Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: проблематика, становление толстовского героя, специфика психологического анализа. Психологическая манера Толстого в оценке Н. Г. Чернышевского.





Чернышевский указал на самое существенное качество Толстого - психологический анализ, который составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу Подробно разбирая художественные принципы прозы Толстого, Чернышевский подчеркивает, что «психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту». Чернышевский раскрыл роль художественной прозы Толстого в духовном становлении человека и указал на две наиболее существенные черты таланта молодого писателя это «знание человеческого сердца» и «чистота нравственного чувства»

Севастопольские рассказы»: изображение войны и человека на войне. «Диалектика души» как новый принцип психологического анализа.

3 очерка:

Севастополь в декабре – Современник 1854.

Севастополь в мае – Современник 1855.

Севастополь в августе – Современник 1856.

«Внимая ужасам войны» (Некрасов).

Толстой показал, что главной силой является солдат. Он пишет своеобразный гимн защитникам Севастополя. Толстой по дороге в Севастополь: «Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться».

1-й очерк отличает лиро-эпическое интонация.

2-й очерк очень критичен и резок по отношению к офицерам (Ротмистр Проскурин, барон Пест и т.д.). Для многих из них простой солдат – «пушечное мясо», убогое существо, жизнь которого ничего не стоит.

Толстой резко формулирует мысль: нравственное восприятие, связанное с моралью господского класса, не выдерживает испытания перед лицом смерти. Психологоизм.

Толстой не только умеет описать результату психологического переживания, но и показать весь процесс (диалектика души).

Тема смерти – сквозная. То, о чем думает человек на кануне смерти является комертоном его личности. Проскухин осуждается автором, воинской командой, которая убирает трупы «Ишь, дух какой скверный».



3-й очерк – Толстой развенчивает романтическое представление Володи Козельцева о войне. Володя увидел, что истинный герой «спокойный, терпеливый человек в труде и опасности». Он идет на войну, т.к. совестно жить в Спб, когда все идут на войну.

Старший брат: Михаил Козельцев – офицер: пытается показать Володе, что такое война, его почитают солдаты, смерть обоих братьев – война не дает человеку реализоваться.

В Севастопольских рассказах впервые нарисован портрет воюющей масс, который сопрягается с диалектикой души, личности; поведение человека на войне обусловлено теми нравственными критериями, которыми руководствуются в жизни.

Повесть «Казаки»: толстовский герой в поисках смысла жизни.

«Простое, первобытное чувство человека к человеку» вытесняется комфортом, тщеславием и корыстью.

Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. Ни одно из произведений Толстого не проникнуто такой молодой верой в стихийную силу жизни и ее торжество, как “Казаки”.

Прекрасным стихотворением в прозе звучит рассказ о том, как ранним утром Оленин вдруг увидел горы. Рефрен “а горы…” задает высокий поэтический тон всему дальнейшему повествованию. И рядом с этим — подчеркнуто деловые, с цифрами, почти этнографические описания терских станиц, строго реалистический рассказ о жизни и быте гребенского казачества. Эпический замысел, “объективная сфера” (по словам самого Толстого), история и характер целого народа впервые при работе над “Казаками” занимали его с такой силой. Работая над своей кавказской повестью, Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников.

Творческая история «Войны и мира». Особенности историософии Л.Толстого и ее отражение в художественной структуре «Войны и мира».

Свой замысел – запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны – Толстой назвал «Три поры». Первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора – это 20-е годы с их главным событием – восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора – 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры.

"Война и мир"- книга посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью.

Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев.

Это многофабульный роман, принцип сопряжения эпизодов, который стоят не рядом др с др. Специфика Толстого воплощения антитезы.

Одной из гл. тем романа "В и м" стала диалектика души героев. Спокойствие по Т – душевная подлость.

Благодаря мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Основными ср- ми психол. изображения в романе «В и м» являются внутр монологи и психол портреты.

Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Т., и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.

Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой.

Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим «против воли государя и согласно , с волей народа». Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне.

«Мысль народная» – главная идея романа «Война и мир».

Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Сцена богучаровского бунта. Превосходно рисуется здесь психология крестьян; самый их бунт выглядит как результат действия таинственных струй народной жизни, т. е. имеются в виду причины глубокие и значительные, а не поверхностные и случайные. Ко в контексте всего романа бунт богучаровских крестьян воспринимается как антипатриотический, хотя, и понятный: крестьяне наивно верили в то, что французский император даст им волю.

Национальная общность представлялась Толстому как слияние лучшей части дворянства со всем народом (из этого единства исключались высшие слои петербургского и московского общества, резко критически, иронически изображенные в романе).

Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами.

По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел "как волк зубами".

Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.