Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос Реформы эк-ки западных стран и Америки.





Вопрос 1

многолетняя мировая практика свидетельствуют о необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, которая опирается на принципы рыночного хозяйства и свободного предпринимательства. Рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся система, однако ее саморегулирование, во-первых, имеет определенные пределы, во-вторых, оно не всегда обеспечивает решение назревших в обществе проблем. Экономика, характеризующаяся сложной совокупностью связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может.

Общей причиной, определяющей необходимость государственного регулирования экономики, являются недостатки рыночного механизма хозяйствования, к числу которых разными исследователями относятся:

– незаинтересованность в производстве многих важных общественных благ. Существует целая категория благ, которые, на первый взгляд, являются доступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для населения. Это – внешняя и внутренняя безопасность, функционирование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, автомобильные дороги, мосты, тоннели. Однако эти блага не имеют ничего общего с природными свободно доступными благами. В условиях идеального рыночного хозяйства они имели бы цену, в реальных условиях их производит только государство;

– неспособность обеспечить действительную конкуренцию, которая не воспроизводит сама себя. Накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм – к централизации капитала. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства – конкуренция подрывает сама себя. Этот процесс противоречивый, он представляет собой скорее тенденцию, развивающуюся медленнее или быстрее, а иногда временно и в обратном направлении, в разных отраслях на разных исторических этапах.



– неэффективность в решении задачи общеэкономической стабильности. Классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, т.е. воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено.

Одно из слабых мест механизма рыночной экономики – обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкие заработную плату и цену на землю.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики в нашей стране определяется множеством факторов. Наиболее важным из них представляется необходимость первоочередного развития жизненно необходимых для общества видов полезной деятельности. Очевидно, производство продуктов питания, медикаментов, товаров потребления, средств производства, оружия, строительство жилья и развитие наукоемких производств в конечном счете являются определяющими в мировом статусе любого государства. В ходе проводимых реформ именно эти виды деятельности по тем или иным причинам оказались невыгодными для предпринимателей и без поддержки государства были бы разрушены полностью. Столь же быстро без поддержки государства разрушаются такие важные для общества виды деятельности, как культура, образование и фундаментальная наука. В заключение отметим, что современный механизм государственного регулирования предстает как разветвленная многоуровневая система воздействия на важнейшие социально-экономические процессы, охватывающая общество в целом, территории, отрасли и предприятия. Общие цели регулирования, о которых говорилось выше, остаются актуальными для всех субъектов регулирования.

Вопрос 2

В истории общественной мысли многие ученые, начиная с О.Конта и Г.Спенсера, анализируя общество и происходящие в нем процессы, обращали внимание, прежде всего, на возможности развития. В данном случае под развитием понималось социальное изменение в обществе, связанное с переходом того или иного состояния в другое1, будь то целесообразный или стихийный процесс. Но не всякие изменения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие, при которых одни социальные явления переходят на более высокие (по объективным критериям социального прогресса) ступени своего состояния (прогрессивное развитие) либо, напротив, на ступени более низкого уровня (регрессивное развитие) . Однако существует множество других социальных изменений, которые невозможно признать изменениями в сторону совершенствования или упадка, такие, как рост, исчезновение, переходный период и т.д. Это изменения, непосредственно не несущие в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса.

В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Таким образом, необходимо рассматривать социальную реальность как сторону, свойство общественного бытия, которая непосредственно связана с явлениями и процессами собственно человеческого взаимодействия на различных уровнях и подвергается постоянным изменениям.

общество должно рассматриваться как процесс, как постоянно длящийся поток событий. Таким образом, идея «социального процесса» является одной из важных на сегодняшний день в теориях изменения. Необходимо отметить, что социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям.

Следовательно, современное общество описывается нами с точки зрения концепции динамического поля, при этом социальные институты представляют собой взаимосвязь четырех видов тканей, а именно, идей, правил, действий и интересов, которые в процессе своего функционирования подвержены определенным изменениям.

Вопрос 3

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Формирование правовой основы рыночной экономики

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

а) права собственности;

б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);

г) поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).

Становление рыночных институтов

Институциональные преобразования в РФ условно начались после того, как были приняты законы о либерализации внешнеэкономической деятельности и о предприятии. Государство пыталось вернуть себе право получать доходы от данной деятельности посредством налогообложения, но с развитием банковских структур выручку экспортеры могли уже не возвращать. Таким образом, выявилась проблема недополучения доходов бюджета, вывоза капитала за рубеж и присвоения природной ренты, что пагубно сказывалось на состоянии отечественной экономики.

Институциональные преобразования выступают как относительно самостоятельное направление общей системной трансформации. «Природа институциональных матриц задается особенностями материально- технологической среды в ареале возникновения и развития государства Специфичность материально-технологической среды выражается паров взаимосвязанных категорий - коммунальное™ и некоммунальности» Исходная институциональная среда в России отличалась коммунальной природой, т.е. наличием объективной потребности в общественных технологиях для вовлечения природных и материальных условий производственный оборот. Таким образом, институциональные преобразован® обусловлены траекторией их предшествующего развития. Согласно институционально-эволюционной концепции, они должны включать в себя л»г направления: модернизацию доминирующих базовых институтов*

Программа российских реформ изначально отличалась пренебрежением к данному аспекту. По мере развития трансформационных процессов в российском обществе соответствующие институты рыночной культуры, структуры и инфраструктуры формировались хаотично и с существенным запаздыванием. Возник критический разрыв между экономическими и институциональными реформами, устранение которого потребовало от субъекта, осуществлявшего реформы (государства), разработки стратегии формирования рыночных институтов. Либерализация цен и приватизация осуществленные вне контролирующих и регулирующих рыночных формальных и неформаль ных институтов, привели к катастрофическим результатам. В этих условиях отмирание институтов централизованной системы вызвало гибель и общесистемных универсальных институтов, таких, как деловая этика, общественный контроль и т.п. Освободившиеся ниши институциональной структуры неизбежно заполнились неформальными теневыми институтами, закрепив тем самым криминальный аспект в новой системе.

Использование эволюционно-институционального подхода в анализе становления рыночной экономики в России позволяет установить параллели с общеисторическим процессом воздействия института государства на формирование социально-экономических систем, основанных на рыночном типе хозяйства. Если принять в качестве исходного принципа тезис о качественной трансформации роли государства на различных этапах генезиса рыночной экономики периода формирования и высокоорганизованной системы, то поэтапность и последовательность в проведении российским государством рыночных реформ должна отражать общие закономерности эволюции такой системы. В ходе эволюции современной цивилизации все указанные задачи постепенно решались государством в период формирования и развития рыночной системы

по мере развертывания его соответствующих функций. Именно в силу того, что все эти экономические функции имманентны современному государству, данный институт может играть роль источника и катализатора в трансформационных процессах России.

 

Политическая система представляет собой тот же институциональный комплекс, но регулирующий политическую сферу жизни общества: государственное устройство, формы правления, общие механизмы принятия и исполнения решений. Как показали реформы в России, для обеспечения появления и развития новых эффективных, социально приемлемых рыночных институтов недостаточно экономической власти и экономической свободы множества независимых участников рынка, их спонтанной рыночной самоорганизации.

Что касается нынешней экономической системы России, то она включает противоречивый набор институтов. К тому же имеющиеся рыночные институты развиты слабо. Это относится, прежде всего, к защищенности частной и государственной собственности, независимой судебной системе, которая призвана защищать права собственности и контракты, к конкуренции и финансовой системе, т.е. к базовым институтам рынка. Следует подчеркнуть парадоксальность того, что институциональные ловушки, препятствующие долгосрочному эффективному развитию, из-за своей недееспособности смягчают отрицательные краткосрочные последствия неподготовленных, слишком быстрых преобразований. Анализ формирования институциональных ловушек подтверждает, что скороспелое создание рыночных правовых норм не гарантирует возникновения надежных и эффективно действующих рыночных институтов. Кроме того, следует отметить, что в период масштабных реформ цель макроэкономической политики может вступить в конфликт с институциональными целями, делая задачу успешного реформирования экономики трудноразрешимой.

Тем самым институты и экономическая политика государства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Эффект зависимости от траектории предшествующего развития экономики государства определяет институциональную устойчивость общества. В то же время при воспроизводстве основного содержания институтов произойдет обновление форм, в которых они реализуются. Критерием выбора и закрепления тех или иных институциональных форм станет их способность содействовать решению задач экономического развития страны и росту политических свобод ее граждан. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что недостатки институциональной среды являются первопричинами плачевной ситуации в российской экономике.

Вопрос 4.

Идеологизированное реформирование коммунистами всех сторон жизни общества после 1917 года привело к созданию неестественной по экономическим отношениям, воспроизводственной структуре территориальной организации экономики, требовавшей для поступательного развития постоянного контроля со стороны все разбухавшего государственного бюрократического аппарата. Любые изменения в такой системе могли осуществляться только путем все тех же принудительных реформ «сверху». Более того, каждый новый коммунистический лидер страны, приходя к власти, считал своим долгом провозгласить свою реформаторскую политику «новой метлы».

С точки зрения объективных возможностей в наиболее «благоприятном» положении был Сталин при проведении коллективизации и индустриализации. В его распоряжении были все четыре основных фактора, позволявших проводить перманентную реформаторскую деятельность: тотальная система репрессий и контроля, огромные и еще не истощенные запасы природных ресурсов, относительно нетребовательная дешевая рабочая сила, иностранная помощь, которые позволяли не взирать на внутреннее сопротивление общества и неестественность предпринимаемых экономических мер. В этот период «каток» коммунистического реформаторства прошелся не только по экономике, но и по всему государственному устройству, по каждой нации и по каждой семье.

В дальнейшем возможности для осуществления реформаторских изменений общества у каждого последующего лидера все больше сужались. После нескольких «операций» по привлечению иностранной помощи и последующем ее присвоении (экспроприация иностранной собственности после революции, разрыв концессионных договоров в тридцатых годах, невыплата долгов по ленд-лизу) действие этого фактора надолго прекратилось..

Хрущевская «оттепель» подорвала репрессивный фактор реформаторства, а данное ему в этот период название «волюнтаризм», пожалуй, наиболее точно отражает сущность феномена реформаторства «сверху».

Пожалуй, единственная со времен нэпа попытка придать реформаторству экономическое обоснование и мотивацию, совпавшая, по-видимому, с готовностью общества к реформам, была предпринята в середине 60-х годов. Начиная с середины 70-х годов реформы были свернуты и началось нарастание неустойчивости экономики за счет сверхэксплуатации природных ресурсов (нефть, газ, золото). Что касается реформаторства политической системы и государственного строя в этот период, то оно носило декоративный характер. Настоящие реформы отторгались статичной системой, а для насильственного реформаторства уже не было необходимого потенциала.

Последняя попытка повышения эффективности социалистической экономики в традиционном русле насильственного реформаторства «сверху» просматривалась в действиях Ю. Андропова.

На этапе перестройки был окончательно разрушен механизм реформаторства по сталинскому образцу. Политика гласности и демократизации открыла людям глаза на существующую систему сверхэксплуатации рабочей силы. Реформирование партии в погоне за популярностью ослабило влияние КПСС в обществе как основного проводника экономической реформаторской политики. После того как был упущен благоприятный момент готовности общества для реформ (1986--1989 годы), наступил период сокращения добычи истощающихся природных ресурсов. Была разбазарена и вновь появившаяся западная помощь.

Экономические реформы в России в 90-е годы

Победы на президентских выборах 1990 года, а затем в ходе августовского путча были одержаны Б. Н. Ельциным под флагом демократических перемен в обществе, необходимости его реформирования. Эти же настроения преобладали и в основной массе населения, что обеспечило молчаливую поддержу президенту в развале СССР и на первых этапах экономической реформы.

К парламентским выборам 1993 года произошла смена общественного настроения, на первый план выдвинулся вопрос государственности России, который не решался вследствие слабости и некомпетентности государственной власти. В наибольшей степени эти настроения удалось выразить В. Жириновскому, что и обеспечило его партии относительную победу на выборах в Госдуму. Однако былую экономическую и военную мощь Россия восстановить не смогла, что показала война в Чечне. Претензии же ее на роль мировой державы были перечеркнуты независимыми действиями ООН и НАТО во время боснийского кризиса. Тем не менее за двухлетний период угроза распада России по образцу СССР была значительно смягчена.

Наиболее популярным лозунгом, начертанным на знаменах практически всех избирательных объединений и партий на парламентских выборах 1995 года, стала стабильность. При всех различиях в ее понимании разными политическими течениями однозначно можно утверждать о начале «консервативного поворота» в умах людей, на который откликнулись политики. Произошла вторая смена доминанты общественного развития России, суть которой заключается в необходимости обращения основных усилий государства и общества на решение внутренних, повседневных социально-экономических и политических проблем.

Кажущаяся простота и ожидаемая легкость реформ «сверху» обернулись необходимостью проведения глубоких государственных и экономических преобразований общества. Еще в начале реформ правительству пеняли лишь на неправильную очередность мероприятий сначала разгосударствление и приватизация, а затем уж либерализация цен. Теперь же стало ясно, что практически заново нужно создавать Российское государство.

В экономике речь уже не идет о превращении негибкой и неустойчивой государственной экономики в рыночную -- динамичную, способную к саморазвитию и самоадаптации. Задача гораздо скромней и трагичней -- сохранить на восстанавливаемом уровне материальную и технологическую основу экономики. Необходимо обеспечить людей работой, своевременно выплачивать зарплату, предотвратить обнищание основной массы населения

Вступление России в ВТО - большое событие для её экономики. Проследим возможные последствия этого события.

Соглашения ВТО являются основой современной системы многостороннего регулирования международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов.

При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

Наиболее чувствительными к присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли как: мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное и сельскохозяйственном машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение. Рост импорта относительно внутреннего производства будет самым значительным в мясомолочной промышленности.

Присоединение к ВТО само по себе не приведет к появлению радикальных экономических преимуществ, которые могут быть однозначно выражены в количественной форме. Оно будет способствовать возникновению ряда структурных, политических и иных качественных факторов и изменений, которые в целом могут благоприятствовать созданию условий для повышения конкурентоспособности российских предприятий. Иностранные торговые партнеры не получат радикальных преимуществ по сравнению с российскими предприятиями при условии, что политика в отношении российских предприятий и регулирования предпринимательской деятельности на внутреннем рынке не будет более дискриминационной, чем в отношении деятельности на мировом рынке и в целом будет отвечать общим не дискриминационным принципам, которые заложены в основу ВТО.

Экономика России при президенте Владимире Путине с 2000 по 2007 годы росла средними темпами 7% в год, что, безусловно, является хорошим показателем (для удвоения ВВП за 10 лет нужно расти средними темпами 7,2% в год). Однако есть и отрицательные тенденции.

Рост экономики России значительно превышал темпы роста в развитых странах, но с другой стороны, уступал темпам в Китае и Казахстане, в которых среднегодовые темпы роста экономики составляли примерно 10%.

Естественно, существенный вклад в рост российской экономики внесла благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоресурсы, но также очевиден тот факт, что последние годы экономика росла не за счет нефтегазового сектора, а за счет внутреннего потребления. Промышленное производство в России выросло за 2000-2007 годы на 56,2%, выпуск продукции сельского хозяйства - на 34,2%, оборот розничной торговли - на 141,3%, объем платных услуг населению - на 56,9%, внешнеторговый оборот - в 5 раз, инвестиции в основной капитал - на 159%, реальные доходы населения - на 141%. Реальная заработная плата - в 3 раза, реальный размер пенсий - на 138%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 29% в 2000 году до менее 15% в 2007 году.

Главным разочарованием стала динамика потребительских цен, которая за 8 лет лишь однажды опустилась до однозначного показателя (9% в 2006 году). В среднем инфляция с 2000 по 2007 годы составляла 13,7% в год, а в целом рост цен за 8 лет составил 178% (против прогнозируемых 92%, заложенных в стратегии развития до 2010 года).

Кроме того, наблюдалась тенденция увеличения так называемого коэффициента фондов (коэффициент дифференциации доходов - соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами).

Вопрос 6 и 8

 

 

Вопрос 9

 

Вопрос 10

Вопрос .11

Шведская модель.

Основные черты:

- социальная направленность;

- сокращение имущественного неравенства;

-забота о малообеспеченных слоях населения.

Иногда эту модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечением гражданских прав. Государство активно занимается обеспечением экономической стабильности и перераспределении доходов. Действует прогрессивная шкала налогообложения.

Государство достаточно часто вмешивается в процессы ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

18. Французская модель - не имеет ярких особенностей, средняя между американской и немецкой.

Основные черты:

- высокая роль государства в регулировании экономики;

- с 1947 года составляются 5-ти летние планы;

- значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;

- широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

19. Южнокорейская модель - использование этой модели в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок превратиться в индустриально развитую страну. В 1962 доход на душу населения составлял 82 долларов в год, в 1988 году - достиг 4040 долларов в год увеличился в 50 раз.

Основыне черты:

-планирование экономического развития с 1962 года;

- планирование носит директивный характер;

- монополия в кредитно-финансовой сфере принадлежит государству

-регулирование внешнеэкономической сферы;

- экспорт под контролем государства.

 

 

21. ГРЭ – система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения оптимальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решение соц-эконом. проблем, развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость ГРЭ:

Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов.

Согласно теории рыночного фиаско, экономическая роль государства как совокупного

менеджера заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные провалы, дополняя своей «видимой рукой» «невидимую руку» рынка.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

1) игнорирование рынком проблемы внешних эффектов;

Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления

ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии, — издержки или выгоды неких товаров и услуг, не получившие отражения в ценах. Эти эффекты затрагивают интересы так называемых третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющихся непосредственными участниками данной рыночной сделки.

2) незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;

общественные блага — товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку они удовлетворяют так называемые неделимые потребности (в эффективном правосудии, экологической стабильности, экономической безопасности, сохранении культурного наследия, общественной гигиене и т.п.).

3) избыточная концентрация и монополизация производства;

во избежание саморазрушения рынка перед государством встает задача защиты конкуренции и антимонопольного регулирования экономики

4) безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;

5) безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;

6) чрезмерная дифференциация регионов страны;

7) невозможность посредством рыночных механизмов осуществить

прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также

глубокую структурную перестройку национальной экономики;

8) необходимость регулирования экономики на межгосударственном

уровне.

Основные функции ГРЭ:

- функция определения цели (развития нац.эк-ки)

- стимулирующая функция (создание регуляторов и стимулирование эк-ки в нужном для общ-ва направлении)

- регламентирующая (нормативная) функция (НПА)

- функция корректирования (для ликвидации негативных последтсвий)

- социальная функция

- непосредственное управление гос. Сектором эк-ки

- контролирующая функция

22. Основные функции гос-ва:

1) образование правовой базы

2) защита конкуренции

3) обеспечение эк-ки необходимым количеством денег

4) минимизация негативных экстерналий

5) распределение, перераспределение доходов

6) производство социальных товаров и услуг

Основные цели ГРЭ:

1) экономическое развитие

2) полная занятость

3) экономическая эффективность

4) стабильный уровень цен

5) экономическая свобода

6) справедливое распределение доходов

7) сбалансированность государством торгового баланса

23. Экономическая политика – целенаправленное влияние на соц-экономические процессы, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю. ЭП является той основой, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Виды экономической пол-ки государства:

1) Антициклическая политика направлена на поддержание определенных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры)

2) Структурная политика предполагает формирование прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики

3) Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, который в будущем станет основой расширения и обновления произ-ва

4) Инвестиционная политика ставит своей целью регулирование капиталовложений для структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации

5) Научно-техническая и инновационная политика – деятельность гос-ва, направленная на развитие науки и техники, внедрение результатов НТП в производство

6) Фискальная политика (БНП) – определяет источники финансирования государственной казны, формирование налоговой системы и гос.бюджета

7) Денежно-кредитная политика состоит из государственного обеспечения экономики страны необходимым кол-вом денег, регулированием денежно-кредитного рынка

8) Ценовая политика – это влияние гос-ва на цены и ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирование модернизации приз-ва, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке и др.

9) Внешняя экономическая политика охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль миграции капитала и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом

10) Социальная политика сосредотачивается на формировании эффективных соц-экономических условий жизни общества, регулирование отношений между соц.группами и др.

11) Конкурентная политика ставит своей целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции и борьбы с монополизмом

12) Региональная политика – деятельность гос-ва по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны

13) Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды и создание безопасных условий жизни граждан

24. Способы ГРЭ делятся на: правовое, административное, экономическое регулирование

Правовое регулирование экономики состоит из создания системы законодательных норм и правил и определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимное обязательство в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

25. Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, лицензированию и квотированию.

Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности.

Квотирование - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта

26. Экономическое регулирование предполагает воздействие на характер рыночных статей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использования факторов экономического роста.

С этой целью используется:

- БНП

- ДКП

- программирование – создание определенных региональных программ

соц-экономического развития

- прогнозирование и планирование

27. Методы ГРЭ – влияние гос-ва на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор эк-ки с целью создания условий их эффективного управления в соответствии с направлением государственной экономической политикой.

Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам:

- формы влияния

- способ влияиния

По формам влияния методы ГРЭ делятся на:

- методы прямого влияния

- методы косвенного влияиния

В зависимости от способов влияния выделяют:

- правовые методы

- административные методы

- экономические методы

- пропагандистские методы

28. Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка:

- определение стратегических целей развития эк-ки и отображение их в планах

- гос.заказы и контракты на поставку определенных видов продукции

- гос. Поддержка программ, заказов, контрактов

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии продукции

- правовые административные ограничения на производство и реализацию

- лицензирование экспорта и импорта

29. Методы косвенного регулирования предполагают воздействие гос-ва на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности в которых он может быть выгодна или невыгодна:

- налогообложение

- регулирование цен, процентных ставок

- таможенное регулирование экспорта и импорта

30. Правовые методы ГРЭ – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм и правил поведения.

Традиционно в каждой норме выделяют 3 основных элемента:

1. Гипотеза – такой элемент нормы, в котором отмечаются условия в сфере экономических отношений, со вступлением которых норма вступает в силу

2. Диспозиция – часть нормы, которая определяет права и обязанности участников отношений

3. Санкция – предусматривает мероприятия принуждения в случае невыполнения обязательств.

 

 

30. Правовые методы ГРЭ

Правовые методы грэ – это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм и правил поведения

Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения "внутри" государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.