Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОТОКОЛЫ прикЛАДНОГО УРОВНЯ: WWW (HTTP), элетронноЙ почты POP3 – SMTP, FTP, NNTP, TELNET, IP- телефония






DNS - сервер

 
 



Web - сервер

           
   
 
 
   
 

 

 


 


Лекция 9

Технологии искусственного интеллекта ч.1

 

Основные понятия искусственного интеллекта

 

Искусственный интеллект (ИИ) - это наука о концепциях, позволяющих компьютерам выполнять задачи которые у людей выглядят разумными. В общем случае дать определение интеллекта в обычном смысле этого слова невозможно, потому что интеллект - это сплав многих навыков в области обработки и представления информации.

Центральные задачи ИИ состоят в том, что бы сделать компьютер более полезными и чтобы понять принципы, лежащие в основе интеллекта. Для этого необходимо знать, каким образом ИИ может помочь специалистам в различных предметных областях в разрешение трудных проблем.

Основные области применения ИИ:

· Доказательства теорем;

· Игры;

· Распознавание образов;

· Принятие решений;

· Адаптивное программирование;

· Сочинение машинной музыки;

· Обработка данных на естественном языке;

· Обучающиеся сети (нейросети)

В экономике в настоящее время получают широкое распространение экспертные системы, системы поддержки принятия решений и нейросети.

 

В общем случае функциональная структура использования ИИ состоит из трех компонент (комплексов):

· Исполнительная система

· Интеллектуальный интерфейс пользователя

· База знаний

 

 

Первый комплекс представляет собой совокупность средств, выполняющих программы (исполнительную систему), спроектированных с позиций эффективного решения задач, имеет в ряде случаев проблемную ориентацию. Исполнительная система (ИС) объединяет всю совокупность средств, обеспечивающих выполнение сформированной программы.



Второй комплекс - совокупность средств интеллектуального интерфейса, имеющих гибкую структуру, которая обеспечивает возможность адаптации в широком спектре интересов конечных пользователей. Интеллектуальный интерфейс – это система программных и аппаратных средств, обеспечивающих для конечного пользователя использование компьютера для решения задач, которые возникают в среде его профессиональной деятельности либо без посредников либо с незначительной их помощью.

Третьим комплексом средств, с помощью которых организуется взаимодействие первых двух, является база знаний, обеспечивающая использование вычислительными средствами первых двух комплексов целостной и независимой от обрабатывающих программ системы знаний о проблемной среде. База знаний (БЗ) - занимает центральное положение по отношению к остальным компонентам вычислительной системы в целом, через БЗ осуществляется интеграция средств ВС, участвующих в решении задач.

 

 

Экспертные системы

 

В течение последних десятилетий многочисленные попытки исследователей были направлены на создание систем, способных заменить специалиста в конкретной предметной области, т.е. решать задачи в отсутствии людей- экспертов.

Эти системы получили название экспертных систем .

Экспертные системы отличаются и от других видов информационных систем:

· Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком.

· Экспертная система должна за приемлемое время (достаточно малое) найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.

· Экспертная система должна обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность. Пользователь должен получить всю информацию, необходимую ему для того, чтобы быть уверенным, что решение принято "не с потолка". Экспертная система проектируется в расчете на взаимодействие с разными пользователями, для которых ее работа должна быть, по возможности, прозрачной.

 

Одним из наиболее популярных определений экспертной системы яв­ляется следующее:

Под экспертной системой понимается система, объе­диняющая возможности компьютера со знаниями и опытом эксперта в та­кой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Дополнительно желаемой харак­теристикой такой системы является способность системы пояснять по требованию ход своих рас­суждений в понятной для спрашивающего форме.

Приведенное определение, позволяют выделить ряд базовых структурных элементов экспертной системы.

Как и любая система, основанная на знаниях, экспертная система обя­зательно содержит в своем составе базу знаний и механизм логических выво­дов. Зачастую для представления фактический знаний используется отдель­ный механизм - база данных, а в базе знаний остаются лишь процедурные знания. Кроме того, для ведения базы знаний и дополнения ее при необхо­димости знаниями, полученными от эксперта, требуется отдельный модуль приобретения знаний.

Другим важным компонентом экспертной системы является пользова­тельский интерфейс, необходимый для правильной передачи ответов пользователю в удобной для него форме. Кроме того, пользовательский интерфейс необходим и эксперту для осуществления манипуляций со зна­ниями.

И наконец, в экспертной системе должен присутствовать модуль, кото­рый способен при помощи механизма логического вывода, "предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной зада­чи", сопровождая его по требованию пользователя различными коммен­тариями, поясняющими ход проведенных рассуждений. Модуль, реализу­ющий эти функции, называется модулем советов и объяснений. Базовая структура экспертной системы показана на рис.1.

Пе­речисленные структурные элементы являются наиболее характерными для большинства экспертных систем, хотя в реальных условиях некоторые из них могут отсутствовать.

 
 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.