|
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.2. По способу образования социальные нормы подразделяются на: · стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, · образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).
3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).
Нормы характеризуются следующими общими чертами: · представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды; · определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением; · формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя; · преследуют достижение единых целей - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях. Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения: · побуждающие; · запрещающие; · императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: 1. регулируют общий ход социализации; 2. интегрируют личность в социальное окружение; 3. служат образцами, эталонами соответствующего поведения; 4. контролируют отклоняющееся поведение. Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами: · дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны; · предписание — указание на требуемое действие; · запрет — указание на действия, которые не следует совершать. Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: · как стандарты поведения (правила, требования, обязанности); · как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).
Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны: · неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами); · универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов); · многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).
БЛОК 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.
Уже древнейшие философские системы обычно включали в себя социальную философию, так или иначе интерпретировавшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. Античность. Первое представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: 1. высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; 2. средний, включающий воинов (вероятно, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; 3. низший, где числились ремесленники и крестьяне. Наилучшей формой правления Платон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богатых) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из нее обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: масса бедняков не отстранена от участия в управлении; эгоистические интересы богатых ограничены; средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель осуждал любые проявления духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми, не зараженные алчностью и рыночными извращениями. Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Несовершенства общества, по учению Аристотеля, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других. Новое время (XV-XVII вв.). выдающиеся труды об обществе - Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса. Еще в Средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители (Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс) задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Томас Мор (1478 – 1535 гг.) Таммазо Кампанелла(1568-1639 гг.) Если Аристотель и его последователи из семьи пытались вывести образование государства, сохраняя в нем имущественные интересы семьи, т. е. частную собственность, то Томас Мор в своем произведении “Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия”, давшем название самому направлению теоретической мысли, попытался свести государство к большой семье, в котором не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл, при чем необходимо, полагал он, чтобы люди осознали эту утрату, ибо все беды общества связаны с господством частной собственности. На своем острове Утопия он устраивает совершенное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. По-своему решает вопрос об установлении общественной собственности, царства разума и свободы в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы. Он не отбрасывает, в частности, идею политического господства церкви, но зато сама структура власти основывается не столько на церковных догматах, сколько на разумных основаниях, поэтому предполагается развитие науки, народного образования и культуры.
Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.), разработав теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Характеризуется переходом от естественного состояния (война всех против всех или социальная борьба за выживание) к гражданскому обществу (основано на общественном договоре и юридических законах, существуют 3 формы правления: демократия, аристократия, монархия). В результате общественного договора прекращается социальная борьба за выживание.
Главное заключается в том, что сами эти работы, в первую очередь книга Сен-Симона «Очерк науки о человеке» (1813 г.), во многом предварили появление и путь развития социо-логической мысли. Так, французский мыслитель писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести, по его мнению, в степень наук, основанных на наблюдении [4, с. 167―168]. А.Сен-Симон считал необходимым «сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других от-раслях физики» [4, с. 201]. В противовес спекулятивным философским построениям он предлагал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний» [4, с. 153]. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|