|
Коррекционно- развивающая программаЦель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи. Задачи программы: - Снизить тревожность. - Усилить “ Я” ребёнка. - Актуализировать чувство страха. - Повысить психический тонус ребёнка. - Осуществить контроль над объектом страха. - Повысить уверенность в себе. Критерии эффективности программы: - повышение уверенности в себе; - снижение тревожности; - снижение количества страхов; - улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок. Количество занятий – 10 Продолжительность занятия – 40-50 минут. Условия организации. Занятия проходили в первой половине дня. Проведено 3 занятия. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий Таблица № 1
ЗАНЯТИЕ “НАСТРОЕНИЕ” Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Упражнение “ Росточек под солнцем” Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку) Упражнение “ Возьми и передай” Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку. Упражнение “Неваляшка” Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку. Упражнение “ Превращения” Психолог предлагает детям: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; Рисование на тему “ Моё настроение” После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили. Упражнение “ Закончи предложение” Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся…. Упражнение “ Пружинки” Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки. Упражнение “ Горячие ладошки”. ЗАНЯТИЕ “ НАШИ СТРАХИ” Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Упражнение “ Росточек под солнцем” Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку) Упражнение “ Петушиные бои” Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш. Упражнение “ Расскажи свой страх” Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись когда были маленькими. Рисование на тему “ Чего я боялся, когда был маленьким…” Дети рисуют свои страхи, не показывая никому. Упражнение “ Чужие рисунки” Детям по очереди показывают рисунки “страхов”, только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь. Упражнение “ Дом ужасов” Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются у психолога. Упражнение “ Горячие ладошки”. ЗАНЯТИЕ " Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ” Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Упражнение “ Росточек под солнцем” Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) все чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. (движения выполняются под музыку). Упражнение “Смелые ребята” Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают: “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате. Упражнение “ Азбука страхов” Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их. Упражнение “ Страшная сказка по кругу” Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. Упражнение “ На лесной полянке” Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.) Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу” Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой. Упражнение “ Я тебя не боюсь” Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: “Я тебя не боюсь!” Упражнение “ Неоконченные предложения” Детям предлагается предложения, которые нужно закончить. “Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..” “ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…” Упражнение “ Горячие ладошки”.
Лекция для педагогов Здравствуйте!!! Тема нашей сегодняшней беседы будет посвящена детской тревожности. Ведь мы часто слышим от родителей такую фразу: «Что-то мой ребенок в последнее время какой-то тревожный? Может, устал?» Так, давайте попробуем разобраться, что же такое детская тревожность? Каков портрет тревожного ребенка? И как бороться с детской тревожностью? Работать мы будем по следующему плану: 1. Что такое тревожность? 2. Портрет тревожного ребенка. 3. Как выявить тревожного ребенка? 4. Общие выводы по теме (рекомендации учителям). 1.Что такое тревожность? Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких которые к этому не предрасполагают». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические опасения, беспокойство, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех, же ситуациях он остается спокойным. Это - проявление тревоги. Если же состояние тревоги проявляется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общение с одноклассниками, незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности. Тревожность не связана с какой - либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства. В чем различие между терминами «страх» и «тревога»? Тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь специалиста. 2. И так, давайте поговорим о портрете тревожного ребенка. Попробуем его описать. Тревожных детей отмечает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах учащенное сердцебиение. Если агрессивные, гиперактивные дети всегда на виду, то тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. 3. Переходим к 3-ему пункту нашего плана работы. Ответим на вопрос как же выявить тревожного ребенка? Я так думаю, что ответить на этот вопрос нам помогут опытные учителя….(варианты ответов учителей) Они скажут, что прежде чем сделать окончательные выводы необходимо понаблюдать за ребенком. Причем наблюдать нужно в разных ситуациях и в разные дни, в школе и вне ее, в общении с другими детьми. Бейкер и Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие критерии. Критерии определения тревожности у ребенка 1. Постоянное беспокойство. 2. Трудность, невозможность иногда сконцентрироваться на чем-либо. 3. Мышечное напряжение в области лица, шеи. 4. Раздражительность. 5. Нарушение сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляются в его поведении. Вот появился у вас в классе такой ребенок и сразу возникает вопрос, как помочь такому ребенку? Что делать? Работа с такими детьми сопряжена с определенными трудностями, как правило, она занимает длительное время. Специалисты рекомендуют работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1) Повышение самооценки. 2) Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных ситуациях. 3) Снятие мышечного напряжения.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|