Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.





Конфликты в обществе существовали на протяжении всего существования этого общества. Конфликты изучали Н. Макиавелли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, А. Смит, Г. Гегель, а также многие другие мыслители.

Однако вплоть до конца XIX века конфликт рассматривался либо в самом общем плане – как одно из проявлений более общего феномена – противоречия, и даже как категория, охватывающая не только человеческие дела, но и природные процессы.

К. Маркс, утверждал, что главной причиной развития постпервобытного общества является борьба классов. Маркс указал на то, что причины появления и развития классов — экономические: развитие производства, появление общественного разделения труда и прибавочного продукта, развитие товарного обмена, появление частной собственности и имущественного неравенства людей, разделившего всех людей на два класса — имущие, эксплуататоры, управляющие, богатые и неимущие, эксплуатируемые, управляемые, бедные.

Маркс выделил в истории человечества три общественно-экономические формации, в которых движущими силами является борьба классов: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую.

В основе классовой борьбы лежит антагонистическое (непримиримое) противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из коренной противоположности их экономического и политического положения в обществе. В этой борьбе классы стремятся реализовать свои интересы (стремления), поэтому борьба является не случайной, а необходимой. Классовая борьба как главная форма социальных конфликтов считается Марксом необходимым и положительным моментом человеческой истории, высшим проявлением которой является социальная революция.

В каждой антагонистической формации классовая борьба имеет свою специфику. В условиях рабовладельческого общества она носит стихийный и эпизодический характер, выражаясь в восстаниях рабов, например восстании Спартака. При феодализме масштаб борьбы возрастает, но по-прежнему носит стихийный (неорганизованный) характер, приводя к развитию общественной формации тоже стихийно и эволюционно. Только при капитализме классовая борьба приобретает организованный и целенаправленный характер, благодаря появлению политических партий.

Типы борьбы:

Экономическая. Это борьба за повседневные потребности угнетенных: повышение зарплаты, улучшение условий труда и т.п. Эта борьба понятна и доступна народной массе. В ходе такой борьбы растут самосознание угнетенных, их классовая солидарность, возникают первые рабочие организации (профсоюзы, кассы взаимопомощи и т.п.).

Идеологическая. Она выражается в критике существующей антагонистической общественно-экономической формации (государственного устройства, формы религии, моральных норм, эстетических представлений и т.п.), не устраивающей угнетенных, в создании образованными представителями угнетенных представлений (образа) новой общественной формации, пропаганде этого образа среди народной массы.

Политическая борьба за захват государственной власти, установление диктатуры пролетариата, в результате пролетарско-социалистической революции. В отличие от О. Конта и Г. Спенсера, которые считали социальные революции болезненным и неестественным состоянием общества, Маркс считал социальные революции «локомотивами истории». Он рассматривал их как необходимый этап при переходе общества от одной формации к другой. Самой глубинной причиной социальных революций он считал конфликт между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Этот конфликт выражается в богатстве, господстве, образованности класса эксплуататоров и бедности, угнетенности (отсутствии прав), бескультурье угнетенных.

М. Вебер

Его идеи носили антимарксистский характер. Вебера интересовали конфликты в политической сфере в связи с анализом трех идеально-типических форм власти: традиционной, харизматической и рациональной. Причиной социально-политических конфликтов, по Веберу, являются как страх за жизнь и имущество, так религиозные и политические убеждения. Он полагает, что для современного буржуазного общества характерно развитое правовое и гражданское самосознание, которое увеличивает возможность согласия в обществе. Но согласие не исключает политического конфликта между классами, стратами, группами, имеющими разные материальные и духовные интересы.

Одним из главных источников конфликтов в обществе является развившаяся в нем бюрократия. Она реализует через систему государственных учреждений не только интересы государства, но и свои интересы, осуществляет бюрократический произвол, становящийся причиной многих конфликтов. (Это характерно для России.) В этой связи он предупреждал социалистические страны, что «диктатура пролетариата», несомненно, переродится в «диктатуру бюрократии», что и произошло. Конфликт между теми обязанностями, которые должен выполнять чиновник, и его психологией — это реальность, которую нужно всегда учитывать. Это значит, что чувства, взгляды, привычки к безответственной работе, казнокрадству и т.п. всегда в той или иной мере характеризуют класс бюрократов.

Причиной социально-религиозных конфликтов является противоположность религиозных установок, ценностей, ориентации, выраженная в разных типах религиозного мировоззрения. Религиозные лидеры являются главными вдохновителями конфликтов.

С точки зрения Вебера, общество представляет собой некий баланс противостоящих статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, политические амбиции, мировоззрение (понимание мира, других людей и себя). Между этими группами идет постоянный конфликт за укрепление и повышение своего статуса. Таким образом, в центре внимания Вебера был конфликт различных статусных групп, отличающихся экономическими интересами, политическими амбициями и системами жизненных ориентации.

Эмиль Дюркгейм

Главным считал конфликт между личностью и обществом, а не между статусными группами. В отношении личности и общества важным является то, что индивид зависит от общества и черпает из него и язык, и основные понятия о мире. Главным в обществе является коллективное сознание (правовое, моральное, религиозное и т.п.), которое цементирует все общественные отношения, придавая им духовную целостность. Важнейшей характеристикой общества является солидарность людей, его составляющих. В первобытном обществе она была механической, основанной на кровном родстве, при котором индивидуальное сознание полностью подчинено родовому. В современном обществе солидарность стала «органической», основанной на разделении труда и на классовом интересе.

Отношениям (и конфликтам), основанным на интересах (Маркс, Вебер), Дюркгеим в какой-то мере противопоставляет отношения (и конфликты) людей, социальных групп, основанных на нравственности. Показателем солидарности (и конфликтности как ее противоположности) выступает статистика самоубийств. Все самоубийства Дюркгейм разделяет на эгоистические, альтруистические и основанные на аномии (потере главных ценностей (и ориентиров) людьми в жизни). Анемические самоубийства совершаются в период нравственного кризиса общества и характеризуют серьезный социальный конфликт, перенесенный в глубь личности и ставший внутриличностным. Следует создать новую нравственность, основанную на разуме, для регулирования социальных конфликтов между народами и, прежде всего, преодоления войн.

Представители функционалистской парадигмы оценивали конфликт негативно: конфликт является искажением, дисфункциональным процессом в социальных системах. Конфликт есть напряженность или деформация внутри системы. Т. Парсонс, Н. Смелзер и другие являлись сторонниками подобного понимания социального конфликта.

Т. Парсонс в своей теории делал акцент на сотрудничестве и интеграции. С его точки зрения, каждое общество – устойчивая и стабильная, хорошо интегрированная структура; каждый элемент общества, выполняя определенную функцию, способствует поддержанию системы; функционирование социальной структуры основано на ценностном консенсусе членов общества, что обеспечивает его стабильность и интеграцию. Т. Парсонс воспринимает конфликт в первую очередь как «бедствие». По мнению функционалистов в хорошо отлаженной социальной системе должны господствовать консенсус, конфликт не находит там почвы.

В середине ХХ в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Конфликты рассматривались как явления, органически присущие жизни общества. Наиболее известными исследователями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер, К.Э. Боулдинг и др. Такая точка зрения может быть названа диалектической. Согласно ей конфликт функционален для социальных систем.

Льюис Козер. «Функции социального конфликта». Социальный конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение противника. Любому обществу присущи неизбежное социальное неравенство и вечная психологическая неудовлетворенность членов общества, порождающие напряженность между индивидами и другими социальными группами. Эта напряженность нередко разрешается через разного рода конфликты.

Исходя из состояния общества, Л. Козер дает классификацию социальных конфликтов. В закрытых обществах социальные конфликты могут разрушить социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытых же обществах конфликтам дается выход, что смягчает напряженность. Они могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

Позитивные функций конфликта: разрядка напряженности между антагонистами. «Коммуникативно-информационная» функция. В результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. Созидание и конструирование общественного объединения. - противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать. Исчезновение первоначальных врагов ведет к поиску новых, чтобы группа могла быть все время в состоянии конфликта. Стимулирование социальных изменений. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологических сферах.

Л. Козер своей теорией утверждает, что в основе практически любого социального конфликта лежат личные интересы индивидов, которые имеют право принимать решения на макроуровне.

Ральф Дарендорф рассматривал причины формирования и этапы развития социальных конфликтов, в основе которых видел конфликт интересов. Любое общество, опирается на принуждение его членов другими. Для субъектов общества изначально характерно неравенство социальных позиций (например в распределении собственности и власти), а отсюда и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм.

Социальное неравенство и порожденные им противоречия создают социальную напряженность и конфликтные ситуации. Именно интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. Поэтому, чтобы понять природу конфликта, необходимо прежде всего понять природу интереса и способа его осознания субъектами конфликта.

Выделяет объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы. Они обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются «обе стороны» конфликт. Но эти стороны пока не являются в буквальном смысле социальной группой, не консолидировались в нее. Поэтому Р. Дарендорф называет их квазигруппамми. В то же время в каждой из этих групп происходит формирование неких общих интересов и психологической направленности на их защиту. Все это характеризует первый этап развития конфликта.

Второй этап развития конфликта состоит в непосредственном осознании латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов субъектов, и тем самым в организации квазигрупп в фактические группировки, организации групп интересов.

Третий этап заключается в столкновениях тех или иных «идентичных» групп (например, классов, наций, политических организаций, малых групп и т.д.). Если идентичность отсутствует, то конфликты неполные, т.е. до конца не сформировались.

В основе социальных конфликтов лежат и политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет. Конфликты могут возникнуть в любом обществе, где есть господствующие и подчиненные. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или обществ людей. Отсюда и неравенство их положения, и противоречивость интересов. Неравенство социальных позиций отражено в самой власти, которая позволяет одной группе людей распоряжаться результатами деятельности других групп.

Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Конфликт воспринимается не как благо, а как неизбежный способ разрушения и противоречий.

Р. Дарендорф утверждает, что конфликты – это всепроницающие компоненты общественной жизни; это естественное состояние общества. Конфликты – источники инноваций и социальных перемен. Они не позволяют застаиваться обществу, так как постоянно создают социальное и психологическое напряжение. Согласно Р. Дарендорфу, подавление конфликтов ведет к их обострению. Поэтому задача состоит в том, чтобы уметь контролировать конфликт: он должен быть легализирован, институционализирован, развиваться и разрешаться на основе существующих в обществе правил.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.