Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика способов формирования творческого мышления у детей школьного возраста





 

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, я также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)[5].

Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть раз­виты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по 16-20 страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детек­тивных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель на­ходил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах со­держалось много советов по развитию творческого мышления[16,С.329].

Проведенный Р. Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из эксперимен­тальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев[16,С. 330].

П. Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформу­лировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлага­ются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.

На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определен­ное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.

Американский психолог Э. де Боно предложил программу раз­вития креативного мышления исходя из пяти принципов.

Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.

Второй принцип — необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто по­добие проблем оказывается только внешним.

Третий принцип — необходимо развивать умение видеть многофункциональ­ность вещи.

Четвертый принцип — формирование умения соединять самые противополож­ные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.

Пятый принцип — развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Э. де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.[16, С.331].

В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.

Н. В. Рождественская опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществу­ющее животное».

Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель — усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познава­тельных задач — проблем и моделирования проблемных ситуаций[16,С.332].

Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.

Педагогическая инже­нерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.

Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от пре­дыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы де­ятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний.

Кре­ативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития[16, С.332].

Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традицион­ным и креативным типами обучения:

 

Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования

Таблица 1.

Линии анализа Традиционный тип Креативный тип
Ориентации На стандарты На вариативность
Вектор времени Реконструкция прошлого Созидание будущего
Мотивация Приобретение знаний Самореализация
Характер информации Непротиворечивая, предлага­ется в «готовом» виде. Мани­пуляции чужими идеями Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуциро­вание своих идей
Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие
Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергент­ное (творческое)
Результаты Запланированы, известны Вероятностны, неизвестны
Субъект-объектные отношения Человек — объект обучения Человек — субъект познания и творчества
Технологии Имитационные репродуктив­ные Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии
Функции педагога Воздействие Взаимодействие, сопровож­дение
Последействие Тезаурус академических знаний, алгоритмы Рефлексия актуальных до­стижений и мотивация пер­спективы

 

Развитию воображения у детей посвящено большое количество публикаций. Используются различные способы: игры, чтение сказок, рассматривание картин (Хорошун М. Э., 2001), прослушивание и интерпретация музыкальных произве­дений (Логинова М. В., 2001). Т. Н. Тихомирова (2008) предложила для развития креативности «обогащение образовательного пространства», или, что то же, — ис­пользование инновационных технологий по экологии и музейной педагогике, а еще проще — культурно-досуговую деятельность школьников, которая воздей­ствует на эмоциональную сферу и опыт социального взаимодействия. А. Н. Мухина (2008) отмечает роль свободного общения детей в процессе внеурочной дея­тельности. Однако, читая об этих способах улучшения креативности, возникает естественный вопрос: это результат развития дивергентного мышления и других креативных способностей или «раскрепощение» креативного потенциала за счет увеличения социальной смелости в общении, устранение боязни высказать ту или иную мысль? В пользу последнего предположения могут свидетельствовать дан­ные А. Е. Банюховой (2008), которая нашла, что креативность зависит от социаль­ного статуса человека в группе: у лидеров креативность была выше, чем у имею­щих низкий статус.

По данным Майера (Mayer, 1983), применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении.

Говоря о методах формирования творческого мышления следует упомянуть и психолого-диагностические тренинги. Преимущество этой формы диагностики заключается в то, что применяемые методические приемы направлены не только на диагностику одаренности, но и на ее развитие. Это предполагает раскрытие потенциальных возможностей учащихся, стимуляцию и развитие их творческих способностей, познавательной мотивации, а также развитие процессов самопознания, саморегуляции, саморазвития и самообучения[16, С.332].

А. Малыгин предлагает следующие способы формирования творческого мышления[43]:







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.