Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Темы морали и этики в современной журналистике





Деятельность современных массовых изданий активно пересекается с ценностями и взглядами общества, поскольку, с одной стороны, журналистика существует, чтобы отражать эти ценности и потребность в их развитии, а с другой – СМИ способны формировать общественное мнение, корректировать его взгляды, пропагандировать в обществе различные идеи и нормы социального поведения. Тема морали и этики является особенно актуальной в последнее время. Разговоры о ценностях в современной журналистике притягивают все большее внимание со стороны общества. На сегодняшний день, основными и базовыми ценностями человечества являются семья, здоровье, красота и культура. [11] Некоторые современные издания зачастую пренебрегают этими ценностями и ставят на первое место «материальное»: финансовое благополучие, имидж, различные фетиши и прочие, связанные с материальным миром, аспекты жизни современного человека.

Для начала, разберем понятия «этика» и «мораль».

Этика – это особенности сосуществоания нравственности и морали. Иными словами, это некий регламент, диктующий нравственное и моральное поведение человека, главной целью которой является достижение баланса между общественной моралью и индивидуальной нравственностью.[12]

Мораль – это инструмент, который помогает регулировать деяния человека в общественных отношениях. Мораль устанавливает границы между добром и злом, правильным и неправильным, правдой и ложью, честью и бесчестием, жестокостью и милосердием. И этика, и мораль направлены на то, чтобы не допускать возникновения конфликтов и противоречий в обществе.

Исходя из этого, нравственность и мораль являются предметом изучения философской науки этики. Она, в свою очередь, отражает нормы, принципы и ценности, полноценного общества. Этика изучает поведение общества, его мнение и психологию. Она разделяется на гуманистическую, авторитарную, прикладную, нормативную, этику межличностного общения, ситуативную, профессиональную и этику делового общения.

Морально-этическая тема в журналистике касается религиозной и культурной жизни общества, жизненных ценностей и ориентиров, духовности, межличностных отношений и социальных отношений между различными группами общества, личной свободы и свободы выбора, нравственного воспитания и соблюдения этических норм. Разговаривать на эти темы – значит, способствовать развитию нравственности среди читательских масс, воспитывать и направлять общество на путь рефлексии, саморазвития, указывать на существующие в обществе проблемы и призывать читателей к ее решению, предлагая свои способы и возможности по предотвращению конфликтов и противоречий. Человек начинает осмысливать реальность вокруг себя под другим углом: он начинает смотреть на ситуацию глазами автора. Возможно, он согласиться с его точкой зрения, возможно, и нет. Но, в любом случае, в читателе пробудиться желание подумать о поднятой журналистом проблеме. После прочтения проблемной статьи, у большинства читателей появится желание провести вышеупомянутую «послетекстовую» работу. И это уже будет первым шагом на пути к решению проблемы. Из таких маленьких первых шагов огромного количества читателей и сложится возможность решить возникший в социальной действительности конфликт. Так постепенно начнет меняться общественное сознание, видение общей картины ситуации – начнет меняться и сама окружающая людей реальность. Как сказал древнекитайский философ Ла Цзы, мысли есть «начало поступков», тогда как Айн Рэйд, американская писательница и философ считала, что «мысль — это оружие, которым человек пользуется для того, чтобы действовать». [13]

Несмотря на то, что проблемная статья на морально-этическую тему является актуальным явлением в современной журналистике, даже необходимым для воспитания избалованного общества материалистов, встретить достойный текст такого рода в современных периодических изданиях удается все реже. Журналисты гонятся за оперативной подачей новых фактов – за новой информацией, тогда как рассуждение на тему той или иной проблемы требует предельной усердности, неторопливости и внимательности. Но есть и те журналисты, которым не прельщает статус самого «бойкого пера», те, кто хотят сделать наше общество лучше, чище, правильнее, добрее, нравственнее. Как правило, это журналисты «старой закалки» - рядовые работники журналистики, которая в последние годы буквально «вымывается» из СМИ.

Таким примером является Инна Руденко, «журналист, который никогда не лжет».[14] Один из главных героев работ журналистки – «маленький человек», чьи проблема не всегда известны обществу. Инна Руденко поднимает эти проблемы на поверхность реальной жизни и помогает маленькому, беспомощному «человечку» решить их. Как пишет интернет-издание «Politica Externa»[15], после очередного поступления гневного или полного отчаяния письма в редакцию газеты «Комсомольская правда», в которой Инна работает и по сей день, журналистка сама могла поехать в командировку, чтобы решить проблему. «И после этого их жизнь стремительно менялась: локальная проблема решалась уже всем миром: чиновниками, соседями, родственниками и друзьями».[16]

Инну Руденко, как легенду российской журналистики, не раз просили дать интервью различные издания, и вот однажды «Российская газета» поговорила с журналисткой о том, может ли быть политика нравственной. «Истины Инны» (такое название получило интервью с Инной) – это беседа о важности обсуждения в СМИ нравственно – социальных тем, о том, что никогда нельзя поступаться этическими принципами, а все нынешние морально-этические проблемы современности – не новые, а «хорошо забытые старые». Журналистка призналась, что ее всегда интересовали люди, их судьбы, страсти, которыми они живут. Центральное место в ее очерках всегда занимал человек, оставшийся наедине со своей проблемой, и таких людей в мире очень много. Помочь человеку, привлечь внимание общественности к его тяготам – вот главная задачу, которую ставила перед собой Инна Руденко. Она писала об афганце, который вернулся с войны с парализованными ногами, и которого позабыла родная страна, как и всех остальных военнослужащих. Инна брала интервью у «нетипичного для нашего времени»[17] синхрониста, Виктора Михайловича Немчинова, которому было интересно узнавать и, буквально, чувствовать людей, читать их мысли. В своем интервью Виктор рассказал журналистке, насколько важно знать историю, быть свободным и бескорыстным человеком. В статье «Политика не всегда грязное дело» Руденко написала про революцию 1989 года, проходившей под лозунгом: «Правда и любовь победят ложь и насилие», - и про Вацлава Гавела, писателя, драматурга и государственного деятеля, который за 13 лет успел побывать президентом трех государств. Гавел, пишет Инна, утверждал, как это важно, чтобы люди в мире помнили о моральных ценностях. Он боялся коммерциализации человеческих отношений и жизни в целом. Его выступления по радио были словно «маленькие проповеди». [18]

Инна Руденко – тот самый журналист, который не поддается новым «веяниям моды» на пиар власти, пропаганду цинизма и материализма. Она стремится внести вклад в улучшение окружающей нас действительности, помогать тем, кто нуждается в помощи. Как и прежде, Инна хочет помочь тому «маленькому человечку», который остается наедине со своими проблемами.

Помимо Инны Руденко в российской журналистике есть и много других, верных истинному предназначению своего писательского дела энтузиастов. Тех, кто пропагандирует правильное морально-этическое воспитание, необходимость в повышении уровня нравственности, признание себя как неотъемлемую частицу целостного общества и помощь ближним. Их работы напоминают обществу, как это важно, помнить о том, что истинно важно – о неизменных жизненных ценностях, о бескорыстии, о добре и преисполненной светом и величайшей силой любви, а также о других добродетелях, на которых держится весь современный (пусть и коррумпированный) мир.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.