Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура второй половины XVIII в.





В это время абсолютистская монархия достигает своего расцвета, став своеобразным «золотым веком» для монархистов. Но вершина могущества дворянства совпадает с активным ростом буржуазных отношений в России, исторически противостоящей самодержавию силы. Так, вновь Россия обгоняла саму себя, забегая вперед в своем развитии, еще не изжив, не исчерпав возможностей предыдущего этапа. Поэтому наряду с ростом промышленности и торговли происходит дальнейшее закрепощение крестьян и расширение вольностей дворянства: в 1762 г. жалованной грамотой Екатерины II дворяне освобождаются от обязательной военной и государственной службы.

Русская культура вступила в новую стадию своего развития, постепенно преодолевая локальную и сословную ограниченность, началось формирование общенациональной русской культуры.

Во второй половине XVIII в. ведущим стилем художественной культуры России стал классицизм, прежде всего в силу привлекательности просветительских идей, к тому же одобренных на государственном уровне. Мастера культуры вдохновляются гражданственностью, патриотической идеей служения отечеству, сознанием общественного предназначения и действенной роли искусства, пафосом прославления человечности и человека, восхищением красотой его тела, ума и чувств, тягой к гармонии, простоте и естественности. Все громче звучат призывы к отмене крепостничества, рождается стремление к демократизации русского общества Распространению классицизма благоприятствует также его освоение в предшествующий период другими видами культуры, в частности русской литературой 40—50-х гг.XVIII в.

Сама же русская литература хотя и остается в основном в русле классицизма, демонстрирует и другие художественные стили. Так, исключи-

лища, длившиеся по несколько дней подряд. В дни праздников съезжалось до 500 гостей — ели, играли в саду, по вечерам устраивались балы, театральные спектакли, фейерверки. Гости были не только зрителями, но и участниками представлений.

Среди усадебных развлечений особое значение имел частный театр, в котором играли крепостные актеры, талантливые, получившие образование люди. И хотя господа «награждали» их звучными фамилиями — Жемчугова, Гранатова, Бирюзова и др., — актеры не переставали оставаться собственностью своих хозяев, зависящей от любой прихоти господина Для усадебных представлений нередко писались специальные пьесы. Поскольку театральные постановки сливались с общим праздником, синкретизм приводил к смешению разных жанров сценического действия: оперы, балета, драмы. А устройство театральной сцены прямо в парке облегчало вплетение спектакля в общую программу забав.

Как мы видим, на протяжении XVIII столетия в русской культуре произошли важные изменения принципиального характера. На смену своей средневековой форме со свойственным для нее господством религиозной идеологии и внутренней замкнутости пришла и утвердилась культура нового времени, где ведущее место заняли светскость и открытость для общения с другими культурами. Не случайно XVIII в. вошел в историю русской культуры как «век Просвещения».

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

2. Балакина Т.Н. История русской культуры. М, 1995.

3. В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией: В 4 ч. М, 1994.

4. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

6. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.

7. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994.

8. Мир русской культуры. М., 2004.

9. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. М, 1987.

10. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

11. Русское искусство XVIII в. М., 1979.

12 Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX—XX вв. М., 2004.

ГЛАВА 26. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Общий очерк

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты...

Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира. В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общественной и философской мысли — центральной стала проблема выбора пути развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но теперь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры — западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим самодержавия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.

Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие.

Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека — чувства, разум, вера, воля и любовь.

Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только коллективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, противостоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отношений между людьми должна выступать истинная вера, носителем которой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.

К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писатели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгучих проблем современности. Общественно-политическая мысль и худо-

жественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой перекликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредственным отражением общественных проблем своего времени.

Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его результаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине — разночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столетия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница между которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50—60-х гг.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.