Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.





2. По способу образования социальные нормы подразделяются на:

· стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы,

· образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

 

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

 

Нормы характеризуются следующими общими чертами:

· представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

· определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

· формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

· преследуют достижение единых целей - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

· побуждающие;

· запрещающие;

· императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

1. регулируют общий ход социализации;

2. интегрируют личность в социальное окружение;

3. служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

4. контролируют отклоняющееся поведение.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

· дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

· предписание — указание на требуемое действие;

· запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

· как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

 

Социальные нормы имеют всеобщий характер.

Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях.

Для социальных норм характерны:

· неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

· универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

· многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

 


БЛОК 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.

  1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Уже древнейшие философские системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую общественную жизнь и тенденции исторического развития.

Античность. Первое представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество.

Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса:

1. высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством;

2. средний, включающий воинов (вероятно, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка;

3. низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богатых) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: масса бедняков не отстранена от участия в управлении; эгоистические интересы богатых ограничены; средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель осуждал любые проявления духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми, не зараженные алчностью и рыночными извращениями. Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Несовершенства общества, по учению Аристотеля, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Новое время (XV-XVII вв.). выдающиеся труды об обществе - Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса.

Еще в Средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители (Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс) задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) Таммазо Кампанелла(1568-1639 гг.)

Если Аристотель и его последователи из семьи пытались вывести образование государства, сохраняя в нем имущественные интересы семьи, т. е. частную собственность, то Томас Мор в своем произведении “Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия”, давшем название самому направлению теоретической мысли, попытался свести государство к большой семье, в котором не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл, при чем необходимо, полагал он, чтобы люди осознали эту утрату, ибо все беды общества связаны с господством частной собственности. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. По-своему решает вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы. Он не отбрасывает, в частности, идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не столько на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.

 

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.), разработав теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе.

Характеризуется переходом от естественного состояния (война всех против всех или социальная борьба за выживание) к гражданскому обществу (основано на общественном договоре и юридических законах, существуют 3 формы правления: демократия, аристократия, монархия). В результате общественного договора прекращается социальная борьба за выживание.

 

Главное заключается в том, что сами эти работы, в первую очередь книга Сен-Симона «Очерк науки о человеке» (1813 г.), во многом предварили появление и путь развития социо-логической мысли. Так, французский мыслитель писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести, по его мнению, в степень наук, основанных на наблюдении [4, с. 167―168]. А.Сен-Симон считал необходимым «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других от-раслях физики» [4, с. 201]. В противовес спекулятивным философским построениям он предлагал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний» [4, с. 153].







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.