Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты диагностики уровня сформированности творческого мышления у младших подростков





 

 

В данном параграфе мы приводим результаты диагностики творческого мышления младших подростков экспериментальной группы (N=15).

Для обработки полученных данных нами были использованы качественный и количественный анализ. По каждой шкале определялось среднее значение.

С целью диагностики уровня сформированности и характера проявления творчества у младших подростков нами применялся тест креативности П.Торренса (задание «Закончи рисунок»).

Креативность в тесте П. Торренса оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них – оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, обще­принятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высо­кой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригиналь­ность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Нами были получены следующие данные:

Уровень развития оригинальности в экспериментальной группе

Таблица 1

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 0%(0 чел.)
Выше среднего 13%(2 чел.)
Средний 87%(13 чел.)
Ниже среднего 0%(0 чел.)
Низкий 0%(0 чел.)

Данные первичного исследования говорят, что уровень развития оригинальности и в экспериментальной и в контрольной группе соответствует возрастной норме[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2]. Но наша задача максимально повысить эти показатели в экспериментальной группе.

Наряду с показателем «оригинальность» при обработке результатов используется показатель «беглость».

Уровень развития беглости в экспериментальной группе

Таблица 2

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 100% (15 чел.)
Выше среднего 0%(0 чел.)
Средний 0%(0 чел.)
Ниже среднего 0%(0 чел.)
Низкий 0%(0 чел.)

 

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежне всего тем, что позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные пока­зывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].

 

Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100 %. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетель­ствует о ригидности его мышления, низком уровне информирован­ности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низ­кой мотивации. Нами были получены следующие результаты:

 

 

Уровень развития гибкости в экспериментальной группе

Таблица 3

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 67%(10 чел.)
Выше среднего 33%(5 чел)
Средний 0%(0 чел.)
Ниже среднего 0%(0 чел.)
Низкий 0%(0 чел.)

Данные первичного исследования говорят, что уровень развития гибкостии в экспериментальной и в контрольной группе выше возрастной нормы[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].

Показатель «Разработанность». Высокие значения этого показателя харак­терны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобре­тательской и конструктивной деятельности. Низкие — для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разра­ботанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется. Результаты по данному показателю следующие [приложение Д, таблица 1.1]:

Уровень развития гибкости в экспериментальной группе

Таблица 4

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 13% (2 чел.)
Выше среднего 33%(5 чел.)
Средний 54%(7 чел.)
Ниже среднего 0%(0 чел.)
Низкий 0%(0 чел.)

Данные первичного исследования говорят, что уровень развития разработанности в экспериментальной и в контрольной группе соответствует возрастной норме, а в некоторых случаях данные показатели даже выше[Приложение Д, таблица 1.1, 1.2].

Для определения уровня сформированности уровня креативности мы также использовали тест Дж.Гилфорда (в модификации Е.Е. Туник). Креативность оценивается по нескольким критериям. В ходе исследования нами были получены следующие данные:

По показателю «беглость»:

Уровень развития беглости в экспериментальной группе

Таблица 5

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 13%(2 чел.)
Средний 80%(12 чел.)
Низкий 7%(1 чел)

По показателю «оригинальность»:

Уровень развития гибкости в экспериментальной группе

Таблица 6

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 0%(0 чел.)
Средний 67%(10 чел.)
Низкий 33%(5 чел.)

 

Анализируя вышеуказанные таблицы, можно сказать, что и в экспериментальной и в контрольной группах есть учащиеся с разными уровнями развития по показателям «беглость» и «оригинальность» [Приложение Е, таблица 1.1]. Наша задача в том, что бы эти показатели максимально повысились в экспериментальной группе.

Для диагностики вербальной креативности мы использовали методику отдаленных ассоциаций С. Медника.

При обработке полученных данных нами были получены следующие данные:

Уровень развития показателя «количество ассоциаций» в экспериментальной группе

Таблица 7

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 20% (3 чел.)
Средний 67%(10 чел.)
Низкий 13%(2 чел.)

 

Исходя из полученных нами индексов оригинальности можно сделать следующие выводы:

Уровень развития показателя «индекс оригинальности» в экспериментальной группе

Таблица 8

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 0%(0 чел.)
Средний 0%(0 чел.)
Низкий 100%(15 чел.) индекс оригинальности ниже 0,4

 

Уровень развития показателя «количество уникальных ассоциаций» в экспериментальной группе

Таблица 9

Уровень Экспериментальная группа
Высокий 0%(0 чел.)
Средний 0%(0 чел.)
Низкий 73%(11 чел.)
Нет ассоциаций 27%(4 чел.)

 

Индекс уникальности относительно данной выборки равен 0,21

Таким образом, исходя из полученных данных можно говорить о низком уровне развития вербальной креативности в экспериментальной группе, так как при анализе результатов наиболее информативными являются качественные показатели, а именно индекс оригинальности и индекс уникальности, которые в нашем случае низкие[Приложение Ж, таблица 1.1,1.2].

Для исследования уровня сформированности анализа, рефлексии и моделирования нами была использована методика А.З. Зака. В ходе первичной диагностики были получены следующие данные [Приложение З, таблица 1.1,1.2]:

Количество правильных ответов по методике А.З.Зака в экспериментальной группе

Таблица 10

Количество правильных ответов Экспериментальная группа
18-22 33%(5 чел.)
14-18 60%(9 чел.)
Менее 14 7%(1 чел.)

 

Полученные нами данные говорят о том, что у большей части группы наблюдается достаточный уровень сформированности анализа, рефлексии и моделирования данные [Приложение З, таблица 1.1,1.2]. Однако, наибольшее число ошибок было допущено при выполнении задания 22[Приложение Г], что говорит об относительно невысоком развитии действий в уме и недостаточной способности планировать ход и этапы своего рассуждения.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные стали отправным пунктом для проведения формирующего эксперимента и составления программы социально-психологического тренинга.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.