Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 12. О СЕКСУАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ





 

Многие современные родители осознают, что о проблемах пола с ребенком говорить надо, но не знают, с какого возраста и как говорить об этом с ребенком.

Узнав из этой книги то, что, на ваш взгляд, следует знать вашему ребенку, в зависимости от его возраста и психической зрелости, вы можете постепенно подготавливать его к периоду пробуждения полового влечения, чтобы ему не пришлось постигать "сексуальную грамоту" на личном опыте или в искаженном изложении других детей и подростков. Из ваших уст ребенку легче воспринять эти сведения, так как вам он доверяет.

Сексуальное воспитание ребенка родителям нужно начинать как можно раньше, чтобы у него не сложилось мнения, что это — запретная тема, что только усилит его любопытство.

Если вы преодолеете свои ложные предубеждения, что "ребенку это знать рано", если сумеете установить с ним доверительный контакт и сможете говорить на темы сексуального воспитания свободно, а он, в свою очередь, будет вам рассказывать, что услышал от своих сверстников, и вы сможете опровергнуть эти ложные представления, — то вы избавите его от многих ошибок, а себя — от больших огорчений.

Не следует думать, что ваш ребенок, даже если он еще дошкольник или учится в младших классах школы, ничего не знает о сексе. Он многое знает, но не все, что ему следует знать, а самое главное — неверно интерпретирует свои знания.

Как бы вы ни старались, вы не сможете избавить ребенка от этой информации. Стоит включить телевизор, и ребенок может увидеть эротическую сцену в кинофильме. Их теперь показывают в любое время, если вы будете закрывать глаза ребенку или приказывать ему выйти из комнаты во время эротической сцены, то это вызовет обратный эффект, ему будет интересно, и в следующий раз он будет смотреть телевизор, когда вас не будет дома.



Сейчас у нас издается множество эротических изданий, газет, журналов, где есть фотографии, которые обязательно привлекут внимание вашего ребенка. На прилавках уличных лотков он может увидеть и листать эротические журналы. Возможно, и в вашем доме есть некоторые из них. Ребенок может рассматривать фотографии и прочитать статьи, смысла которых он не поймет. если вы ему раньше не объяснили. Поэтому он интерпретирует их по-своему.

Поэтому самое лучшее для родителей — не пытаться избавить ребенка от потока информации, — вы этого сделать не сможете, — а направить восприятие и переработку этой информации в нужное русло.

Если у вашего ребенка не будет повышенного интереса к проблемам секса, то любую новую информацию, даже услышанную от сверстников, он сможет воспринять разумно. Если он услышит от своих друзей то, чего вы ему еще не рассказывали, он сможет обратиться к вам за разъяснениями. Конечно, при условии, что у вас с ним доверительные отношения.

Сказки про то, что детей "находят в капусте", сейчас вызовут смех даже у 5-летних детей. Уже в этом возрасте, если ребенок общается со сверстниками, у него есть отрывочные сведения о проблемах пола. Если вы будете рассказывать ему неубедительные истории, он перестанет вам доверять.

Лучше всего сразу объяснить ребенку, как именно рождаются дети и как происходит зачатие. Если он еще маленький, то можно ограничиться общими сведениями об анатомии мужских и женских половых органов и их различиях. По мере того, как он будет становиться старше и у него появятся новые вопросы, вы можете более подробно все ему объяснить.

Не бойтесь называть вещи своими именами. Ребенок все равно узнает обо всем от сверстников, но только это будет уже в другой интерпретации.

Если ребенок будет шептаться по углам с другими детьми, которые будут ему рассказывать то, что они сами где-то узнали, и это будет для них "запретной темой", "тайной", то при этом у ребенка сформируется повышенный интерес к теме половых отношений.

Если же он узнает все от вас, то он не будет относиться к словам других детей как к "жгучей тайне" и будет разумно оценивать сведения от сверстников.

Уже в 2-летнем возрасте дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. С этого возраста у детей пробуждается интерес к своему телу, гениталиям (половым органам) и к телу и половым органам детей противоположного пола, стремление разглядывать их и ощупывать.

Пока это просто любопытство, интерес. Дети еще воспринимают гениталии просто как часть тела, которая обычно недоступна для рассматривания, когда ребенок одет. Ничего в этом патологического нет. Это нормальный этап развития ребенка, называется он половым любопытством. Новы должны его к этому подготовить, чтобы этот этап прошел нормально.

Если вы спокойно удовлетворите его любопытство, ответив на все интересующие его вопросы, то потом он придет к вам с любым вопросом. А вы постарайтесь отвечать на все вопросы честно, в том объеме, который ему необходим в его возрасте.

На каждый вопрос ребенка отвечайте кратко и конкретно. Не нужно пускаться в пространные и отвлеченные рассуждения. Ребенок задал конкретный вопрос — вы на него конкретно ответили. Чаще всего он будет этим удовлетворен. Если он чего-то не поймет и еще о чем-либо спросит, отвечайте только в плане заданного вопроса.

Лишней информации ребенку-дошкольнику давать не надо, если он удовлетворен вашими краткими ответами. Но если вы не дадите ему исчерпывающего ответа, то он будет искать его у своих ровесников. Не стоит говорить, что он еще слишком мал и ничего не поймет. Если он задает вопросы, значит, проблемы пола его уже интересуют, и ему уже надо об этом знать.

Если вам трудно произносить "взрослые" слова в разговоре с маленьким ребенком, то используйте привычные для вас и вашего ребенка обозначения половых органов, которыми вы пользовались до этого. Постепенно вы приучите его, что взрослые люди используют другие слова.

Вы можете опустить детали, касающиеся сексуальной жизни взрослых людей. Но об анатомическом строении тела мужчин и женщин, о том, что ребенок до своего рождения находится в животе у мамы, — расскажите. И о том, что мамы рожают своих детей, а не покупают их в магазине или ждут аиста, он тоже должен знать с самых ранних лет. Увидев на улице беременную женщину, вы можете сказать ребенку, что в животе у этой женщины находится будущий ребенок и, когда он подрастет и сможет жить уже без мамы, она его родит.

А дальше вы уже руководствуйтесь своей интуицией и теми вопросами, которые вам будет задавать ребенок. Если вы завоюете его доверие с самых ранних лет, если он будет уверен, что на любой вопрос он сможет получить у вас исчерпывающий ответ, и вы охотно идете ему навстречу, не уклоняетесь от разговоров на темы пола, — он всегда будет с вами откровенен.

В возрасте 7 — 10 лет у детей возникает платоническое половое влечение — появляется интерес к лицам противоположного пола, не носящий осознаваемого сексуального характера (детская влюбленность), желание быть с ним вместе, духовно общаться, желание привлечь внимание понравившейся девочки (или мальчика), которое перерастает в стремление нравиться и кокетничать.

Не ругайте за это своего ребенка, если он стал все время проводить с одной и той же девочкой (или мальчиком), дарит ей (ему) маленькие подарки, звонит по телефону, провожает в школу. Это вполне нормальный этап психосексуального развития ребенка. Более подробно об этом написано в следующем томе книги.

Приведу пример семейной трагедии, которая произошла из-за бестактного и неправильного поведения взрослых.

 

Клинический пример

 

Девочку 10 лет перевели в другую школу, так как родители переехали в другой район. Девочка высокая, симпатичная, очень хорошо училась. Многие мальчики в классе стали уделять ей внимание, провожали из школы домой, несли по очереди ее портфель. Бывало, что из школы ее провожали 6–7 мальчиков.

Ей это нравилось, она кокетничала с ними, но никого особенно не выделяла. Потом ей стал нравиться один из них, и постепенно она избавилась от остальных своих "поклонников", и ее стал провожать только он.

Около ее дома стоял киоск, где продавалось мороженое, и они каждый день проходили мимо него. Киоскерша провожала эту пару неодобрительным взглядом, сопровождая замечаниями о "распущенности малолеток", и все время сплетничала о них со всеми покупателями, многие из которых жили в том же доме.

Однажды эта "блюстительница нравов" явилась домой к родителям девочки и заявила, чтобы они повнимательнее последили за дочерью, а то она им "скоро в подоле принесет". Хотя девочка даже не целовалась со своим поклонником, и они просто шли рядом, держась за руки.

Самой девочки в это время дома не было. Между родителями состоялся бурный разговор, в основном, возмущался отец, обвиняя мать, что она воспитала "распущенную дочь", которая уже в 10 лет "шляется с кем попало". К приходу дочери он так распалился, что набросился на бедного ребенка с оскорблениями, обзывая ни в чем не повинную дочь грязными словами, а когда она стала оправдываться, закатил ей несколько пощечин.

Девочка выбежала на балкон и выбросилась с 5-го этажа. Она не погибла, но сломала позвоночник и на всю жизнь осталась инвалидом.

В комментариях этот случай не нуждается.

Детская влюбленность и желание нравиться свойственны чаще всего девочкам. В подростковом возрасте пробуждается эротическое половое влечение — желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности и ласки. А сексуальное влечение возникает гораздо позже.

Раннее начало половой жизни в подростковом возрасте чаще всего вызвано не сексуальным влечением — оно еще довольно слабое, и большинство подростков достигают половой разрядки при мастурбации, — а неправильным воспитанием в семье, отрицательным примером взрослых и подражанием сверстникам, а иногда — растлением или совращением.

Приведу пример, как молодой маме пришлось самостоятельно заниматься половым воспитанием своего ребенка.

 

Клинический пример

 

Марина К., 36 лет. Дочь Наташа, в настоящее время ей 15 лет.

До 3-летнего возраста Наташа воспитывалась дома, с бабушкой. В 3 года ее отдали в детский сад, откуда однажды пришла вся в слезах — мальчишки в туалете сняли с нее трусики и трогали половые органы. Наташа еще не понимала, что произошло, но то, что мальчики ее насильно удерживали и причинили ей боль, ее напугало.

Марина сказала ей, что ничего страшного не произошло, возможно, мальчикам было просто любопытно, так как половые органы у мальчиков и девочек различаются, на что девочка радостно сказала, что она и сама видела, что мальчики "писают" по-другому, и успокоилась. Негативное впечатление сгладилось.

Мать объяснила, в чем различие строения половых органов девочек и мальчиков. Она рассказала дочери, что люди носят одежду не только для тепла, но и для того, чтобы прикрывать свое тело от других людей. Посторонним людям видеть тело других людей не следует, раздеваться можно только в определенных ситуациях — когда человек переодевается, принимает ванну, в кабинете врача и так далее.

Марина посоветовала дочери впредь именно так все объяснить мальчикам, если они опять будут проявлять любопытство, а если их будет несколько и они будут настойчивы, то обратиться к воспитательнице. Она сама поговорила с воспитательницей и попросила ее водить в туалет девочек и мальчиков раздельно и присутствовать при этом, чтобы такое впредь не повторялось, так как дети могут нечаянно нанести повреждения друг другу.

Когда девочке было 7 лет, мать однажды заметила, что дочь рассматривает альбом с фотографиями и репродукциями, где были изображены обнаженные мужчины и женщины. Она забрала у ребенка книгу, сказав, что эта книга для взрослых и ей еще рано ее читать. Но девочка видела, куда мать положила книгу, и та впоследствии обнаружила, что дочь все же тайком рассматривает изображения обнаженных людей в эротических позах.

Мать поняла, что она повела себя неправильно, запретив дочери трогать книгу и тем самым вызвав у нее повышенный интерес к этой теме. Она сама предложила дочери вместе посмотреть репродукции в книге, и девочка охотно согласилась. Несколько вечеров они посвятили этой книге. Хотя книга явно не для детей, но раз уж так случилось, что она попалась дочери на глаза и та ею заинтересовалась, мать решила, что лучше ей самой все объяснить дочери.

Но муж Марины возражал, говоря, что все это ребенку знать еще рано, девочка все равно ничего не поймет, и это пробудит у нее повышенный интерес к проблемам пола. Возражала и мать Марины, говоря, что лично она ничего Марине не объясняла, и это не привело ни к каким нежелательным последствиям, а в результате такой "пропаганды" Марина воспитает "распущенную дочь".

Но в жизни все получилось иначе. Поначалу Марине было трудно подобрать слова, чтобы объяснить ребенку все необходимые понятия, ведь у нее не было опыта, а ее мать никогда не беседовала с ней на эти темы. Девочка тоже чувствовала ее замешательство. Но со временем Марина отбросила все свои ложные предубеждения и стала употреблять обычные слова, которыми пользуются взрослые.

Она сразу предупредила дочь, что объяснит ей самое необходимое, а потом, если ей что-то будет непонятно, то пусть обращается с вопросами к матери, а не слушает, что говорят другие дети, которые в этом ничего не понимают.

Но девочке оказалось вполне достаточно того объема сведений, который ей дала мать-, она сказала, что ей все понятно, и больше интереса к этой книге и проблемам пола не проявляла. Марина не прятала книгу, сказав, что если еще что-то Наташу заинтересует, то лучше ей сразу обратиться к матери, а не к книгам.

Как-то Наташа рассказала матери, что в школе один мальчик после уроков показывал ей свой половой член и просил, чтобы она тоже сняла трусики и показала ему половые органы. На что Наташа спокойно сказала, что ничего нового у него она не увидела, что в книгах мама показывала ей пенисы у мужчин, и она их видела много, и пенис мальчика ей совсем неинтересен.

Мать похвалила ее, сказав, что она поступила правильно, а мальчик просто плохо воспитан, и ему родители ничего не объяснили. Впредь никаких эксцессов подобного рода у девочки не было.

Со временем Марина стала покупать девочке различные детские энциклопедии с изображением анатомического строения женских и мужских половых органов и объясняла, как происходит зачатие и деторождение, без излишних подробностей, лишь чисто физиологический аспект.

Девочка слушала спокойно, без повышенного интереса, как необходимую информацию. Она вообще очень любознательна, много читает и больше любит не сказки, а энциклопедии, книги по истории и естествознанию. Для своих лет она очень эрудированна и много знает.

Но тем не менее, Марина испытывала неловкость, когда в фильме, который она вместе с дочерью смотрели по телевизору, показывали откровенно эротическую сцену.

С ее слов, она "вся покрывалась мурашками", поскольку, как и большинство наших соотечественниц, была воспитана на ханжески-пуританских принципах. Ей самой нравились такие сцены, они ее волновали и возбуждали, но она предпочитала смотреть их одна. Даже присутствие мужа ее смущало.

Но поскольку в последние годы таких фильмов стало очень много, то нередко Марина с напряжением ждала, что сейчас герои фильма опять будут играть сцену в постели, и как только ей казалось, что дело идет к эротическому эпизоду, она под каким-либо благовидным предлогом отсылала дочь из комнаты. Она сердилась на создателей телевизионных программ и жаловалась мужу, что стало невозможно смотреть с ребенком телевизор, так как показывают фильмы с эротикой в то время, когда дети обычно еще не спят и могут сами включить телевизор в отсутствие родителей.

Но девочка, очень умная и проницательная, однажды она сама сказала матери, что зря она боится, что сейчас будет секс, Наташа уже и раньше все видела по телевизору. Марине пришлось с этим смириться, и она сумела объяснить дочери, что мужчина с женщиной спят вместе, чтобы у них были дети.

Со временем ей пришлось расширить объем знаний для дочери по проблемам пола, когда дочь задавала ей вопросы или, приходя из школы, рассказывала, что ей говорили ее сверстники. Марина объясняла все ошибки, которые дочь почерпнула из разговоров с другими детьми.

Она заранее рассказала дочери и о том, что будет, когда у нее начнутся менструации, и что это значит для девочки и женщины. А также о том, что наступление менструаций еще не свидетельствует о том, что девочка сможет жить половой жизнью, так как все органы у нее еще недостаточно развиты и, хотя может произойти зачатие, организм девочки к этому еще не подготовлен, и может быть вред для ее здоровья.

Сейчас девочке 15 лет. 2 года назад у нее начались менструации, и она отнеслась к этому как к вполне закономерному явлению. Она свободно оперирует такими словами, как "секс", "половое сношение", "половая жизнь", "матка", "яичники", "беременность", "аборт", "онанизм" и прочими, когда в этом есть необходимость. Никакого повышенного интереса к проблемам пола у нее нет.

Она сама рассказала матери, что некоторые девочки из ее класса уже обнимаются и целуются с мальчиками и даже, возможно, живут половой жизнью. По крайней мере, она знает одну такую девочку, которая с жаром обсуждала с подружками все подробности полового акта со старшеклассником. Наташа спокойно сказала этой девочке, что она считает, что в 15 лет надо хорошо учиться в школе (эта девочка хуже всех в классе учится), а не жить половой жизнью, которая мешает девочке нормально учиться. Она посоветовала однокласснице все рассказать своей матери и спросить у нее совета. Та пришла в ужас, сказала, что мать ее за это убьет, если узнает. Тогда Наташа предложила ей поговорить со своей матерью, Мариной. Но девочка отказалась.

У Марины с дочерью доверительные отношения, они всегда были очень близки, а теперь разговаривают почти на равных. О своей первой влюбленности Наташа сама рассказала матери. Но о том, чтобы позволить мальчику дотрагиваться до себя, речь даже не шла. У них были чисто романтические отношения, они не стремились уединяться, девочка сразу познакомила его с родителями, большую часть времени они проводили дома или у Наташи, или у мальчика, и родители все о них знали. Со временем это увлечение прошло без каких-либо негативных последствий.

Наташа говорила, что никогда не выйдет замуж, если ее избранник не понравится матери. На что Марина ей отвечала, что главное, чтобы он нравился ей самой, и даже не просто нравился, а она поняла, что жить без этого человека не может и хочет навсегда связать с ним свою судьбу.

Она объяснила дочери разницу между любовью, чувствами и сексуальным влечением, которое побуждает многих девочек слишком рано начинать половую жизнь и впоследствии выходить замуж за мужчин, которых они не любят, только лишь из-за беременности.

Наташа осознает, что такое сексуальное влечение и что оно более сильно у мальчиков, а девочки просто уступают их желаниям или начинают жить половой жизнью из любопытства, чтобы казаться взрослыми. Она никогда не пробовала мастурбировать, хотя знает, что это такое.

Они свободно обсуждают с матерью все проблемы, дочь с ней откровенна и все рассказывает. Марина уже не испытывает неловкости, если в фильме есть эротические сцены, а Наташа к ним относится совершенно спокойно, как к необходимому атрибуту искусства кинематографии.

Из этого примера многие родители могут почерпнуть для себя немало полезного. Примечательно, что женщина постигала науку сексуального воспитания дочери самостоятельно, учась на собственных ошибках и самостоятельно их преодолевая. Она воспитала разумную дочь, и их откровенность и частые доверительные беседы помогут девочке избежать многих ошибок, которые совершают ее сверстницы.

С девочками беседовать лучше матери, так как именно она сможет объяснить все аспекты женской физиологии, о которых не знают многие мужчины.

Аналогичное воспитание мальчика должны осуществлять оба родителя. Но чем старше становится мальчик, тем больше его половым воспитанием должен заниматься отец.

Но самое главное — не забывайте, что вы воспитываете ребенка не только словами, но и всем своим поведением. Дети всегда перенимают стереотип поведения родителей и подражают ему.

Если родители выражают свою любовь открыто, относятся друг к другу с нежностью, прикасаются друг к другу даже в присутствии детей, и ребенок слышит, что они говорят друг другу ласковые слова, — то это будет хорошим примером для него. С детства у него сформируется правильное представление о браке, о том, что это союз двух любящих людей, что не бывает брака без любви. Это позволит ему в будущем с той же нежностью и заботой относиться и к своему возлюбленному.

В половом воспитании важно не только дать ребенку необходимую информацию и ответить на все его вопросы о физиологии половых отношений, но и сформировать у него представление, что сексуальная жизнь имеет эмоциональный аспект, поэтому половая жизнь без любви, нежности и заботы друг о друге не имеет смысла. Это убережет его от бессмысленных и беспорядочных сексуальных контактов при формировании сексуального влечения.

Многие родители крайне отрицательно относятся к онанизму (мастурбации) своего ребенка. Безусловно, в детском возрасте онанизм — нежелательное явление, и родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок не начал мастурбировать.

Предотвратить детскую мастурбацию можно при правильном половом воспитании, когда с детства ребенок знает об анатомии своих половых органов и не проявляет к ним повышенного интереса.

Теоретически нежелательно, чтобы занимался мастурбацией и подросток. Но, к сожалению, на практике предотвратить ее родителям обычно не удается.

Если вы объясните своему ребенку нежелательность мастурбации до того, как у него начнет пробуждаться половое влечение, то, возможно, вам удастся ее предотвратить. Но если подросток уже начал мастурбировать, то убеждения и разговоры чаще всего бесполезны.

Как уже говорилась, мастурбация у взрослых, если она не идет в ущерб нормальной половой жизни, если человек не причиняет себе повреждений, не считается патологическим явлением. Сексологи даже рекомендуют мужчинам и женщинам, не имеющим возможности жить нормальной половой жизнью, избавляться от напряжения с помощью мастурбации.

А что прикажете делать подростку, который видит эротические сны, во сне у него возникают эрекция, поллюции и оргазм, и у него уже есть сексуальное влечение и связанное с этим психическое напряжение, и он не может реализовать влечение другим способом?!

Поэтому как бы вам ни хотелось запретить и заставить подростка прекратить мастурбацию, вам это вряд ли удастся.

Неужели лучше, если он начнет в этом возрасте искать сексуальных контактов с кем попало для удовлетворения своей потребности? Не подавлять же его сексуальное влечение!

Раннее начало половой жизни чревато еще большими нежелательными последствиями. В первую очередь это сказывается на психическом развитии подростка.

Переориентируются все интересы подростка, излишне активная сексуальные жизнь может быть в ущерб его учебе и социальному развитию. Неумение правильно строить свои отношения с сексуальной партнершей, правильно вести себя во время полового сношения затормозит его психосексуальное развитие, и он, даже став взрослым, будет относиться к сексу как к обыденному явлению, имеющему чисто физиологический, а не психологический аспект. Вряд ли он, повзрослев, станет ласковым и нежным любовником и хорошим мужем, сможет бережно и внимательно относиться к своей партнерше.

Когда подростковый возраст заканчивается и наступает новый этап психосексуального развития, у юношей возникает влечение к половому акту. У девушек оно гораздо слабее или вообще отсутствует.

Влечение к половому акту отмечается только у 20 % девушек. Большинство же девушек 16–18 лет больше привлекает не интимная близость, а чувство влюбленности, ухаживания поклонника, знаки внимания, мечты о свиданиях и платоническом ухаживании.

Но некоторые из них начинают половую жизнь, если активно настаивает партнер, а иногда — из любопытства или стремления стать "взрослыми", "современными".

Влечение к половой близости может возникнуть у девушки только с началом половой жизни, после того, как она испытает оргазм. А поскольку девушки в этом возрасте чаще всего близки со своими неопытными сверстниками, то их чувственность остается неразбуженной.

В дореволюционной России и в некоторых зарубежных странах, где существовали официальные публичные дома, некоторые родители сами отводили подростка "на учебу" к проститутке, чтобы она обучила его правильной технике полового сношения.

Ни к чему хорошему это не приводило. Большинство подростков испытывали отвращение к незнакомой женщине, которая не вызывала у них никакого влечения, и даже если проститутке удавалось добиться, чтобы у подростка были эрекция и оргазм, на всю жизнь он сохранял воспоминание о своем первом половом акте как о чем-то омерзительном и "грязном".

У некоторых мужчин это отношение к сексу оставалось на всю жизнь, и они расценивали его не как естественное слияние двух любящих людей, а как чисто физиологический акт.

Но даже если впоследствии мужчине удавалось избавиться от подобного неверного мнения, однако воспоминания о самом первом сексуальном опыте любой человек сохраняет на всю жизнь.

Поэтому так важно, чтобы первое половое сношение человека было не "с кем попало и где попало", ради удовлетворения сексуального влечения, а с самого начала расценивалось как естественное и закономерное следствие, апогей любви.

Именно в этом аспекте и нужно вести беседы с подростком — что любовь и секс неразделимы, что к половой близости нужно стремиться только с любимым человеком, и тогда ничего постыдного в сексе нет. Постыдно только, если половой акт осуществляется второпях, в неподходящих для этого условиях, лишь для удовлетворения похоти, а тем более в юном возрасте, когда подросток еще не способен на возвышенные чувства и настоящую любовь. А когда он физиологически и эмоционально созреет настолько, что будет способен любить, тогда вопрос о половой жизни решится сам собой.

А когда ваш сын (или дочь) вырастет, полюбит и приведет в дом невесту (жениха), дайте ему (ей) прочесть эту книгу, чтобы они не повторяли ошибок многих людей и с самого начала учились правильно строить свои сексуальные и межличностные отношения в браке.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Итак, уважаемый читатель, можно надеяться, что после прочтения этой книги вы узнали немало нового. Но если вы отнеслись к книге как к беллетристике, вам было интересно читать, но никаких полезных выводов вы для себя не сделали, — то мой труд пропал зря.

Книга написана отнюдь не для развлечения читателя, а для того, чтобы помочь многим людям, у которых есть проблемы, связанные с сексом.

В разделах, посвященных сексуальной жизни психически здоровых людей, даны достаточно простые рекомендации. Не думайте, что именно для вас они не выполнимы, так как вы очень заняты и у вас нет ни минуты свободного времени. Но для другого время у вас находится, верно? Нашлось же время, чтобы прочесть эту книгу. Наверняка вы смотрите иногда телевизор, встречаетесь с друзьями и родственниками, немало времени проводите у телефона. Это доставляет вам удовольствие? Вам не жалко тратить время на это, но для того, чтобы последовать рекомендациям по упорядочению своей сексуальной жизни, у вас времени нет? Или вы просто ленитесь и уже привыкли к определенному стереотипу жизни и проведению времени, и вам не хочется ничего менять? Зря, вы сами себя обкрадываете, растрачивая самые лучшие годы жизни на малозначимые дела.

А для тех читателей, которые узнали немало полезного из этой книги и намерены последовать этим рекомендациям, советую вначале попытаться самим активизировать свою сексуальную жизнь. Если ваш партнер не проявляет энтузиазма, то дайте ему тоже прочесть эту книгу. Если же есть какие-то более серьезные проблемы, которые вам не удастся решить совместными усилиями, не бойтесь обратиться к сексологу. Он окажет вам реальную помощь, даст вам индивидуальные рекомендации с учетом всех особенностей обоих партнеров, и многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.

Сексологи занимаются лечением психически здоровых людей. А проблемами сексуальных извращений занимаются психиатры, так как у многих пациентов есть психические отклонения и заболевания. Лечение основного заболевания будет способствовать и преодолению извращенного влечения.

Многие люди с извращением сексуального влечения сами страдают от этого, но не в состоянии преодолеть его самостоятельно, так как достичь сексуального удовлетворения другим способом они не могут. Психиатр вам окажет реальную помощь, и вы избавитесь от проблемы, которая вас тяготит.

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

 

 

Азбука секса: от Древнего Востока до наших дней (ме­тод. рекомендации). - М., 1991.

 

Бова А., Савина Е. Словарь по сексологии и сексопа­тологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

 

Васильченко Г.С. Онанизм. - БМЭ, 3-е изд. Т. 18. С. 399.

 

Васильченко Г.С. Сексопатология. - БМЭ, 3-е изд. Т. 23.

 

Васильченко Г.С., Ботнева И.Л. и др. Общая сексопа­тология. Руководство для врачей. /Под ред. проф. Василь­ченко Г.С. - М.: Медицина, 1977.

 

Васильченко Г.С., Маслов В.М., Ботнева И.Л. и др. Ча­стная сексопатология. Руководство для врачей в 2 т. /Под ред. проф. Васильченко Г.С. - М.: Медицина, 1983.

 

Васильченко Г.С., Маслов В.М., Ботнева И.Л. и др. Сексопатология: Справочник. /Под ред. проф. Васильчен­ко Г.С. - М.: Медицина, 1990.

 

Загородный П.И. Физиология и патология половой функции. - Л.: Медицина, 1975.

 

Залитис Я. Эротизация брачной жизни и сексотера- пия. - Рига, 1992.

 

Иванов Н.В. О лечении функциональных расстройств половой сферы мужчин и женщин. - М.,1956.

 

Имелинский К. Сексология и сексопатология: Пер. с польского под ред. проф. Васильченко Г.С. - М.: Медици­на, 1986.

 

Каплан Г.И., Б.Дж.Сэдок. Клиническая психиатрия. В 2 т. Пер. с англ. под ред. д.м.н. Стрелец В.Б. - М.: Медицина, 1994.

 

Кинесса М. Брак под микроскопом. - Кишинев, 1992.

 

Кон И.С. Психосексуальное развитие и половая соци­ализация //В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. -Л., 1978. С. 113-122.

 

Кон И.С. Сексология. - БМЭ, 3-е изд. Т. 23. С. 70-72.

 

Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988.

 

Крафт-Эбинг. Учебник психиатрии для врачей и сту­дентов. В 3 т. - С-Петербург, 1881. Т. 1, Раздел: Половые излишества. С. 213-218.

 

Маслов В.М. Лечебная тактика при задержках психо­сексуального развития //В кн.: Лечение половых расст­ройств. - Киев, 1982. С. 63-66.

 

Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джон­сон о любви и сексе: Пер. с англ. 4.1-2. СПб., 1991.

 

Мильман Л.Я. Импотенция. - Л.: Медицина, 1965.

 

Монтень М. Опыты. В 3 кн. - М.: Наука, 1984.

 

Нин А. Обнаженная маха. - Казань, 1991.

 

Осипов В.П. Курс общего учения о душевных болез­нях. Раздел XXVI - Половое чувство и его развитие. С. 341- 366.

 

Попов Е.А., Васильченко Г.С., Маслов В.М. Половые извращения. - БМЭ, 3-е изд. Т. 20. С. 223-226.

 

Посвянский П.В. Введение в современное учение о сек­суальных перверзиях // В кн.: Проблемы современной сек­сопатологии. - М., 1972. - С. 70-100.

 

Рожановская З.В. Профилактика сексуальных наруше­ний у женщин. Методические указания. - Харьков, 1977.

 

Ройбен Д. Все, что вы хотите узнать о сексе, но стес­няетесь спросить: Пер. с англ. - Харьков, 1991.

 

Свядощ A.M. Женская сексопатология. 3-е издание. - М., 1988.

 

Смулевич А.Б. Половые извращения. - В кн.: Руковод­ство по психиатрии. В 2 т. - М.: Медицина, 1983. Т. 2. С. 417-420.

 

Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: Пер. с нем. - Минск, 1990.

 

Чжан Чжунлань. Дао любви. - Рига, 1989.

 

Уоллас И., Уоллас С., Велечински Д. Интимная жизнь знаменитых людей. - М., 1995.

 

Якобзон Л.Я. Онанизм. - Л.,1925.

 

Якобзон Л.Я. Половое бессилие. -Л..1926.

 

Якобзон Л.Я. Половая холодность женщины.-Л., 1927.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.