|
Есть известная истина: для детей надо писать точно так же, как для взрослых, только гораздо лучше.Сегодня она забыта начисто, и созданием эстрадных спектаклей, шоу-представлений и праздников для детей занимаются часто просто все кому не лень, а за деньги у нас «не лень» очень многим. Такие понятия, как эстетика, вкус, идеи добра, положительные примеры, просто не существуют. А это все очень серьезно! Небольшой пример из сегодняшней реальной жизни... Лето. Западный Кавказ. В Чечне все еще гремели выстрелы. Оттуда на турбазу в Домбай привезены 200 детей, чтобы они отдохнули, забыли недавний кошмар, получили кусочек безоблачного детства. Их досугом в Домбае никто не занимался, и они играли в те игры, которые сами могли придумать или в которые они играли у себя дома. При этом разговаривали они преимущественно на родном языке. Во время одной из таких игр сотрудница местного краеведческого музея, случайно оказавшаяся рядом, обратила внимание на то, что ребята, перекликаясь в лесу, довольно искусно имитируют голоса различных птиц, в частности тех, которых никогда не было и нет в данной местности. Что же выяснилось в итоге? Дети «весело играли» в партизан, в бойцов «незаконных вооруженных формирований» и голосами птиц передавали друг другу сведения о том, сколько российских автомашин, БТРов и солдат двигается по дороге и сколько нужно фугасов, чтобы их уничтожить... Стр.247 Понятно, что нельзя перекладывать на плечи авторов, режиссеров и других участников детских представлений последствия тех или иных политических, экономических и прочих наших «взрослых игр», которые сегодня ведутся в стране, но и закрывать на это глаза было бы безответственным легкомыслием. Сегодня во многих властных структурах появились отделы, официально именуемые «отделы по молодежной политике». Но реально «молодежь» это все те, кто вчера еще были просто школьниками, отличниками, двоечниками, прогульщиками. Теми, кто ни за что не хочет читать книжки, а только смотрит телевизор, где рассказывают не про «пятнадцатилетнего капитана», а про рожающих восьмиклассниц... На практике оказывается, что сегодняшние зрители новогодних шоу уже знать не знают нашего родного Чебурашку, но зато сразу узнают американца Шрека с его Фионой и ждут, когда же они превратятся в Деда Мороза и Снегурочку... И сценаристы с режиссерами, получив такое задание от тех, кто платит, а, значит, и «заказывает музыку», исправно выполняют этот социальный заказ, например, на эстраде Гигант-холла казино «Конти». Среди теоретиков есть такой термин, как «формирующийся зал», то есть зал, который усилиями ведущего и других исполнителей формируется в процессе самого эстрадного представления и начинает реагировать на происходящее почти единогласно. При этом большинство, естественно, подавляет меньшинство или склоняет его на свою сторону. Детская аудитория, как правило, монолитна и единодушна уже с самого начала. «Эффект группы» здесь очень силен. Дети даже разных возрастов, с малым количеством взрослых, сидящих рядом с ними, если можно так выразиться, почти хмелеют от того, что они в таком количестве и почти одни, без надзора старших. И этот «дух свободы» взвинчивает их, кружит им головы, толкает на странные, с нашей, взрослой точки зрения, поступки. Так было и в гораздо более жесткие, с точки дисциплины, времена, не говоря уже о наших днях. Когда на Новогоднем представлении во Дворце спорта «Юбилейный» зазвучала таинственная музыка, закрутился, отбрасывая разноцветные блики, зеркальный шар под потолком, а главное — стал гас- Стр.248 нуть свет, семь тысяч школьников как один взревели, вытащили из карманов заранее приготовленные фонарики, бенгальские огни. Они поджигали особым образом упакованную фотопленку и бросали ее в разные стороны... Кошмарное зрелище — особенно если учесть, что в эти минуты вместо Деда Мороза на эстраду вышла второй секретарь Ленинградского Горкома ВЛКСМ с намерением поприветствовать собравшуюся аудиторию... Дети изначально несут в себе ожидание интерактивного общения с исполнителями, они отвечают на вопросы, поднимают руки, показывают, куда побежала Баба-Яга, сами принимают активнейшее участие в разных «погонях»... Дети с удовольствием «живут» в атмосфере представления, скепсис им не свойствен. Он начинает проявляться класса с 8-9-го. В конце театрализованного концерта в Ледовом дворце один из исполнителей, уходя с эстрады, бросил в зал простую и, казалось бы, ни к чему не обязывающую фразу: «До новых встреч! Я приду к вам снова и, может быть, даже очень скоро, дорогие мои друзья!». После окончания этого шоу одна из билетерш со слезами на глазах рассказывала, что один из маленьких зрителей ни за что не хотел уходить с мамой домой. А когда она ему сказала, мол, пойдем, все уже кончилось, видишь, артисты тоже домой пошли, ответил: «А они сказали, что еще придут!». И это не выдумка, не анекдот, это — правда. В этой связи перед нами во всей сложности встает вопрос так называемого «положительного героя» эстрадных представлений для детей, и в особенности транслирующихся по телевидению. Смена общественного строя в нашей стране совсем не сняла этого вопроса, а только обострила. Ведутся дискуссии вокруг того, следует ли в обязательном порядке преподавать в школах Закон Божий или догматы мусульманской веры. Нужен ли среди преподавателей литературы и зоологии раввин? И эти дискуссии очень далеки от завершения. Ситуации порой возникают парадоксальные. Одна из школьниц уже подала в суд на преподавателя биологии за то, что он неверно трактует теорию Чарльза Дарвина и она лично Стр.249 никак не произошла от обезьяны, а наверняка каким-то другим способом. И это тоже не анекдот, а реальность, которая, впрочем, могла бы с успехом лечь в основание школьного «капустника» или игры КВН. В том возрасте, когда неизбежно тем или иным образом, на тех или и иных основаниях формируется мировоззрение подрастающего поколения, очень важен выбор примеров для подражания. И ответ на вопрос, кем вырастет мальчик, напрашивается сам собой. Поведение детей — зеркальное отображение поведения взрослых. Сегодня разного рода детские коллективы — хореографические, вокальные, народные — желанные участники самых различных эстрадных представлений для взрослых. И причин тому множество. Первая — это экономическая выгода. Детям, выходящим на эстраду, не платят ни копейки. Немного платят только руководителям коллективов, а число участвующих детей может исчисляться сотнями. Далее. Дети — это всегда трогательно. Как правило, — очень красиво. Коллектив детского цирка Дворца культуры имени М. Горького из года в год показывает уникальные номера. Песни, в том числе и специально подтекстованные, в исполнении Детского хора ВГТРК «5-й Канал», записанные на высококачественной профессиональной аппаратуре, — очень важный элемент самых различных эстрадных программ, основа прологов и финалов. В современных больших дворцах спорта без детских коллективов просто не заполнить пространство эстрадной площадки, а без этого нет нужной красочной «картинки» и для самого зала, и для телевизионной трансляции. Примером удачного использования детей-исполнителей для большого стадионного эстрадного представления мог бы послужить следующий, неоднократно апробированный эпизод. На протяжении всего театрализованного концерта время от времени объявляется, что в честь праздника по улицам города проходит Международная велогонка, которая должна финишировать здесь, на стадионе. Несколько раз имитируется «связь» с участниками гонки, нагнетается ажиотаж, указывается участок трассы и т. п. Наконец следует объявление, что вот-вот лидеры гонки ворвутся на стадион Стр.250 Через главные ворота влетают мотоциклисты сопровождения, милицейские машины, к финишу бегут фотокорреспонденты, врачи с кислородными подушками и носилками, и вот... На дорожку стадиона влетает группа пяти-шестилетних карапузов на трехколесных велосипедах! Один из них вырывается вперед и бурно финиширует! Ему преподносят «желтую майку лидера», которая ему — до пят. Звучит туш. У «победителя» берется интервью, во время которого, на вопрос, давно ли вы занимаетесь спортом, звучит ответ: «С самого детства!». А на вопрос: «Кто же вас тренирует?» чемпион отвечает: «Бабушка!». В последние годы дети, особенно белокурые от природы, активно осваивают роли «ангелочков с крыльями», которые почтительно распахивают двери на балах для элиты, например, в Константиновском дворце... В эстрадных спектаклях для детей очень убедительно звучит стихотворная речь. Рифма помогает маленьким зрителям уловить смысл проносимого текста. Это смыкается с практикой детских садов, где малыши разучивают разного рода песенки, зарифмованные пословицы, и т. д. Это же подтверждают, можно сказать, почти «бессмертные стихи» Маршака, С. Михалкова и ряда других прекрасных авторов. Если есть возможность зарифмовать текст детской программы, театрализованного концерта, новогоднего представления — это непременно следует сделать. Практика использования самих детей, пары — мальчика и девоч-"•а? — в качестве ведущих школьного праздника в Ледовом дворце спорта дала хорошие результаты. Маленьким зрителям было приятно, что у микрофона «свои люди»! Ну, а то, что весь текст был заранее записан на фонограмму, такой ли это уж большой грех в данном случае? Прощаем же мы «фанеру» нашим «звездам эстрады...». При этом следует учитывать, что иногда хорошо записанная на профессиональной аппаратуре фонограмма спектакля звучит гораздо лучше, чем «живой звук», особенно когда речь идет о диалогах и массовых сценах, в которых без предварительной записи порой бывает не разобрать ни единого слова... Разного рода детские эстрадные программы могут быть продолжением и как бы детским вариантом широко рекламируемых «взрослых мероприятий». Вместе с известными проходившими в нашем Стр.251 городе Третьими Всемирными Играми доброй воли были придуманы и проведены в ЦПКиО «Детские Игры доброй воли», включавшие в себя и спортивные соревнования, и игровые фрагменты, и концертную часть. Эта идея совсем не исчерпала себя и может служить основанием для последующих разработок. Эстрадные представления и театрализованные праздники для детей — благодарная почва для творчества и сценаристов, и режиссеров, и исполнителей самых различных жанров. Более того, это несомненно замечательная школа для молодых деятелей эстрады. Стр.252 ГЛАВА 18 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|