Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ.





СОЦИАЛЬНОГО_ДЕЙСТВИЯ_ТЕОРИЯ — одно из осн. направлений совр. зап. социологии, восходящее к Веберу, культурый и разработал понятие С. д.

Сама социология, по Веберу, наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. Вебер определяет действие как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл. Социальным действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

Согласно Веберу, С. д.— это осн. элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и др. социальные общности — это лишь результаты и способы организации определенных действий индивидов.

К числу приверженцев теорий С.д. относят феноменологов (Щюц), этнометодологов (Гарфинкель), в большинстве своем приверженцев символического интеракционизма (Мид) и авторов социологической версии экзистенциализма. При всех различиях между ними они разделяют два положения, принципиально важных для понимания данной теории.

Первый момент:человек не является существом, лишенном права голоса, некоем неспецифическом объекте исследования. Социальная среда не является независимой от человеческого сознания и опыта. В отличие от механических, природных систем, жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, того, что уже произошло к настоящему моменту, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение. Цель — это такое представление о результате, которое становится причиной действия.



Создается модель социального действия, согласно которой осмысленные поступки людей суть первопричина и существо общественной жизни. Причиной действия становится его цель, то есть модель предполагаемого результата, ее информационный эквивалент. Мы действуем в соответствии с поставленной целью («для того, чтобы»), и эта цель определяет образ наших действий («потому, что»). Таким образом, определяющий фактор текущего поведения перемещается из прошлого в будущее.

Человек — более не жертва ни социальной организации, ни природных инстинктов. Он — обладатель (в большей или меньшей степени) свободной воли, которая позволяет ему принимать самые разные решения. Однако какое бы решение он ни принял, его поведение немыслимо без ценностного выбора.Человек-деятель не просто отражает окружающую его действительность, но интерпретирует ее для себя, исходя из усвоенных критериев. Так происходит всегда, вне зависимости от того, насколько сам человек понимает или, напротив, не осознает этого. Действовать — значит посвятить себя служению определенной ценности, тем самым придавая смысл своему собственному существованию.

Второй момент связан с признанием теории социального действия Макса Вебера органичной и естественной основой, первоисточником всех последующих трактовок социального мира как мира личностно осмысленного, созидательного взаимодействия людей. Тогда «понимающая социология» Вебера превращается в своего рода эталон, с которым сверяются социологии.

Парсонс, напротив, стремился соединить его с представлением об иерархии социальных систем, организующих и контролирующих С. д. индивидов. Он рассматривал четыре осн. уровня организации С. д. (или уровня систем действия): 1) уровень биологического организма; 2) уровень личности; 3) уровень социальной системы; 4) уровень культурной системы. Протекание действия на каждом уровне связано с решением четырех функциональных проблем: “поддержанием образца”, т. е. сохранением самотождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Считал, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства которых невыводимы из свойств самих деятелей, или что в сложных социальных системах в качестве определяющих факторов выступают не отдельные индивиды, а "нормы" и ценности, носящие по существу надиндивидуальный характер и т.д. Осн. в его теории С. д. является проблема равновесия, т. е. поддержания стабильности существующих социальных систем.

 

У Т. Парсонса проблематика соц. действия связана с выделением признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм), волентаричность (т.е. Связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды), наличие знаковых механизмов регуляции В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система действия, которое связано с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы:рассматривается как открытая система (т.е. Поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия: 1) связанный с целеполаганием, выработкой целей ,2)с их операционной реализацией. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Реализация целей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата. Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности. Ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса. В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, т.е. Формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов. Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определенных действий.

Теории соц. Вз-я: Концепция социального обмена

Основные идеи: В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

Соц. Вз-ие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

Конц-я символического интеракционизма. Общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. Они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений -набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.