Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭСТРАДНЫЙ КОНЦЕРТ





МНОГОГРАННОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ». - ГЛАВНАЯ ТЕМА КОНЦЕРТА. - ЮБИЛЕЙНЫЙ, ПРАЗДНИЧНЫЙ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ; ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ. - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДРА­МАТУРГА ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ, СОЗДАВАЕМЫХ К ПРОФЕССИО­НАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКАМ. - РАБОТА ЭСТРАДНОГО АВТОРА С ДОКУМЕН­ТАМИ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОЗДАНИЮ СЦЕНАРИЯ ЮБИ­ЛЕЙНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНЦЕРТА. - ЦЕРЕМОНИИ «ЗА СКОБКАМИ ТЕМЫ» В ТЕМАТИЧЕСКИХ И ЮБИЛЕЙНЫХ КОНЦЕРТАХ.

Специалисты часто выделяют определенную группу концертных представлений именно под этой «шапкой», называя их тематичес­кими, хотя понятно, что любой эстрадный концерт в той или иной степени является тематическим. Или, если позволительно ввести новый термин, — «многотематическим».

Но в тематическом концерте какая-то одна тема выделяется как глав­ная, основная, ведущая.

То же самое можно сказать о выделении в особые группы кон­цертов юбилейных и праздничных.

Практически каждый юбилейный концерт можно рассматривать как концерт праздничный по той простой причине, что любой юбилей — не­пременно еще и праздник*. Более того, он одновременно подходит и под рубрику тематический и уж наверняка — под рубрику сборный или дивертисментный.

* Тематизм юбилейного концерта иногда бывает связан не только с праздничным весельем, но и с официальной торжественностью, а порой даже — и с трагическим со­держанием юбилейной даты. В этом случае лучше всего подходит образное определение из известной песни Д. Тухманова: «Это праздник со слезами на глазах».

Стр.215

И тем не менее в каждом из этих случаев есть некоторые нема­ловажные нюансы. Не зря американцы любят говорить о том, что «дьявол прячется в деталях...».



Так что некоторая нечеткость границ рассматриваемых полей нас, как и ранее, не должна пугать. В искусствознании это встреча­ется довольно часто.

Самый характерный пример создания сценария для тематичес­кого концерта — это предложение отметить специальной концерт­ной программой один из наших многочисленных профессиональных праздников: День энергетика, машиностроителя, театра, или, напри­мер, недавно утвержденный День российской адвокатуры.

Некоторые из них, такие, например, как День театра или День кино, относительно легко могут быть отлиты в какие-то эстрадные формы. А некоторые требуют для своей трансформации в темати­ческий праздничный эстрадный концерт определенных усилий, как со стороны драматурга, так и со стороны режиссера-постановщика, работающих в паре.

В честь Дня российской адвокатуры, например, был написан специальный сценарий, который сами члены Адвокатской палаты Санкт-Петербурга добросовестно разыграли на сцене Петербург­ского мюзик-холла. На этой же сцене в свое время был показан тематический концерт, посвященный Международному дню по­жилых людей. Так как в этот день одновременно проходило несколько концертов на разных площадках, с разными сценария­ми, но с той же темой, то этот, под крышей мюзик-холла, имел еще одну отличительную особенность — он был посвящен женщинам несколько более чем среднего возраста и поэтически назывался «Сударыня-осень»...

Для этого концерта была написана и исполнена новая песня, в ко­торой отражалась взятая тема. Было создано и реализовано забавное «детское поздравление» от лица школьников младших классов в адрес своих любимых бабушек, звучал специальный конферанс...

Учитывая особенности социально-политических пристрастий дан­ного зала, в детских стихах, в частности, были такие строчки:

Милые бабушки, дедушки, тети,

Не пойте «Мы жертвою пали в борьбе».

Мы вырастем скоро, и вы в нас найдете

Опору в своей прекрасной судьбе!

Стр. 216

Как правило, большинство таких профессиональных праздников «привязано» к тем или иным реальным историческим событиям. День космонавтики — к полету Ю. Гагарина, День защитника Оте­чества — к Дню рождения Советской Армии 23 февраля и т. п.

Бывают счастливые для эстрадного драматурга совпадения, ко­торые позволяют ему на этих совпадениях выстроить драматур­гический ход представления. А бывают и забавные казусы. Напри­мер, День смеха, 1 апреля, одновременно известен как реальный день рождения великого русского писателя-сатирика Н. В. Гоголя. И это замечательно. Но в справочниках можно прочесть и о том. что 1 апреля дополнительно еще и День рождения американского доллара...

Уже одно это будит и будоражит фантазию...

Для разработки сценариев тематических концертов эстрадному дра­матургу и режиссеру необходимо изучать соответствующие историче­ские документы, иногда переосмысливать те или иные факты, связан­ные с данной темой, внимательно относиться к возникающим ассоциа­циям...

Несколько лет назад в ГКЗ «Россия» отмечалось 250-летие созда­ния в стране Гохрана — учреждения, в котором хранятся исторические и государственные реликвии и раритеты, от шапки Мономаха до ог­ромного брильянта «Орлов». Был поднят именной Указ Петра Велл-кого о создании Хранилища Драгоценностей. В нем, в частности, были слова о том, что самих хранителей этих ценностей надо внимательно и часто контролировать, ибо пускать некоторых из них к драгоценностям «...все равно, что пускать козла в огород». Так написано у Петра Ве­ликого. Он знал свой народ, свое окружение. Но знал ли он, что через 250 лет настанут дни, когда все газеты будут пестреть сообщениями о поимке современного жулика-грабителя Гохрана, гражданина с фами­лией КОЗЛЕНОК?! Конечно же не знал, но факт остается фактом. Это реальный случай, и, конечно же, он был отражен в специально напи­санном к этой программе монологе «Можно ли пускать „Козленка" в огород...»

Внимательное отношение эстрадного драматурга к документаль­ным материалам, датам, совпадениям, ассоциациям является первым шагом к поиску интересного, не заштампованного сценарного реше­ния тематического концерта.

Стр.217

В одном из специально написанных к Дню энергетика сценари­ев, отвечая реалиям нашего времени, на несколько минут в середине программы в порядке шутки «вырубался», а потом радостно зажигал­ся свет. В концерт был приглашен народный артист России Г. Орлов, у которого в репертуаре оказался замечательно смешной музыкальный монолог, юмористическая песенка О. Левицкого, с подходящим к слу­чаю припевом:

А Фунтиковы жарят в темноте,

И по своей наивной простоте,

Год просят жилконтору,

Пришлите нам монтера,

Котлеты трудно жарить в темноте!

По смыслу песенки, эта понятная всем тяжба продолжается у бед­ных Фунтиковых уже никак не менее 20 лет...

Создание сценариев таких тематических концертов — дело до­статочно трудоемкое, но очень интересное и творческое.

У многих подобных праздников есть некий свой обязательный ритуал, свой «джентльменский набор» персонажей и тем. Как День города в Петербурге невозможен без выхода с теми или иными сло­вами основателя города Петра Первого, как Новый год невозможен у нас без Деда Мороза — так День рыбака трудно представить себе без выхода Нептуна с русалками, чертями и полагающихся ему по статусу Виночерпия и Брадобрея.

Несколько лет назад сотрудники Министерства коммунального хозяйства отыскали в анналах нашей истории указ царя Алексея Ми­хайловича об учреждении в городах России специальной долж­ности... дворника! г

Предложение москвичей было поддержано и в Петербурге. День выхода царского указа был назван «Всероссийским днем дворника», и в БКЗ был показан специально созданный большой тематический концерт с новым гимном «российских дворников», с переписанным на новый лад «Монологом Пимена», со смешными куплетами на волную­щие горожан темы. С той недалекой поры вот уже второе десятилетье этот неплохой праздник отмечается в БКЗ «Октябрьский»...

При создании специального сценария для Тематического кон­церта к Дню ракетных войск и артиллерии выяснилось, что одним из преподавателей, много лет учивших артиллеристов химии, был

Стр.218

Д. И. Менделеев, в эти же годы занимавшийся проблемами русской водки.

Разработка этой темы, понятно, сама просится в руки. Но это не все. Среди педагогов Артиллерийского училища оказался профессор, который в свое время изобрел... кирзовый сапог, точнее, материал, «кир­зу» для солдатского сапога, поступившего на обмундирование русской армии. Того самого, который «дошел до Берлина», и т. д. и т. п.

Написанная трогательно-патриотическая «Поэма о сапоге» на том тематическом концерте имела большой успех...

Еще один пример, как документальный материал — на этот раз помещенный в прессе, стал толчком к созданию тематической эст­радной программы.

Некоторые газеты опубликовали статьи по поводу истории рус­ской водки. И несколько лет назад в петербургском Театре эстрады была придумана тематическая концертная программа, посвященная... 500-летию Русской водки. На афишу в качестве названия была выне­сена строка из популярной песни, служившая как бы посвящением: «Тебе, любимая и легендарная!».

Эта тема, к сожалению, достаточно популярная в нашей стране, была разработана в специальном конферансе, ряде монологов и миниа­тюр. В концерте звучали соответствующие музыкальные произведения, оперные арии и песни, от «Налей, налей бокалы полней!» до «Правая, левая, где сторона, улица-улица ты, брат, пьяна!».

Следует обратить внимание на то, что регулярно возникает не­обходимость создания тематических концертных программ, совсем не обязательно имеющих веселый и развлекательный характер.

Это, например, тематические концертные программы, связан­ные с Великой Отечественной войной, с памятью о других драма­тических, а порой и трагических днях, которых немало в нашей истории.

Иногда, можно сказать, с «самых верхов» приходит заказ на со­здание той или иной тематической концертной программы, посвя­щенной одной из социально значимых тем.

Например, в Москве, в огромном зале Спортивно-концертного ком­плекса «Олимпийский» была создана тематическая концертная про­грамма под девизом «Женщины мира — против наркотиков!». Отлить

Стр.219

эту тему в те или иные пригодные для исполнения на большой эстраде формы было делом совсем не простым, но в итоге все получилось.

В том же «Олимпийском» в свое время по инициативе Г. Борови­ка была реализована тематическая концертная программа, посвящен­ная, как было официально объявлено, «трехлетию нового политичес­кого мышления», родоначальником которого в мире тогда считался М. С. Горбачев. Символом программы была избрана известная в мире не менее, чем «Голубь мира» Пабло Пикассо, скульптура, изображав­шая большой, величиной с «Медного всадника», поставленный на пье­дестал револьвер... с завязанным узлом дулом. Это был символ прекра­щения гонки вооружений и наступления всеобщего мира.

· · · · · ·

Тема «Миру — мир», конечно же, неисчерпаема и хорошо под­дается соответствующей разработке для нужд тематической концерт­ной программы.

Характерной особенностью большинства тематических концертных программ является то, что при создании сценария приходится пред­усматривать и отводить соответствующее место выступлению каких-то официальных лиц.

Это могут быть чиновники из президентской администрации, от руководства города или отрасли, депутаты различных уровней. Вы­ступление может происходить и, что называется, «в живом плане», и в фирме специально записанного телевизионного обращения в зал с укрупненного телеэкрана.

Что именно будут говорить в момент своего выступления на­чальственные лица, всегда непредсказуемо. Бывают случаи, что го­ворится как раз то, что после выступления должен был бы сказать конферансье или ведущий. И если конферансье еще может что-то сымпровизировать, то для ведущего, который чаще всего произно­сит заученный текст, а то и вовсе произносит его «по бумажке», -такая ситуация является просто катастрофической.

Хорошо еще если удается через многочисленных посредников договориться об общей продолжительности этого «вкрапления», которое никак не должно превышать одну-две-три минуты, если это не президент страны...

Более того, разного рода начальство сегодня предпочитает вы­ходить на сцену не коротким путем, из-за кулис, а непременно из

Стр.220

зала, в свете прожекторов, чтобы все видели, да еще требует, чтобы звучали фанфары, особый сигнал...*

Еще одна сложность возникает при работе над сценариями по­добных тематических концертных программ, когда кроме обычной художественной части существует еще и техническая, связанная с на­граждениями орденами, медалями, грамотами, конвертами с деньга­ми, букетами цветов, путевками за границу, ордерами на квартиры, и т. д. и т. п.

Конечно, это бывает важно. Это и радостно и приятно — для на­граждаемых и их родственников и друзей, сидящих в зале. Но это останавливает концертную программу, «разваливает» ее, «сажает» темпоритм представления.

Характерным в этом отношении примером могла бы служить те­матическая концертная программа-церемония награждения лау­реатов премии Всероссийского конкурса «Надежда России» в БКЗ «Октябрьский» осенью 2006 года.

Нужно было провозгласить со сцены фамилии более 100 (!) на­гражденных, назвать города, откуда они приехали, что и за что полу­чили, а потом еще и вернуться к концертной программе. Плюс к тому следовало назвать фамилии тех, кто награждает лауреатов. Приходи­лось и разбивать саму церемонию на эпизоды, и «вывозить» самих награждаемых на транспортере из-за кулис, а награждающих «выкли­кать-доставать» из зала. В подобных случаях сценарист должен сутка­ми находиться рядом с режиссером, имея при себе ноутбук, и тут же, по-ходу дела, придумывать реплики, остроумные ответы, переписывать четверостишия для изменившейся ситуации... Таковы условия этой «железной игры».

· · · · · ·

Еще одной характерной проблемой, не столько для тематиче­ских концертов, сколько для юбилейных, — является непременное застолье.

* Мало кто знает об этом, и хотя тут нет государственной тайны, но у президента, например, существует свой особый артист, которому доверено из-за кулис четко и ясно произносить его имя, отчество, фамилию и занимаемую должность... Нет уверенности в том, что его возят за главой страны по всему миру, но что он летает с этой целью по всей России, — несомненно. Тут можно удивляться, но спорить с «протоколом» бессмыслен­но. Его надо выполнять.

Стр. 221

Оно всегда существует, но это счастье, если застолье вынесено «за скобки» самого юбилейного концерта и происходит после него. Хотя и в этих случаях часто просят это застолье как-то театра­лизовать. И приходится придумывать интермедии «На вынос хо­лодных закусок» и на «Внос горячего блюда», и «создавать» смеш­ные и торжественные тосты в стихах и в прозе, и согласовывать все это с кинороликами, специально подготовленными к этому случаю...

Сейчас на юбилейных театрализованных программах часто де­монстрируются специальные телесюжеты, созданные на основе мас­сива в 100-150 различных фотографий юбиляра, от первых пеле­нок — до сегодняшнего дня процветания и торжества. Все это сопро­вождается более или менее остроумными репликами закадрового ведения и музыкой*.

 

В завершение главы можно констатировать: тематические, юбилейные, корпоративные концертные программы имеют много общего, часто похожи друг на друга по своей структуре; поэтому круг встающих пе­ред сценаристом и режиссером проблем по сути заключается в созда­нии особых форм театрализованных сборных концертов, которым при­дается особый колер и ряд смысловых акцентов, соответствующих дан­ному конкретному случаю.

Иногда имеющие место в реальной жизни отдельные случаи, когда концертная бригада, едущая на юбилей одного лица или пред­приятия, по ошибке попадает к другому лицу или на другое пред­приятие, — прекрасный драматургический ход и для сценки, и для смешного монолога, и для целого пародийного блока в программе. Вопрос, как всегда, — в профессиональной разработке этого «хода». Только и всего.

При этом, конечно же, следует учитывать, что тема и смысл праздника диктуют его форму.

Примером может служить своеобразный «Праздник Самого длинного в мире шарфа», проведенный несколько лет назад Россий­ским этнографическим музеем в Петербурге.

* Чаще всего эта задача встает на так называемых корпоративных мероприятиях разного уровня. О них мы поговорим отдельно несколько позже.

Стр.222

Идея праздника была, можно сказать, «импортная» и завезена к нам из «Туманного Альбиона». Это англичане первыми стали общими усилиями вязать шарф, растянув его на несколько сухопутных миль и мало заботясь о том, где они найдут такой длины шею для подобного шарфа. Нашим сотрудникам Этнографического музея британская за­тея понравилась. Было сделано объявление, и наши старушки несколь­ко месяцев, сменяя друг друга, из принесенной с собой шерсти вязали этот предмет, превзойдя жительниц Объединенного королевства. Это был символ служения общему делу, трудолюбию, уважения к капри­зам погоды, и т. д. Наконец настал торжественный день окончания кол­лективного труда. На ступенях Этнографического музея состоялась торжественная презентация небывалого изделия народных промыслов, костюмированные персонажи вынесли его из дверей дворца, грянул ор­кестр, прозвучали речи, стихи. Процессия с ряжеными, костюмиро­ванной охраной на лошадях обнесла Шарф вокруг квартала Русского и Этнографического музеев, а затем была устроена «Народная диско­тека»*.

* По поводу этого события можно вспомнить хороший лозунг, висящий у входа в Петербург-концерт: «Мы празднуем все, что только можно отпраздновать!». Что ж, со­всем не так плохо!


ГЛАВА 1 5









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.