сделать христианство одной из официальных религий Римской империи.

Язычники и христиане были уверены, что быстрый разгром большого и грозного воинства — это явное чудо. «Вся Галлия, — говорил панегирист Назарий, — толкует о виденных всеми легионах, с воинственным видом пронёсшихся по небу в момент битвы, со светлыми щитами, блестящим оружием, под предводительством Констанция Хлора, приведшего их на помощь сыну». По-видимому, эти слова являются не только обычным риторическим приёмом, но и своеобразным искажением слухов о таинственном «знаке», которые могли распространиться через солдат императора.

Однако знак, который Константин Великий изобразил на своём знамени, был не крестом, а монограммой из первых букв слова «Христос» — «X» и «Р». Летописец Лактанций вообще обходит стороной «видение», дабы не объяснять, почему император использовал монограмму, а не крест:

«Прибыв на поле битвы, солдаты Максенция вначале имели преимущество, затем Константин, воспрянув духом и готовый к любой неожиданности, решил переместиться со всем своим войском ближе к городу, укрепившись перед Мильвийским мостом.

Наступало 27 октября (в этот день Максенций был избран императором), и уже исполнялось пять лет его царствования. Константин был предупреждён во сне, что нужно начертать на щитах небесный знак бога и только тогда возобновить сражение. Сделав, как ему сказано, он, перевернув букву „Х“ и пригнув её вершину, вырезал имя Христа на щитах. Вооружённое этим знаком войско построилось для боя».

Это противоречие, возможно, объясняется тем, что Константин и его войско видели не прямой крест, а «андреевский», в виде буквы «X». Кроме того, в раннем христианстве крест считался не символом, достойным поклонения, а орудием казни и мучений. Воспитанный матерью-христианкой, Константин не мог об этом не знать.

Скептики пытались представить видение Константина Великого фрагментом гало — редкого оптического явления, которое при особых атмосферных условиях возникает близ ярких небесных тел. Действительно, иллюзию креста может создать пересечение вертикального столба, проходящего через солнце, и части окружающего его кольца. Однако это не может объяснить наличие очень чёткой надписи на небе, да и римляне прекрасно знали, что такое гало.

Плиний в «Естественной истории» описал его так: «Бывает, что звёзды видны в течение дня вместе с солнцем, обычно окружая его диск, как венки из колосьев и круги с меняющимися цветами, — например, когда Цезарь Август в юности въезжал в город после смерти отца, чтобы принять его могучее имя. Такие же гало появляются вокруг Луны и основных неподвижных звёзд» (рис. 25).

Рис. 25. Схема гало, которое появилось над Россией 17 октября 1793 года

В 353 году, при Констанции, сыне Константина, «знамение» повторилось над Антиохией. Сократ Схоластик писал, что при вступлении в неё «на востоке явилось знамение Спасителя: явился на небе крестообразный столб»141.

Через год над Иерусалимом тоже появилось «знамение». Светящийся крест был около двух километров в длину и столько же в ширину. По этому поводу архиепископ Кирилл составил длинное письмо, переполненное славословием в адрес императора:

«...Твоё Царство любезно есть Богу, при Тебе чудодействующему... При Тебе же, Владыко, Царю Благочестивейший, вящшим к Богу благоговением превосходящий прародительское благочестие, не от земли уже, но с небес чудодействия бывают: и Господа, и Спаса нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, торжественное над смертию знамение победы, блаженный Крест, говорю, явился блистающий светолучными сияниями во Иерусалиме...

Седьмого числа мая, около третьего часа, явился превеликий Крест, из света составившийся, на небе над Святою Голгофою, и протяженный даже до Святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим только, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца: иначе он, побежден будучи ими, не виден был бы, если бы зрящим не испускал таких лучей, которые сильнее солнца»142.

Византиец Феофан добавил, что «такое же точно знамение в тот же самый день явилось и Констанцию»143. Воспоминание об этом празднуется Православной Церковью 7 мая по старому стилю.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.