Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление креативным процессом в группе. Автором этого способа является Р. Дилтс.





Одна из наиболее действенных форм группового обучения и творчества основывается на том, что каждый человек обладает своей собственной картой мира. Способ, с помощью которого проблема или идея конкретного индивидуума излагается кем-то еще, может сам по себе послужить средством прояснения этой проблемы или обогащения идеи.

Приводимый ниже процесс разработан для применения Диснеевских стратегий в естественном процессе группового обучения и совместного творчества. Это так называемое "горизонтальное видение". В "вертикальном видении", когда все решает руководитель, в межличностных отношениях изначально присутствует элемент иерархии - начальник обеспечивает подчиненного "правильной картой". В "горизонтальном видении" подразумевается, что люди действуют на равных и никаких "правильных карт" не существует. Термин "видение" также имеет важный смысл. Одна из задач данного упражнения состоит в том, чтобы использовать визуальные и символические мыслительные стратегии в групповом контексте.

Упражнение прояснит, какое влияние различные способы представления и определения "проблемного пространства" плана или замысла оказывают на нашу способность к поиску потенциального пространства решений. Выполнять его лучше в группе из четырех человек, чтобы добиться достаточного разнообразия.

Упражнение проходит в три стадии: 1) Мечтателя; 2) Реалиста и 3) Критика.

На стадии Мечтателя один из участников группы - "исследователь" должен описать план или замысел другим членам группы. Содержание замысла или плана ничем не ограничивается. Это может быть и деловой проект, и план летнего отдыха - в зависимости от взаимоотношений членов группы.

Слушая выступающего, члены группы должны следить за тем, чтобы их стратегия и физиология соответствовали перспективе Мечтателя. Например, вместо того чтобы критически оценивать или судить о замысле и возможности его выполнения, каждый участник группы на данном этапе должен постараться "ясно увидеть в своем сознании, как будет представлено каждое отдельное действие в данном повествовании". Когда члены группы будут пытаться увидеть "масштабную картину", им следует слушать с поднятой головой и обращенным вверх взглядом, в симметричной расслабленной позе.

Когда исследователь закончит описание "проблемного пространства", членам группы надлежит определить, был ли получен ответ на следующие вопросы "Мечтателя":

*Что* вы намереваетесь делать? (В противоположность тому, что вы намереваетесь прекратить делать, избежать или бросить.)

*Почему* вы намереваетесь это делать?

Какова цель этого?

*Какова* будет компенсация затраченных усилий?

Каким* образом * вы узнаете, что вы ее получили?

Когда вы ожидаете ее получить?

*Куда* вы стремитесь прийти в будущем, воплотив этот замысел?

*Кем* или подобным кому вы хотите стать в результате выполнения данного замысла?

Этап Мечтателя в процессе "горизонтального видения" фокусируется на представлении и расширении восприятия проблемного пространства конкретного плана или замысла. Эти вопросы могут помочь исследователю и остальным членам группы расширить, обогатить и прояснить их мысленную картину проблемного пространства данного замысла или плана.

На следующем этапе упражнения каждый участник группы (включая исследователя) должен сделать несложную "раскадровку" плана или замысла. Данное "первое приближение" должно быть очень общим и включать весь план или замысел целиком. "Раскадровка" может быть выполнена в виде любой схемы или чернового наброска. Лучше всего сделать символическое или метафорическое изображение плана или замысла. Например, кто-то один может изобразить некий пейзаж, другой -- нарисовать какую-то группу символов -- прямоугольников, кружков и звездочек -- и соединить их линиями и стрелками.

Каждый должен самостоятельно сделать собственную репрезентативную карту, не заглядывая в рисунки других. Таким образом, каждый рисует свою собственную картину данного проблемного пространства, включая исследователя, который создает сводное изображение на основе всех четырех образных карт проблемного пространства. Затем участники группы обмениваются рисунками и обсуждают допущения и критерии, стоящие за каждым рисунком и толкованием. Сопоставление различных карт и допущений проблемного пространства обогащает представления о данном пространстве. "Видящие по горизонтали" должны дать объяснение своим рисункам, не выдвигая при этом никаких предложений или решений, не навязывая исследователю способ выражения замысла или плана, -- они всего лишь показывают и объясняют свою "раскадровку". Далее члены группы могут рассмотреть следующие вопросы "Реалиста".

*Каким* именно образом будет осуществлен данный замысел?

*Каким образом* вы узнаете, что цель достигнута? Как опробуете критерии исполнения?

*Кто* будет это делать? (Назначьте ответственных лиц и заручитесь согласием тех, кто будет приводить данный план в исполнение).

*Когда* будет осуществляться каждый этап? Когда будет выполнена общая задача?

*Где* будет выполняться каждый этап?

*Почему* необходим каждый конкретный шаг?

Во время обсуждения члены группы должны следить за тем, чтобы не отклоняться от стратегии и физиологии Реалиста. В процессе обсуждения всем членам группы следует сидеть прямо или слегка подавшись вперед, глядя прямо перед собой, выпрямив или слегка наклонив вперед голову. В когнитивном плане им следует действовать так, "как если бы" мечта осуществима и размышления касаются способов реализации данного замысла или плана. Следует установить приоритетность действий и определить, какие шаги нужно предпринять в краткосрочном плане. Каждому участнику группы также потребуется занять "вторую позицию" по отношению к другим участникам и взглянуть на план с нескольких разных точек зрения.

На стадии Критика в "горизонтальном видении" все отдельные "раскадровки" должны быть синтезированы в одну общую. Как правило, это осуществляет исследователь, который должен установить обратную связь с группой и посмотреть, как его собственная карта проблемного пространства была дополнена каждым из членов группы. Исследователь вновь формулирует данный план или замысел и осуществляет "следующее приближение" путем создания новой или комбинированной "раскадровки".

После этого группа должна рассмотреть данную раскадровку "повторным взглядом". В соответствии с рекомендацией Диснея, группа должна отойти "достаточно далеко", чтобы этот повторный взгляд был эффективным. При этом группа может либо сама перейти в другое место, либо удалить раскадровку на некоторое расстояние от себя. Затем члены группы приступают к рассмотрению следующих вопросов "Критика":

Отвечает ли данный план критериям и целям, лежавшим в его основе?

*Почему* кто-то мог бы возражать против этого нового замысла?

*На ком* отразится этот новый замысел, кто может ему содействовать или воспрепятствовать, какие у них для этого причины и что им это сулит?

*Что* положительного заключает в себе нынешний методы ведения дел?

*Каким образом* можно сохранить все положительное при осуществлении данного плана или замысла?

*Когда и где* вы не хотели бы осуществлять данный план или замысел?

В компании Диснея было принято, оценивая раскадровку, рассматривать несколько различных перспектив и критериев, например: 1) весь план целиком; 2) персонажей или индивидуумов, участвующих в осуществлении данного плана или испытывающих влияние от его реализации; и 3) конкретные действия данных индивидуумов.

При "повторном взгляде" членам группы следует строго придерживаться стратегии и физиологии Критика. Их цель состоит в том, чтобы, рассмотрев предмет с различных точек зрения и отыскав слабые места в ходе логических рассуждений о том, "что произойдет, если" возникнут проблемы, подобных проблем избежать. При этом весьма полезно сидеть в небрежной позе, с опущенной, слегка склоненной набок головой и взглядом, также обращенным вниз.

Для того чтобы быть "конструктивными" критиками, участники группы прежде всего должны определить, какие критерии были соблюдены и, по мере возможности, сформулировать свои "критические замечания" в форме вопросов.

После того как все вопросы собраны воедино, группа может назначить нового "исследователя" или же может продолжить циклическое повторение всех фаз, постепенно дорабатывая данный план.

Итак, весь процесс сводится к следующим этапам:

Исследователь излагает (в течение 5 минут) план или замысел. Члены группы используют стратегию и физиологию Мечтателя.

Члены группы изучают вопросы Мечтателя, чтобы яснее и полнее воспринять "проблемное пространство" плана или замысла.

Каждый, включая исследователя, рисует простую "раскадровку" или визуальную карту проблемного пространства (это должно занимать не более 5 минут).

Участники группы сравнивают рисунки, поясняют их и обсуждают лежащие в их основе критерии и допущения. Обсуждение рисунка каждого участника также не должно продолжаться более 5 минут.

После этого члены группы переходят к вопросам Реалиста, используя его стратегию и физиологию, чтобы определить дальнейшие конкретные шаги и действия.

Все отдельные "раскадровки" синтезируются "исследователем" в одну общую, после чего следуют вопросы Критика с использованием достаточно "удаленной" стратегии и физиологии.

Группа продолжает циклическое движение через все фазы, постепенно дорабатывая этот план[43].

Альтернативы

Сколько решений проблемы вы стараетесь найти, прежде чем останавливаетесь и начинаете заниматься их реализацией. Несколько? А в действительности? Как часто вы находили хорошее решение и сразу же переходили к делу? Решение хорошее, что еще надо? Зачем тратить лишнее, искать то, чего нет. А возможно, вас просто заела текучка.

Искать хорошее решение при полном отсутствии вариантов - это сильно мотивирует. А после нахождения решения уровень мотивации падает. И многие перестают искать иные решения.

Возьмите себе за правило, что несколько идей - это лучше, чем одна.

Одна из самых распространенных ошибок - поиск единственно верного решения. При этом, найдя данное решение, на нем и останавливаются.

Многие люди считают, что они всегда ищут альтернативные решения. Но обычно это не так. Как только находиться удовлетворяющее решение, поиск прекращается. Мы же предлагаем Вам идти значительно дальше. Во первых, необходимо выделить несколько различных подходов к решению проблемы и уже от них плясать. В обычном варианте поиск альтернатив всегда сочетается с оценкой полученных решений, и как только находиться решение, которое реально и перспективно - на нем почти всегда и останавливаются.

А что произойдет если не оценивать полученные решения, а только отмечать те, которые особенно понравились и продолжать поиск дальше?

• найдя ряд альтернатив, Вы сможете выбрать самую лучшую;

• найденную альтернативу можно использовать для дальнейшего поиска;

• полученная при поиске идея решит проблему;

• полученная информация поможет переосмыслить проблему и решить ее обходным путем.

Так как Вы не останавливаетесь на первой привлекательной идее, а продолжаете поиск дальше, то очень высока вероятность, что одно из последующих решений будет лучше, чем данное. Но оно не будет найдено, если поиск остановиться на полпути[43].

Описанные нами методы и способы формирования творческого мышления могут быть использованы в процессе тренинговой работы. Надо сказать, что, так как применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении, то в ходе работы с учащимися следует использовать все разнообразие описанных в литературе способов – это поможет избежать развития только одного из параметров креативности.

Таким образом, в теоретической части нашей работы мы изучили литературу отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся проблемой творческого мышления. Анализируя все вышеописанное, мы пришли к следующим выводам:

1. Креативный акт квалифицируется как таковой по критериям новизны самого субъекта. Тогда максимально креативен ребенок: он все делает впервые. Важно создать для ребенка такие условия, в которых творческое мышление ребенка будет развиваться;

2. Успешное формирование у школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления;

3. Соблюдение условий целенаправленного развития креативности даст возможность формирования творческого мышления школьников;

4. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными должны являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, так, как они исключительно эффективны для развития творческого мышления.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.