Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение цели социально-педагогической деятельности





 

 

Источник: Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.В. Шакурова: 2-е изд., стерео­тип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. (Стр. 30)

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику процесса целеполагания в социально-педагогической деятельности.

2. Что необходимо учитывать социальному педагогу, определяя цель своей деятельности?

3. Разработайте схему, иллюстрирующую метод «древа целей».

Литература

1. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — Москва: Издательство Юрайт, 2012. — 405 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Методика и технологии работы социального педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов,М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

3. Методика работы социального педагога: Практикум / Авт.-сост. С.Д. Матюшкова. - Витебск, 2005. - 109 с.

4. Наумова Н. Ф. Целеполагание как системный процесс / Н.Ф. Наумова. — Москва, 1982.

 

В процессе социально-педагогической деятельности происходит изменение субъекта, объекта, средств и внешних условий деятельности. Направление изменений определяется целью деятельности.

Цель — идеальный образ будущего результата деятельности. Она может формулироваться на 2-х уровнях:

1. как цель-идеал (стратегическая цель), достижение которого предполагает длительность и комплексность усилий. Для социально-педагогической деятельности в качестве цели-идеала может выступать создание условий для успешного становления ребенка как субъекта социальной жизни и создание педагогически целесообразной среды;

2. как цель — прогнозируемый результат деятельности (тактическая цель). Для социально-педагогической работы, как и для любого другого вида профессиональной деятельности, такого рода целей можно выделить несколько, например:

· увеличение степени самостоятельности личности, ее способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы;

· создание условий, в которых личность может в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что ей положено по закону;

· адаптация и реадаптация личности в обществе (Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среде. Приставка -ре обозначает возобновление или повторность действия);

· создание условий, в которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; и др.

Цель как прогнозируемый результ ат деятельности по отношении к цели-идеалу может выступать в качестве задачи. Ограничение социально-педагогической деятельности целями второго уровня противоречит ее личностно ориентированной сущности. Человек всегда успешнее справляется с проблемой, если перед ним стоят не только быстро достижимые, частные цели, но и определено магистральное направление развития, совершенствования. Ограничение выбора цели целью-идеалом тоже делает предстоящую деятельность малоэффективной, нерезультативной.

Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (деление на исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы, специализации, контингента обслуживаемых и т.п.).

Конкретная цель — это идеальный образ продукта конкретной деятельности. Одна из ведущих задач социального педагога — определение как перспективных, стратегических, так и конкретных целей.

Таким образом, одним из элементов социально-педагогической деятельности выступает процесс целеполагания. Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимальных средств ее достижения. Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда присутствуют элементы субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Создание надежной, достоверной системы целей — далеко не абстрактный вопрос, интересующий только теоретиков. Использование четкой, упорядоченной иерархической классификации целей важно в первую очередь для педагога-практика по следующим причинам:

1) концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией,
социальный педагог не только выделяет и конкретизирует цели,
но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, поря­
док и перспективы дальнейшей работы;

Таксономия классификация и систематизация объектов, построенные на основе их естественной взаимосвязи и использующие для их описания категории, которые расположены последовательно, по нарастающей сложности (т.е. по иерархии).

2) ясность и гласность в совместной работе социального педагога и учеников (воспитанников). Конкретные цели дают специалисту возможность разъяснить учащимся ориентиры в их личной и совместной с ним деятельности по решению задачи, реализации потребности, преодолению проблемы, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов и др.);

3) создание эталонов оценки результатов социально-педагогической деятельности. Четкая формулировка цели как ожидаемого результата деятельности позволяет оценить ее более объективно.

 

Алгоритм формулировки цели был предложен Дж. Л. Морриссеем1. Согласно его рекомендациям, правильная формулировка цели должна начинаться с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражать следующие основные положения:

-конкретизировать требуемый конечный результат;

-конкретизировать заданный срок достижения цели;

-конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

-давать там, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

-оговаривать только то, что и когда необходимо сделать, не вдаваясь в детали, как и почему это должно быть сделано;

-отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного специалиста.

Цель должна:

-быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;

-быть реальной и достижимой, но не легкой;

-быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

-обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

-исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

-должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;

-совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

-фиксироваться в письменном виде;

-быть согласованной в личной беседе с соисполнителями.

Цель необходимо формулировать применительно к данной конкретной ситуации. При этом следует уточнить цели других лиц и организаций, на которые предполагается направить воздействие. Немаловажное значение имеет определение возможных, но нежелательных обстоятельств, которые могут быть вызваны данной деятельностью. При формулировании цели важно установить, какие условия и обстоятельства поддаются контролю, а какие — нет. Если переменные реальной ситуации оказываются неуправ­ляемыми, то опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

 

В технологии целеполагания используется понятие «древо целей», которое означает способ формирования структуры (иерархии) целей. Главная цель определяет направление социально-педагогического действия. Конкретизация осуществляется в соответствии с принципом от общего к частному. Промежуточные цели (задачи), которые, в свою очередь, тоже расчленяются на более частные, выступают в качестве средств, позволяющих достичь результата.

Особенностью социально-педагогической деятельности является обязательная практика совместного (педагог — ребенок) целеполагания. Привлекая воспитанника к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность ребенка в себе. Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и причину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению. Ребенок будет упорнее участвовать в целеполагании, если это касается его собственных целей, если он видит, что действительно что-то изменяется, замечает, что может влиять на самого себя и на окружение. При нахождении цели, над которой воспитанник сам захочет работать, педагог может воспользоваться различными вспомогательными средствами. Это, например:

карточка желаний. На специальной карточке фиксируются ответы воспитанника на вопросы, касающиеся его желаний на короткий и длительный период (что бы ты хотел изменить в своей жизни; что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время; какой бы ты хотел видеть свою жизнь, что бы ты хотел в ней изменить; каковы твои планы на будущее и т.п.);

линия жизни. В случае, если воспитаннику трудно определить планы на будущее, таковых планов нет или ребенок не видит возможности внести изменения в ситуацию, используется метод прорисовки линии жизни. Педагог чертит горизонтальную линию слева направо и отмечает годы (например, 0, нынешний возраст, 20, 50, 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая ребенка, как он представляет свою жизнь в этом возрасте. Так, специалист вместе с воспитанником далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний, актуальных в ближайшее время;

целевые карточки. Метод используется в случаях, когда с помощью других средств удается поставить малое количество целей или поставленные цели не имеют отношения к делу; подростки не говорят о важных проблемах и желаниях изменений, как будто их не существует, в то время как, по мнению педагога, они есть; трудно прийти к единому мнению о целях. Каждая карточка содержит желания и потребности определенной группы. Работу с целевыми карточками следует проводить в такой последовательности:

1) показать подростку целевые карточки, объяснить предстоящую деятельность;

2) дать подростку карточку и ручку; объяснить, что на каждой
карточке, касающейся одного предмета, написаны различные вещи, которые, может быть, он хотел бы изменить в своей жизни; попросить его отметить крестиком, что он хотел бы изменить
или что, по его мнению, является проблемой;

3) записать все отмеченные цели на отдельных полосках бумаги;

4) попросить подростка разделить эти полоски на три группы: очень важно», «важно», «может подождать»;

5) если в группе «очень важно» оказалось более восьми полосок, попросить подростка отложить восемь наиболее важных из них в сторону;

6) попросить полоски из группы «важно» (или восемь полосок из группы «очень важно») разложить в порядке их значимости. Иногда можно пересортировать и целевые карточки в зависимости от
того, какие предметы требуют немедленного внимания либо какие
предметы могут быть осуществлены только с помощью педагога;

7) записать восемь самых важных целей в порядке значимости
на отдельный лист бумаги; попросить при этом подростка пояснить каждую цель1.

Постоянное обращение к цели как ориентиру деятельности — основное правило любой технологии.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.