Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стандартный метод чистки зубов





Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки.

Справа налево на верхней и нижней челюстях выделяют по 6 сегментов:

1) правые моляры (Ci);

2) правые премоляры (Сг);

3) правые клыки и резцы (Сз);

4) левые клыки и резцы (С4);

5) левые премоляры (Сз);

6) левые моляры (С&).

При выполнении стандартного метода (Г. Н. Пахомов, 1982 г.) последовательно очищают вестибулярные поверхности зубов каждого сегмента, затем оральные и жевательные поверхности. Используют несколько видов движений: вестибулярные и оральные поверхности очищают вертикальными подметающими, горизонтальными и круговыми движениями, жевательную поверхность — горизонтальными и круговыми движениями щетки. Подметающими движениями вниз (для верхней челюсти) и вверх (для нижней челюсти) зубной налет удаляется одновременно и с десен. Затем делают несколько горизонтальных возвратно-поступательных движений и заканчивают чистку круговыми движениями, причем давление на щетку прикладывают тогда, когда она, проходя от десны, трет по зубу. Затем встречный полукруг выполняют без давления для возврата щетки в исходное положение. После этого зубную щетку передвигают на один сегмент вперед и всю комбинацию движений повторяют. Жевательные поверхности больших и малых коренных зубов верхней и нижней челюсти очищают щетинками щетки, направленными перпендикулярно к окклюзионной поверхности и проникающими глубоко в фиссуры и межзубные промежутки. Медленные вращательные движения головки щетки чередуют с горизонтальными возвратно-поступательными движениями.

Метод Фонеса (Г. Н. Пахомов, 1982 г.)

Щетинки зубной щетки ставят перпендикулярно к вестибулярной поверхности зуба. Зубные ряды сомкнуты. При чистке выполняют круговые движения. Таким образом одновременно очищаются вестибулярные поверхности зубов верхней и нижней челюсти. Язычные поверхности зубов верхней и нижней челюсти очищают поочередно при открытом рте круговыми движениями. Жевательные поверхности очищают также круговыми движениями. Этот метод особенно рекомендован лицам, не имеющим патологии пародонта.

 


Тест-контрольные вопросы

1. Какие выделяют группы зубных отложений?

а — деминерализованные;

б — неминерализованные;

в — минерализованные;

г — смешанные.

2. Какие зубные отложения относятся к неминерализованным?

а — кутикула;

б — пелликула;

в — плотный зубной налет;

г — мягкий зубной налет;

д — все перечисленное.

3. Какие зубные отложения относятся к минерализованным?

а — плотный зубной налет;

б — наддесневой зубной камень;

в — поддесневой зубной камень;

г — все перечисленное.

4. Какие средства индивидуальной гигиены вы знаете?

а — зубная щетка;

б — зубные пасты;

в — зубные нити (флоссы);

г — эликсиры и ополаскиватели для полости рта;

д — зубочистки;

е — ершики;

ж — все вышеперечисленное.

5. Относятся ли жевательные резинки к средствам индивидуальной гигиены полости рта?

а — да;

б — нет;

в — иногда.

6. Как рекомендуется применять жевательную резинку?

а — до еды, в течение 10–15 мин;

б — только после еды, 30–60 мин;

в — только после еды, до 10 мин;

г — по желанию.

7. Должна ли жевательная резинка содержать сахар в своем составе?

а — да;

б — нет;

в — иногда.

8. Из каких частей состоит зубная щетка?

а — ручка;

б — головка (рабочая часть);

в — хвостовик.

 

9. Как делятся зубные щетки по степени жесткости?

а — мягкая;

б — средней жесткости;

в — жесткая;

г — очень жесткая;

д — все перечисленное.

10. Как делятся зубные щетки по назначению?

а — гигиенические;

б — профилактические;

в — специальные;

г — универсальные.

11. Укажите критерии выбора размера зубной щетки?

а — возраст;

б — размер зубов;

в — произвольно;

г — скорость образования зубного налета.

12. Сколько поверхностей зуба может очистить зубная щетка?

а — две;

б — три;

в — пять.

13. Как следует обработать зубную щетку после чистки зубов?

а — промыть под струей воды;

б — обработать раствором антисептика;

в — промыть мыльным раствором.

14. Как следует хранить зубную щетку?

а — горизонтально, рабочей частью вверх;

б — вертикально, рабочей частью вниз;

в — вертикально, рабочей частью вверх;

г — в футляре.

15. Как часто необходимо менять зубную щетку?

а — не реже одного раза в месяц;

б — не реже одного раза в пол года;

в — не реже одного раза в 2–3 месяца.

16. На какие группы делятся зубные пасты в зависимости от состава и свойств?

а — гигиенические;

б — лечебно-профилактические;

в — универсальные.

17. Какие ингредиенты входят в состав зубных паст?

а — абразивные;

б — пенообразующие;

в — увлажняющие связующие;

г — поверхностно-активные вещества;

д — консерванты;

е — вода;

ж — лечебно-профилактические элементы;

з — вкусовые наполнители;

и — все вышеперечисленное.

18. Какое действие на органы полости рта оказывают гигиенические зубные пасты?

а — очищение зубов;

б — дезодорирование полости рта;

в — очищение слизистой оболочки языка и щек.

19. От чего зависит лечебно-профилактический эффект зубных паст?

а — от вкусовых наполнителей;

б — введения в состав лечебно-профилактических элементов;

в — от соотношения всех составных компонентов.

20. Какое оптимальное содержание абразива в зубной пасте?

а — 20–60 %;

б — 60–80 %;

в — 10–50 %.

21. Какие абразивные вещества применяют при изготовлении зубных паст?

а — пемза;

б — карбонат кальция (мел);

в — кальцийфосфатные соединения;

г — соединения кремния;

д — оксид алюминия.

22. Какой размер частиц абразива применяют для изготовления зубных паст?

а — 2–20 микрон;

б — 10–30 микрон;

в — 3–5 микрон.

23. Какой оптимальный размер частиц абразива в зубной пасте?

а — 20 микрон;

б — 10–15 микрон;

в — 3–10 микрон.

24. Какой процент увлажнителя содержится в зубных постах?

а — 20–70 %;

б — 50–70 %;

в — 10–20 %.

25. Какие вещества используются в качестве увлажнителей?

а — глицерин;

б — сорбитол;

в — полиэтиленгликоль;

г — вода;

д — перекись водорода 3 %-ная.

26. Какое вещество используется в зубных пастах в качестве гелеообразующего?

а — гидрокаллоиды;

б — флавоноиды;

в — гетерополисахариды.


27. Какое свойство зубных паст определяют гелеообразующие компоненты?

а — цветостойкость;

б — вязкость;

в — пластичность.

28. Какой процент загустителей содержат зубные пасты?

а — 1–5 %;

б — 0,5–20 %;

в — 20–30 %.

29. Сколько пенообразующих веществ вводят в состав зубных паст?

а — 0,5–1 %;

б — 1–5 %;

в — 5–10 %.

30. Какое оптимальное содержание соединений фтора должно быть в зубных пастах?

а — 500 ррm;

б — 1500 ррm;

в — 1000 ррm.

 

31. Какое содержание соединений фтора должно быть в зубных пастах для детей до 6 лет (в ррm)?

а — до 300;

б — до 500;

в — до 1000.

 

 

ОТВЕТЫ

1 — б, в; 11 — а, б, г; 21 — б, в, г, д;

2 — д; 12 — б; 22 — а;

3 — б, в; 13 — а; 23 — б;

4 — ж; 14 — в; 24 — а;

5 — а; 15 — в; 25 — а, б, в;

6 — в; 16 — а, б; 26 — а, в;

7 — б; 17 — и; 27 — б, в;

8 — а, б; 18 — а, б; 28 — б;

9 — д; 19 — б, в; 29 — б;

10 — а, б, в; 20 — в; 30 — в;

31 — б.

 

 

Литература

1. Боровский, Е. В. Биология полости рта / Е. В. Боровский, В. К. Леонтьев. М.: Медицина, 1991. 303 с.

2. Леус, П. А. Профилактическая стоматология: зубная щетка как предмет научного исследования / П. А. Леус // Cовременная стоматология. 2004. № 2. с. 3–5.

3. Леус, П. А. Зубные отложения и методика их удаления: учеб.-метод. пособие / П. А. Леус, С. С. Лобко, Л. И. Палий. Минск, 2001. 39 с.

4. Луцкая, И. К. Практическая стоматология: справоч. пособие / И. К Луцкая. Минск: Беларуская навука, 1999. С. 16–17.

5. Дифференцированный подход к выбору средств и методов индивидуальной гигиены полости рта: учеб.-метод. пособие / И. К. Луцкая [и др.]. Минск, 2001. 25 с.

6. Мельниченко, Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э. М. Мельниченко. Минск: Вышэйшая школа, 1990. С. 25–27.

7. Пахомов, Г. И. Первичная профилактика в стоматологии / Г. И. Пахомов. М.: Медицина, 1982. 240 с.

8. Терехова, Т. Н. Профилактика стоматологических заболеваний / Т. Н. Терехова,
Г. В. Попруженко. Минск, 2004.

9. Улитовский, С. Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. СПб: Человек, 2000. 272 с.

10. Улитовский, С. Б. Индивидуальная гигиена полости рта: учеб. пособие / С. Б. Улитовский. Москва: МЕДпресс-информ, 2005. 192 с.

11. Хельвиг, Э. Терапевтическая стоматология / Э. Хельвиг, Й. Климек, Т. Аттин. Львов: Галдент, 1999. 409 с.

12. Юдина Н. А. Принципы клинической и лабораторной оценки качества зубных щеток и паст: метод. рекомендации / Н. А. Юдина, Л. Н. Полянская. Минск, 2000. 30 с.

13. Яновский, Л. М. Профилактика в ХХI веке / Л. М. Яновский // Стоматология. 2003. № 3. С. 61–63.

14. Council on Dental Therapeutics Guidelines for Acceptance of Chemotherapeutic Products for the Control of supragingival Plaque and Gingivitis// J. Am. Dent.Assoc. 1986. V. 112.
P. 529-532.

15. Dentistry -Stiffness of the tufted area of toothbrushes. ISO 8627. International Organization for Standardization. 1987.

16. Heasman, P. Powered toothbrushes / P. Heasman // Br. Dent. J. 1998. V. 184. № 4.
P. 168-169.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение (Терещенко Е. Н.)..................................................................... 3

Темы лекций, практических заняти й (Терещенко Е. Н.).................... 4

Зубные отложения (Терещенко Е.Н.).................................................... 6

Средства индивидуальной гигиены полости рта
(Терещенко Е. Н.).................................................................................... 7

Зубная щетка (Манак Т. Н.).......................................................... 9

Зубные пасты и гели (Манак Т. Н.)............................................. 12

Жидкие средства индивидуальной гигиены полости
рта (Манак Т. Н.)......................................................................... 19

Флоссы (Терещенко Е. Н.)........................................................... 20

Чистящие тампоны (Терещенко Е. Н.)........................................ 22

Зубочистки (Терещенко Е. Н.)..................................................... 23

Межзубные стимуляторы (Манак Т. Н.).................................... 23

Массажеры (Манак Т. Н.)............................................................ 23

Ирригаторы (Манак Т. Н.)........................................................... 23

Жевательные резинки (Сахар Г. Г.)............................................ 24

Жевательные (индикаторные) таблетки (Сахар Г. Г)................. 24

Методы чистки зубов (Терещенко Е. Н.)............................................. 24

Стандартный метод чистки зубов (Терещенко Е. Н.).................. 25

Метод Фонеса (Терещенко Е. Н.)................................................ 25

Тест-контрольные вопрос ы (Сахар Г. Г.)........................................... 26

Литература............................................................................................ 30

 

 


Учебное издание

 

Терещенко Елена Никодимовна

Манак Татьяна Николаевна

Сахар Галина Геннадиевна

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
ПОЛОСТИ РТА

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.