Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков





Упражнения – структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе [Азимов Э.Г., Щукин А.Н., 2009, с. 322]. Это важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения.

При выполнении упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи:

– обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков

– открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.

В.Г. Костомаров считает «даже самое маленькое грамматическое упражнение надо строить так, чтобы учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от затраченных усилий, причем не в познании языковой теории, а в практическом использовании языка» [Цит. по: Рогова Г.В., 1991 с. 78].

Упражнения, используемые для формирования грамматического навыка должны отвечать определенным требованиям:

- упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лексическом материале;

- упражнения должны содержать наглядные, максимально простые образцы, показывающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении задания;

- упражнения должны исключать механические приемы усвоения, предпочитая им творческие упражнения с коммуникативными и проблемными задачами. Постановка проблемы может осуществляться учителем, а ее решение – учащимися [Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2004, с. 315].

Все упражнения делятся на три типа: языковые, условно-речевые и речевые. Первые два типа упражнений можно также назвать подготовительными. Основное отличие речевых упражнений от подготовительных их ситуативная обусловленность. Ситуации способствуют не только совершенствованию грамматической стороне речи, но и лексической, т.к. материал на котором они строятся, может выходить за рамки изучаемой темы, особенно в неподготовленных высказываниях [там же, с. 316-317].

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез дают следующую классификацию подготовительных упражнений:

- упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления;

- упражнения в субституции;

- упражнения в трансформации;

- вопросоответные упражнения;

- репродуктивные упражнения;

- переводные упражнения [там же, с. 315-316].

Г.В. Рогова выделяет три основных типа упражнений:

- упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений;

- упражнения в видоизменении грамматических явлений;

- упражнения в комбинировании грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи. [Рогова Г.В., 1991 с. 78.]

Три типа упражнений, которые выделяет Г.В. Рогова, соответствуют трем этапам формирования грамматического навыка. На этапе ознакомления используются упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений, на этапе тренировки преобладают упражнения в видоизменении грамматических явлений, и на этапе применения на продуктивном уровне работа ведется с использованием упражнений в комбинировании грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи. Эти упражнения, в свою очередь, могут быть представлены в разных формах.

Имитативные упражнения закладывают в памяти учащихся акустический образ нового явления, развивают способность к прогнозированию. Предметом имитации являются разнообразные морфологические и синтаксические варианты этого явления так, как они представлены в речи. Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры. В последнем случае целесообразно пользоваться подстановочными таблицами, которые наглядно демонстрируют способность грамматического явления в аналогии.

Целью упражнений в видоизменении является расчленение грамматического материала и его преобразование, они заменяют аналитическую стадию в работе над грамматическим явлением – на пути к формированию гибкого навыка. Материальной опорой этих упражнений могут служить:

- подстановочные таблицы;

- упражнения, актуализирующие способы образования явления;

- упражнения в переводе с родного на иностранный;

- упражнения в восстановлении и дополнении соответствующей формы.

- упражнения на восстановление;

- разговор втроем (управляемый вид учебного диалога).

Упражнения в переводе с родного на иностранный язык имеют некоторые недостатки: они нарушают одноязычность процесса обучения и несут большое нагромождение трудностей разного плана. Однако есть и свои преимущества таких упражнений: они способствуют преодолению межъязыковой интерференции, позволяют непосредственно сосредоточиться на форме, а также жестко диктуют употребление определенной формы. Учитывая отрицательные и положительные факторы данных упражнений, их стоит проводить при следующих условиях:

· предлагать для перевода с родного на иностранный язык небольшие по объему упражнения;

· рекомендовать строить их по типу подстановочной таблицы, тогда удастся придать им однородный характер и соблюсти принцип одной трудности;

· выполнению этих упражнений должен предшествовать сравнительный анализ сопричастных форм, что также способствует снятию трудностей;

· эти упражнения должны представлять собой звено обратного перевода.

Разновидностью упражнений на восстановление могут служить:

- разговор с пропусками (пропуски могут быть разного характера);

- исправление ошибок.

Сформированный при помощи тренировочных упражнений навык используется в речевых умениях, которые развиваются при помощи упражнений в комбинировании грамматического материала, т.е. в естественной речи используются разнообразные грамматические явления, их сочетания, что определяется речевой задачей. Чтобы развить у учащихся способность, необходимую для связной осмысленной речи, которая сможет служить коммуникативным целям, нужно провести их через упражнения в комбинировании грамматических явлений. Для этого создаются соответствующие ситуации.

Однако ситуация сама по себе не диктует употребления конкретного грамматического материала, ведь грамматика по своей сути внетематична и внеситуативна. Поэтому задаваемые ситуации следует снабжать опорами грамматического характера. Эти опоры могут быть разной степени развернутости, начиная от конкретных и подобных до «намека» в виде схемы, «шифра» [Рогова Г.В., 1991 с. 78.].

Е.И. Пассов уделяет особое внимание условно-речевым упражнениям и разделяет их на четыре вида:

1. Имитативные – при выполнении данных упражнений учащийся при выражении своей мысли использует речевой образец, который он воспринял в реплике учителя.

2. Подстановочные – учащийся осуществляет действие по подстановке соответствующей замыслу его высказывания ЛЕ в грамматическую структуру, также предъявляемую в реплике учителя.

3. Трансформационные – предполагают трансформацию реплики учителя.

4. Собственно – репродуктивные – учащиеся самостоятельно воспроизводят лексические единицы в высказываниях [http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=444506 по состоянию на 20.05.2011].

Научно–методическая лаборатория КГПИ под руководством Б.П. Годунова выделяет 6 видов функциональных грамматически-ориентированных упражнений:

1) на выборочное воспроизведение;

2) на перестановки;

3) на расширение или сокращение;

4) на сравнение и аналогию;

5) на содержательную трансформацию;

6) на репродуктивное творчество.

«Все эти упражнения проводятся на базе учебных текстов и их главное назначение – обеспечить овладение семантической и формальной сторонами грамматических явлений в процессе их употребления и в единстве с логико-предметным содержанием иноязычной речи» [Годунов Б.П., Кек Е.М., Ляшева Г.М., 1984, с. 1]. Рассмотрим более подробно эти группы упражнений.

1. Выборочное воспроизведение предлагает интеграцию целых фрагментов или отдельных отрезков текста. Благодаря этому развивается умение отбирать из текста содержательный материал, необходимый для решения различных коммуникативных и познавательных задач и одновременно – различные по функциональному назначению грамматические средства с общей семантикой. Все это делает речевой грамматический навык более лабильным и наращивает элементы умения инициативно употреблять коммуникативно и познавательно значимые грамматические явления.

2. Упражнения на перестановки предполагают перемещение целых отрезков текста либо включение содержащихся в нем сведений в связные сообщения, подчиненные определенному замыслу.

3. Упражнения на расширение могут осуществляться как за счет готовых текстов, так и за счет текстов, подготовленных самими учащимися (их сообщения). Упражнения на сокращение могут быть связаны с количественным сокращением текста или с качественной компрессией содержания текста, обусловленной изменившейся ситуацией. Особенность этих упражнений в том, что, сокращая текст, учащиеся могут расширять его уже усвоенной информацией.

4. Упражнения на аналогию нацелены на сравнение фактов одного текста или фактов разных текстов (для учащихся с более высоким уровнем подготовки). Также учащиеся могут проводить аналогию с собственным жизненным опытом. Сравнение может быть «пошаговым» или «суммирующим». Речевое умение в этих упражнениях значительно укрепляет свои позиции, т.к. учитель лишь «запускает» иноязычную речевую деятельность, а общую схему, границу и конкретную программу высказывания учащийся устанавливает сам.

5. Упражнения на содержательную трансформацию предусматривают перегруппировку элементов ситуаций, заложенных в изучаемых и ранее изученных текстах, установление новых отношений между компонентами ситуаций. При этом грамматический материал, закрепленный в текстах за различными элементами содержания, трансформируется в соответствии с изменившимися условиями его функционирования и вступает в новые внутрисистемные и межсистемные связи. Способы осуществления содержательной трансформации – изменение количественных и временных условий развертывания событий данного текста и перемещение действующих лиц одного текста в условиях другого – постепенно наращивают элементы нового качества, утрачивая характер внешней регуляции, и интегрируются в установках, требующих подведения фактов под новую посылку.

6. В упражнениях на репродуктивное творчество указания на использование грамматического материала не требуется. Его употребление обеспечивается рядом взаимодействующих тенденций внутреннего характера: ориентацией на определенный грамматический материал или предрасположенность к его использованию, частотностью его появления и реорганизации в прошлом иноязычном опыте обучающихся и естественным воздействием на выбор грамматических средств самого предмета высказывания. Все вышеперечисленные тенденции уравновешиваются и объединяются вокруг своеобразной доминанты, которая создается упражнениями предыдущих групп. В итоге достигается ожидаемая саморегуляция в грамматическом оформлении высказываний учащихся и приближение к естественному рассредоточенному употреблению целевого грамматического навыка [Годунов Б.П., Кек Е.М., Ляшева Г.М., 1984, с. 2-7].

В УМК не представлены упражнения такого типа, но мы считаем, что при обучении грамматической стороне речи необходимо использовать функциональные грамматически-ориентированные упражнения. Условно-речевые упражнения, построенные на основе текстов (в соответствии с лексической темой), задают учащимся естественную речевую ситуацию.

В целом, использование приемов обучения грамматической стороне речи и упражнений основано на следующих принципах:

1. Принцип коммуникативной направленности обучения грамматической стороне речи. Для формирования грамматической стороны речи принят путь от содержания к форме.

2. Принцип устного опережения разной длительности с постепенным его сокращением на втором году обучения.

3. Принцип опоры на образец, на действия по аналогии на основе осознавания наиболее существенных ориентиров речевого действия.

4. Принцип стимулирования речемыслительной активности и самостоятельности учащихся, в частности самостоятельного поиска и выделения существенных признаков единиц материала и действий с ними.

5. Принцип наглядности. И в обучении грамматике можно, и даже необходимо использовать наглядность.

6. Принцип доступности. Объем и характер грамматического материала должен быть оптимальным, т.е. достаточным и посильным для усвоения [Бим И.Л., 1988, с. 160].

 

Выводы

Проанализировав методическую литературу, мы сделали следующие выводы:

– при обучении грамматической стороне речи старших школьников необходимо учитывать особенности познавательной деятельности учащихся старшего школьного возраста;

– формирование грамматического навыка использования Present Perfect начинается на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе;

– в структуре грамматического навыка выделяют форму и функцию. Обе эти составляющие играют важную роль в формировании грамматического навыка;

– формирование грамматического навыка проходит в несколько этапов, что приводит к прочному усвоению формы грамматического явления и его функции в речи;

– грамматический навык употребления Present Perfect, как и любой другой грамматический навык, имеет тенденцию к деавтоматизации;

– при формировании грамматического навыка возникают объективные трудности; принципы, заложенные в основу обучения грамматическому строю языка частично предусматривают решение некоторых из них;

– необходимо создание комплекса языковых, условно-речевых и речевых упражнений для успешного формирования, совершенствования и поддержания грамматического навыка.

 

Глава 2. Технология поддержания грамматического навыка употребления Present Perfect

2.1. Анализ серии УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English”

Мы выбрали серию УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English” и серию УМК “New Millennium” авторов Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой и др., которые на сегодняшний день применяются в большинстве общеобразовательных школ для изучения английского языка, с целью проанализировать предлагаемый алгоритм работы, количество и характер упражнений, направленных на формирование грамматического навыка использования Present Perfect.

Согласно программным требованиям в общеобразовательной школе, где изучение английского языка начинается с 5 класса, Present Perfect изучается в 6 классе. Однако в УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа в первый раз это грамматическое явление появляется в 5 классе. Форма Present Perfect дается в тексте, в скобках дан перевод, но правило образования и употребления не дается.

Несмотря на то, что изучение времени Present Perfect начинается в 6 классе, в содержании учебника презентации данного времени не происходит. В рубрике “Grammar for revision” данное явление дается сразу в сравнении с Past Simple, а также дается диалог, в котором показана разница между двумя этими явлениями.

Упражнений на формирование навыка образования и употребления этого времени тоже не представлено в УМК. В рабочей тетради можно найти только 2 упражнения с использованием Present Perfect, но оно в них играет вспомогательную роль, т.е. упражнения направлены на закрепление других грамматических явлений (множественное число существительных), а также новых лексических единиц.

Например: Have you ever been ill? Read this computer display and answer the questions. (Упр. 3 стр. 24 Activity Book.) Вопросы учащимся поставлены в Present Perfect, но учащимся даже не нужно давать полный ответ, а только отметить «да» или «нет».

В учебнике 6 класса это явление встречается в 3 упражнениях, которые направлены не на отработку образования или использования данного явления, а на первичное закрепление нового лексического материала. Форма Present Perfect используется в текстах и диалогах. В конце учебника в рубрике “Grammar Support” дается подробное правило образования и использования Present Perfect на русском языке с примерами. Таким образом, данный УМК предусматривает самостоятельную работу учителя при введении и первичном закреплении изучаемого нами явления.

В проанализированных нами УМК с 5-11 классы, большее внимание изучаемому явлению уделяется в 7 классе. В учебнике данное явление фигурирует 24 раза. Форма Present Perfect часто используется в текстах, в установках к упражнениям, также используется в названиях тем уроков и циклов.

Например: Have you ever been to a National Park? (Стр. 209)

В рубрике “Grammar for revision” дано краткое правило и ссылка на “Grammar Support” на стр. 243. Далее предложены упражнения на отработку данного явления: подстановочные таблицы, схемы, в которых даны начала предложений в Present Prefect и т.д. Большинство предложенных упражнений являются языковыми или условно-речевыми. Эти упражнения направлены на закрепление формы изучаемого явления, т.к. учащимся, чаще всего, нужно только поставить глагол в нужную форму или ответить на вопрос.

Например: 1) What have you planned to do during your holiday? What have you decided? (Упр. 4 стр. 183.) Здесь учащимся предстоит рассказать о своих планах на предстоящие каникулы. 2) Where have you/ your friend been? (Упр. 3 стр. 211). Учащимся предложено рассказать о своем друге или о себе. Далее учащимся предложена схема ответа:

I have been to...

I was there in…

I haven’t been to…but…

I have heard…. Таким образом, учащимся следует только закончить содержание ответа, а форма и употребление Present Perfect и Past Simple уже задано в этой схеме. Итак, речевое упражнение теряет свою ценность при совершенствовании грамматического навыка использования Present Perfect.

В УМК “English 7” в рабочей тетради для учащихся предложено 2 упражнения на закрепление данного грамматического явления, но только в одном из них учащимся нужно анализировать ситуацию общения и выбирать использование Present Perfect или другое время. В одном упражнении учащимся нужно ответить на вопросы и использовать Present Perfect. В другом упражнении при переводе с русского языка на английский учащиеся должны сами выбрать, где им нужно использовать Present Perfect, т.к. в русском языке такое явление отсутствует, и предложения, данные в прошедшем времени могут быть переведены на английский язык, с использованием разных времен, также учащимся нужно выбрать соответствующую форму. Мы можем сделать вывод о том, что функция данного явления (т.е. случаи практического употребления) учащимися не осознается. В конце учебника на стр. 243 дается правило на русском языке и примеры в утвердительной, отрицательной и вопросительной форме.

В 8 классе использование Present Perfect насчитывается всего в 8 текстах. На стр. 120 в рубрике “Grammar in focus” дается правило на английском языке с примерами Present Perfect Passive, и упражнения направленные на первичное закрепление пассивного залога Present Perfect. Упражнения направлены на закрепление только формы пассивного залога изучаемого явления, а не употребления. В “Grammar Support” на стр. 194 дано правило Present Perfect Passive.

В УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English 9” уделяется незначительное внимание данному явлению. Оно встречается всего в трех текстах (диалоге, тексте упражнения). Только в самом начале учебника в рубрике “Grammar for revision” есть упоминание об этом явлении: задан вопрос в форме Present Perfect и дана ссылка на упражнения в рабочей тетради. Эти упражнения, как и в предыдущих УМК, больше направлены на образование формы изучаемого явления: составить вопросы, используя Present Perfect; составить предложения, используя Present Perfect и т.д. в рубрике Grammar Support дано краткое правило на русском языке с примерами. Как и в УМК “English 7”, преобладают языковые и условно-речевые упражнения.

В УМК “English 10-11” насчитывается 20 случаев употребления Present Perfect. В 10 классе нет никаких упражнений, направленных на совершенствование грамматических навыков использования Present Perfect. В течение этого года употребление данного времени сводится к появлению его формы в текстах, диалогах, установках на упражнения и т.д.

В 11 классе последнее упоминание рассматриваемого нами явления находится на стр. 218 в разделе “Grammar for revision”. Явление Present Perfect представлено в сравнении с Past Simple.

Первый раз в этом УМК объясняется употребление предлогов “since” и “for” в действии, выраженном в Present Perfect; и сравнивается с действием, выраженным в Past Simple с помощью предлога “in”, которое выражает действие, совершенное 1 раз с точным указанием времени.

Например: What gadgets and machines have you got in your home? When did you buy them? What’s your opinion about them? (Стр. 218 упр. 3) Учащимся надо рассказать о приборах и бытовой технике, которые есть у них дома, используя два времени. Для примера дана таблица:

We’ve got a vacuum cleaner.

We’ve used it since 1997 (for two years).

Or: We bought it in 1997.

It……..

Также здесь дана ссылка на Grammar Support на стр. 225, где дано краткое правило на русском языке с примерами. На стр. 220 даны в сравнении формы пассивного залога этих же времен, в тех же значениях. Эти явления закрепляются в языковых и условно-речевых упражнениях по тексту, где учащимся предстоит ответить на вопросы, или подставить соответствующие формы в подстановочные таблицы.

Проанализировав всю серию УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English” мы пришли к выводу, что работа над рассматриваемым нами явлением ведется недостаточно хорошо для прочного усвоения этого материала учащимися.

Первое упоминание об этом явлении представлено в рубрике “Grammar for revision”. Соответственно, презентация и первичное закрепление этого грамматического материала должно быть уже пройдено. Однако ни в учебнике, ни в книге для учителя нет упражнений для закрепления этого явления. В книге для учителя не представлены методические рекомендации: каким способ осуществлять презентацию данного грамматического явления, на каком уроке, в сопровождении с какой темой, сколько времени на него уделяется и т.д. На протяжении всего курса упражнений недостаточно (23), и они преимущественно языковые или условно-речевые.

Представленные в УМК упражнения направлены на образование формы этого времени, хотя наибольшую сложность его употребления в речи представляет его практическое использование, применение в соответствующей речевой ситуации. Можно предположить, что у учащихся, проходивших курс английского языка по данному УМК, не будут хорошо сформированы грамматические навыки употребления Present Perfect. Следовательно, учителю просто необходимо самостоятельно подбирать упражнения для формирования этого навыка. (Более подробно см. Приложение 1 на стр. 53)

 

2.2. Анализ УМК Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой “New Millennium 5”, “ New Millennium 6”, “ New Millennium 7”, и УМК О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “ New Millennium 8”, “ New Millennium 9”, “ New Millennium 10”, “ New Millennium 11”

Согласно серии УМК “New Millennium” изучаемое нами явление Present Perfect изучается с 6 класса, поэтому в УМК “New Millennium 5” данное явление не встречается.

Введение и первичное закрепление рассматриваемого явления происходит в 6 классе. Презентация грамматического явления представлена индуктивным методом. Сначала учащимся предлагается диалог с использованием Present Perfect (стр. 87), а после этого дается рубрика Look!, которая обращает внимание учащихся на новое грамматическое явление. В ней даны формы Present Perfect и примеры.

Вероятно, прежде чем перейти к объяснению правила, учитель должен поработать с учащимися и помочь им самостоятельно вывести форму нового времени и определить его значение, именно поэтому сразу не дается подробное объяснение правила на этой же странице в учебнике.

Форма в диалоге представлена с использованием неправильного глагола, поэтому учащиеся смогут самостоятельно вывести формы этого времени. Первичное закрепление Present Perfect проходит в выполнении различных упражнений. В данном УМК представлены упражнения различного характера: языковые, условно-речевые, а также речевые упражнения.

Например: 1) Read and complete the conversation. (Стр. 87 упр. 3.) Дополнить диалог глаголами в 3 форме (глаголы даны).

2) Complete the conversation with the questions in the box. (Стр. 90 упр. 3.) Дополнить диалог вопросами (вопросы даны).

Это примеры языковых упражнений. Отработка данного грамматического явления также происходит и в аудировании, т.е. учащиеся приобретают навыки распознавания этого явления на слух. Упражнения на аудирование являются условно-речевыми.

Например: Listen and tick what Mary has done. (стр. 110 упр. 1.) Также в УМК представлена краткая форма Present Perfect.

На стр. 113 Look! Даны полная и краткая формы: I’ve been to Moscow.

I have been to Moscow.

Далее следует речевое упражнение, где учащимся нужно рассказать по картинкам, где они были, и использовать изучаемое явление (все предлагаемые упражнения вы можете увидеть в приложении 2). На стр. 145 дано подробное правило на русском языке с примерами.

В УМК “New Millennium 7” также представлены 9 упражнений, направленных на совершенствование грамматических навыков использования Present Perfect.

В этом УМК появляется новое значение этого времени: действие, которое началось в прошлом и длится до настоящего момента, выражается с помощью предлогов “since” и “for”. Это правило также вводится индуктивным методом. Сначала эти формы даны в тексте и в диалоге, а потом выделены в раздел грамматики отдельно. Закрепление этого нового значения происходит в условно-речевых и речевых упражнениях.

Например: 1) Read the sentences in the Look box and answer the questions. (Стр. 81 упр. 2а)

1. When did you meet Jane?

2. Are you still friends?

Look! I’ve Known Jane for six years.

I’ve known Jane since the first grade at school.

2) Make dialogues. (Стр. 81 упр. 2b).Учащимся нужно ответить на вопросы и составить диалоги по аналогии с примером, в которых четко видна разница между Present Perfect и Past Simple.

В данном УМК рассматриваемое явление появляется в текстах, диалогах, установках, а также в языковых и условно-речевых упражнениях: ответы на вопросы, в форме Present Perfect; подставить предложения в текст. Эти упражнения направлены не только на закрепление Present Perfect. Данное грамматическое явление повторяется, смешивается с другими грамматическими явлениями, остается на продуктивном уровне использования в речи. В грамматическом справочнике на стр. 145 дано краткое правило на русском языке.

В 8 классе в УМК О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “ New Millennium 8” продолжается работа над изучаемым нами явлением. Оно также появляется в различных текстах, ситуациях, предложенных учащимся, в вопросах и т.д. Больше оно отрабатывается в условно-речевых упражнениях. В этом УМК добавляются наречия, которые часто используются с Present Perfect. Первичное закрепление происходит в условно-речевых упражнениях, где учащимся нужно выбрать соответствующее время, в зависимости от наречия. Также здесь отрабатывается отрицательная форма Present Perfect.

Например: Speak about things that have/haven’t changed. (Стр. 49 упр. 3.)

В 8 классе преобладают речевые упражнения при совершенствовании грамматического навыка использования Present Perfect. Здесь же происходит сравнение использования Present Perfect и Past Simple.

Например: “Speak about things that have/haven’t changed.” (упр. 3 стр. 49). Учащимся нужно рассказать о том, что изменилось или не изменилось в последнее время, недавно и т.д., используя утвердительную и отрицательную форму Present Perfect.

В 9 классе Present Perfect также используется в текстах, установках и т.д. В этом году добавляется форма пассивного залога Present Perfect. Изучение этого явления проходит на базе темы: «Окружающая среда». Правило дано в рубрике Look! с примерами. Закрепление проходит на базе условно-речевых и речевых упражнений.

Например: What has been done by these people leaving the picnic place? (Стр. 21 упр. 4). Учащимся нужно ответить на вопросы по картинке, глаголы даны в скобках. Также предложены упражнения на сравнение Present Perfect и Present Perfect Continuous. В грамматическом справочнике правила приводятся на английском языке, Present Perfect в сравнении с Present Perfect Continuous и Past Simple.

В 10 классе использование Present Perfect сокращается, и количество упражнений, направленных на закрепление этого правила, тоже. Данное грамматическое явление также используется в текстах, упражнениях к ним, установках к упражнениям. Предложенные упражнения преимущественно речевые. Например: высказаться на заданную тему, используя Present Perfect. В данном УМК рассматриваемое явление закрепляется в аудировании и в упражнениях после текста.

На стр. 89 даны 4 условно-речевых упражнения после аудитивного текста, направленные на определение функции Present Perfect, значения в предложенном тексте, а также ответы на вопросы и составление предложений в Present Perfect. В грамматическом справочнике в этом УМК нет правил о Present Perfect.

В последнем УМК этой серии для 11 класса количество упражнений для совершенствования грамматических навыков использования Present Perfect сокращено. Данное грамматическое явление также используется в некоторых текстах, и представлено только 2 упражнения, направленных непосредственно на закрепление данного грамматического явления.

На стр. 18 предложена сравнительная таблица Present Perfect и Past Simple. В тексте подчеркнуты видовременные формы, в таблице нужно распределить их по случаям употребления. Данное упражнение помогает учащимся видеть разницу между этими двумя временами, которые часто вызывают трудность при обучении английскому языку. На данном этапе обучения учащиеся должны справиться с этим упражнением.

Как видно, в серии УМК “New Millennium” авторов О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой, С.В. Жаворонковой и Н.Н. Деревянко работа над исследуемым явлением ведется достаточно хорошо. Презентация нового грамматического материала проходит успешно, на среднем этапе обучения большое внимание уделяется данному явлению. Количество упражнений способствует усвоению материала. Важно отметить, что представлены не только языковые и условно-речевые, но и речевые упражнения. На средней и старшей ступени обучения нет языковых упражнений, только условно-речевые, после которых следуют речевые упражнения. Однако на старшей ступени обучения количество упражнений, направленных на совершенствование грамматических навыков использования Present Perfect сокращается до 1 – 2, хотя Present Perfect относится к продуктивным грамматическим навыкам, и работа над ним должна быть непрерывной. И на старших ступенях обучения следует проводить упражнения, которые помогали бы учащимся выводить это грамматическое явление в речь, в противном случае учащиеся не могут использовать его в разговоре на свободные темы. (Подробно смотрите Приложение 2 на стр. 55)

 

2.3. Сравнительный анализ УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы “English” и УМК Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой “New Millennium 5”, “ New Millennium 6”, “ New Millennium 7”, и УМК О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “ New Millennium 8”, “ New Millennium 9”, “ New Millennium 10”, “ New Millennium 11”

Сравнительный анализ двух УМК “English” и “New Millennium” с 5-11 классы показал, что рассматриваемое явление Present Perfect изучается с 6 класса в обоим УМК. Однако в УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа “English” первый раз оно упоминается в 5 классе без объяснения правил образования и функций использования, что может привести к ошибкам в использовании этого времени. Также существенно отличается начальный этап усвоения данного грамматического явления. В УМК “English” введение и первичное закрепление не представлено в учебнике и не предложено в книге для учителя. В то время как в УМК “New Millennium” введение и первичное закрепление дано в 18 упражнениях, которые идут по принципу «от простого к сложному». Языковые упражнения сменяются условно-речевыми и переходят к речевым упражнениям. Этот УМК поможет учителю успешно подать новый грамматический материал, и осуществить его первичное закрепление.

На средней ступени обучения работа с Present Perfect также более логично показана в УМК “New Millennium”. Грамматический материал повторяется каждый год, и в каждом последующем УМК этой серии добавляются новые детали (использование предлогов, наречий). Над ними также ведется отдельная работа по формированию новых грамматических навыков. Упражнения, представленные в УМК “New Millennium” более разнообразные и целесообразные, отвечают поставленным задачам, и всегда проходят во взаимодействии с лексической темой. Наличие речевых упражнений говорит о том, что в данном УМК ведется работа над формированием речевого навыка.

На старшей ступени обучения работа над Present Perfect становится менее интенсивной в УМК “New Millennium”, но она более продуманная и логичная, чем в УМК “English”, где она вообще практически отсутствует.

Количество упражнений на всем протяжении изучения Present Perfect преобладает в УМК “New Millennium” (42), а также виды упражнений более разнообразны.

Сравнительный анализ проведенной работы над изучаемым нами явлением Present Perfect демонстрирует явное преимущество серии УМК Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкой “New Millennium” перед серией УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, но сокращение количества упражнений на старшей ступени до 1-2 упражнений обучения является не обоснованным и нецелесообразным для формирования прочных грамматических навыков использования Present Perfect в речи при окончании обучения.

 

 

Комплекс упражнений

Проанализировав УМК, мы составили комплекс упражнений, который способствует совершенствованию грамматического навыка использования Present Perfect.

Упражнения данного комплекса мы подразделяем традиционно на языковые, условно-речевые и речевые. Языковые упражнения направлены как на образование формы Present Perfect, так и на значение данного грамматического явления, употребление наречий, характерных для этого времени, их место в предложении.

За основу условно-речевых упражнений мы взяли функциональные грамматически-ориентированные упражнения, разработанные НМЛ КГПИ под руководством Б.П. Годунова, и имитативные и трансформационные упражнения, представленные в комплексе УРУ Е.И. Пассова.

Языковые упражнения:

· на распознавание и употребление формы Present Perfect:

1) Read the text. Circle the verbs in the Present Perfect, underline the Past Simple verbs.

2) Read this message from the board. Find and correct seven mistakes in the use of Present Perfect.

3) Complete the sentences with verbs from the box in Present Perfect.

· на понимание значений Present Perfect:

1) Match the examples with their meaning.

2) Read the sentences. Write true or false for the statement that follows.

· на правильное употребление наречий в Present Perfect:

1) Rewrite these sentences with the correct time adverbial in the correct place.

· на употребление Present Perfect и отличие его от Past Simple (и других времен):

1) Open the brackets using Present Perfect or Past Simple.

2) Complete the sentences with the appropriate verbs from the box.

3) Complete the sentences with the appropriate verbs from the box using Present Perfect or Past Simple.

4) Using the words in parentheses, complete the text below with the appropriate tenses.

5) Translate these sentences into English.

Условно-речевые упражнения.

Имитативные:

1) - I’ve had breakfast. And you?

- I’ve had breakfast, too.

Трансформационные:

1) - I’ve just read a book. And you?

- No, I haven’t. I’ve just written a composition.

Функциональные грамматически - ориентированные упражнения были составлены на базе текстов по темам: Working day, Meals, Cinema.

Функциональные грамматически-ориентированные упражнения:

· на содержательную трансформацию:

1) Imagine that Mary has visited different places. Look at the table and change the dialogue. (На основе диалога “Cinema”.)

2) You know Mary likes going to the cinema. She has just watched “Titanic” and met her friend. She is telling her about the impressions. (На основе диалога “Cinema”.)

- Hello! Where have you been?

- I’ve just been to the cinema! I’ve just watched “Titanic”!...

· на выборочное воспроизведение:

1) Now it’s 8 p.m. say what Mary has done today by this time. (На основе текста “Mary’s working day”.)

2) Imagine you are Mary’s friend and you call her after lessons. Ask her what she has done today. (На основе текста “Mary’s working day”.)

3) Say what Mary has done by:

- 7.30 a.m. …(На основе текста “Mary’s working day”.)

4) Imagine you are Mary. Tell us about the most important events of this day, what you have done today. (На основе текста “Mary’s working day”.)

5) Now 2 p.m. You are interviewing the Queen. You want to know about her working day. Ask her what she has done today. (На основе текста “Another day in the life of the Queen”.)

· на сравнение и аналогию:

1) Now 4 p.m. by this time Mary

- has already had all her lessons. …And you?

(На основе текста “Mary’s working day”.)

· на перестановки:

1) At 10 p.m. The Queen calls the Queen Mother and talks to her about her day. (На основе текста “Another day in the life of the Queen”.)

Текст написан от третьего лица, учащимся нужно пересказать его от первого лица, разделив действия, произошедшие в точно указанное время, и действия, употребляемые в Present Perfect.

· на расширение:

1) Imagine you are in England now and you’ve just had breakfast. Tell us about it what you have eaten and drunk for breakfast. (На основе текста “English meals”).

 

Речевые упражнения.

1) Complete the dialogue.

2) In pairs discuss your last vacation. One of you has just returned from the vacation and the other one asks the questions. (по аналогии с предложенным ранее диалогом)

3) It’s Friday today. You’ve been in Syktyvkar for three days. Tell us what has happened to you.

4) It’s 9 p







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.