Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава I. Период становления Русского государства.





ВВЕДЕНИЕ

При какой либо попытки дать полную характеристику просвещения на Руси сталкиваешься, с какими либо трудностями. Единой, и одного тона картины просто так не получается. С одной стороны какой-либо прогресс в интересующей области образования очевиден. В городе Киеве тысячу лет назад на горе которая расположена рядом с Десятинной церковью, построили самую первую школу для дружинников и детей бояр. Немного позже на месте Андреевской церкви была построена церковь для девушек. Уровень знаний выпускников школ был очень высок, и выпускники первых школ Древней Руси способны были вести на равных любой диспут «с тогдашними интеллектуалами Европы». [1]

В Новгороде при Софийском соборе появляется первая на Руси библиотека. В Киево-Печерском монастыре который был основан в 1051 году, больших высот достигают искусство иконописания, переписка и переплетение книг и переводческое дело. Обучение на Руси начиналось с семи лет и продолжалось примерно два года. Учитель обучал своих учеников (количество детей составляло, около десяти учеников) по рукописным или немного позднее печатным книгам. Как говорят историки, с начало дети учили азбуку, а потом принимались за слоги. А также дети и получали навыки счета (в пределах ста и даже одной тысячи). Эти навыки ученики приобретали в процессе игры. Археологи выявили в районе Поднепровья стеклянные и глиняные игрально-счетные жетоны 6-7 века. Такие же жетоны были и у римлян, они употребляли их для счета и игр на игральных досках.

Таким же способом использовали их и восточные славяне. В школьных программах особое место отводилось пению. Отсюда и пошла популярная пословица: «У Николы две школы: азбуку учат да один канун твердят» (канут — это церковная песнь). Весь материал, взятый из школьной программы, заучивался в школе. Причем ученик учил свои уроки отдельно от других. Домашних заданий в школах не было. В школах была суровая дисциплина. Учение предполагало заботу учителя не только в знаниях обучаемого, но и в морально-этическом облике. Как гласил сам Стоглав: «В Российском царствии на Москве и в Великом Новгороде, и по иным градам многие училища бывали, писати и пети, грамоте и честь учили». На Руси школы назывались учреждениями. Само слово школа вошло в обиход в XIV веке.

Уже в XI веке были известны Дворцовая школа имени князя Владимира в Киеве, и еще одна школа имени князя Ярослава Мудрого в городе Новгород в 1030 году. В школах главными предметами были: грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка и астрономия. А так же в школах изучали и иностранные языки. Таким образом, в Киеве в 1086 году открыли женское училище посвященное иностранным языкам.

Школы считались культурным центром, в них переводились рукописи византийских авторов. Некоторые современные историки, такие как П. Н. Милюков утверждали, что на Руси народ был безграмотным и малообразованным. Хотя на этот счет сохранились свидетельства обратного. Например, открыты были так называемые граффити (это надписи сделанные на стенах церквей, соборов). Найдены разные берестяные грамоты, к тому же не только в Новгороде, но и в других городах Руси. Авторами грамот были купцы, ремесленники и даже крестьяне, а так же в их написании участвовали и женщины. Осталась еще грамота, которая была написана ребенком дошкольного возраста. Упадок культурной жизни и образования на Руси отразился после татаро-монгольского нашествия. Из-за нашествия погибла огромная часть древнерусских рукописей. [2]

Именно монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей русского образования. Позже укрепление государства повлекло за собой подъем культуры и образования. Стали возникать приходские школы, в которых обучались счету и грамоте дети не только духовенства, но и купцов и ремесленников. Далее стали открываться школы схожи со школами европейских грамматических школ, и дававшие светское, так и богословское образование. Произошли перемены в обучении грамоты. Вместо обычных буквенных обозначений цифр стали использовать арабские цифры. В букварь вошли связные тексты для чтения, например как, псалмы. Создали «азбуковники» это толковые словари для учеников. Далее появилась грамматика Мелетия Смотрицкого. И грамматика и буквари содержали не русский язык, а литературный старославянский. Преподавали практическую геометрию и астрономию, считалось, что это самые важные предметы. Очень велик был интерес к истории. Позже появились первые учебники риторики и логики. На Руси издавалась приличное количество букварей.

1) Цель работы – изучить намного подробней образование на Древней Руси.

2) Предмет исследования – Процесс образования в Древней Руси.

3) Задачи работы.

Рассмотреть процесс педагогики на Руси;

Изучить процесс создания первой славянской азбуки, а так же ее создателей Кирилла и Мефодия;

Рассмотреть культуру Древней Руси;

Рассмотреть появление книгоиздания и письменности на Руси;

Рассмотреть историю и возникновение письменности на Руси;

На каждую главу сделать свой вывод;

Структура работы: работа состоит из трёх частей: теория, практика, заключение и списка литературы.

 

 

Глава I. Период становления Русского государства.

Образование на Руси

Самым ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Руси, считаются Бертинские анналы, в которых говориться о прибытии в мае 839 года к финскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В группе византийской делегации находились различные послы народа, которые были посланы в Константинополь. Древнерусское государство, о котором нечего не известно, в это т период условно обозначалось в современной историографии как Русский каганат. В различных летописях сохранились факты, о том, что Русь связывали с правлением византийской царицы Ирины 797 – 802 года.

Историк А. А. Шахматов высказывал свою точку зрения, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу (ныне современный район Новгородской области в России).

Период становления российского образования, при дворянах Владимире и Ярославе зачастую соглашается исходным во всей ситуации данного образования, во многом связанного с христианскими храмами. Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холмике, где стоял кумир Перуна, и где создавали им требы князь и люди. И по иным городкам стали ставить церкви и характеризовать в их священников, и приводить жителей нашей планеты на крещение по всем селам. Послал он собирать у лучших жителей нашей планеты ребят и отдавать их в изучение букинистическое. Польский историк Ян Длугош (1415—1480) о Киевской школе «книжного учения» «Владимир русских мальчиков завлекает к исследованию искусств, помимо этого, имеет запрошенных из Греции мастеров». Для создания трехтомной книге о Польше, Длугош принял на вооружение польские, чешские, венгерские, германские, древнерусские летописи. По всей видимости, из не дошедшей к нам летописи он почерпнул извещение о исследовании в Киевской школе Владимира искусств (наук). По неподтвержденным данным, «среднее учебное заведение Владимира» умел контингент в 300 воспитанников за большое количество времени. Учителя X—XIII века в силу несовершенства методов обучения и персональной работы в процессе занятий, с каждым из воспитанников учитель мог заниматься только с 6-и или с 8-и учащимися.

Князь набрал в среднее учебное заведение много детей, в следствии этого заставлен был на первых порах распланировать их между воспитателями. Это дробление учеников на категории было обыкновенным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов о средних учебных заведений Парижа, у 1-го учителя было от 6-ти до 12-ти человек, в школах Клюнийского монастыря 6 человек, в дамских изначальных школах Тиля 4 или 5 воспитанниц. Восемь воспитанников изображены на миниатюре внешнего «Жития Сергия Радонежского», пять воспитанников восседают перед преподавателем на гравюре внешней «Азбуки» 1637 год. О приблизительно этом числе студентов говорят берестяные грамоты известного новгородского подростка XIII в. Онфима.[3] Отсюда В. Л. Янин представил, собственно, что данная грамота принадлежит другу Онфима по школе.

Соучеником Онфима был Данила, ему Онфим приготовил приветствие: «Поклон от Онфима к Даниле». Вероятно, с Онфимом обучался и 4-ый новгородец — Матвей, почерки, которых чрезвычайно похожи. Российские книжники, работавшие в школах увеличенного вида, использовали собственным вариантом текстуры вещей, который в явной мере принимал во внимание навык византийских и болгарских средних учебных заведений, дававших высочайшее образование. Софийская 1-ая летопись о школе в Новгороде: «Иде Ярослав на Чюдь, и одолей я, и постави величественный город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от священников ребят 300 учити книгом». Разработанная в 1030 году Ярославом среднее учебное заведение в Новгороде, было вторым учебным заведением завышенного на подобии на Руси, в каком учились только ребята старост и священнослужителей. Есть версия, собственно в летописи идет речь о ребятах церковных старост, избравшихся из низших сословий, хотя до конца XVI века знамениты только старосты административные и армейские. Термин «церковный предводитель» возник в XVII века.

Контингент студентов новгородской средние учебные заведения состоял из людей духовенства и городской администрации. Общественный состав обучающихся отражал классовый нрав образования той поры. Основная цель средние учебные заведения состояла в подготовке грамотного и объединенного новейшей верой управленческого агрегата и священников, работа которых проходила в трудоемкой борьбе с сильными традициями языческой религии из числа новгородцев и угро-финских каст, которыми был окружен Новгород. Работа средних учебных заведений Ярослава опиралась, на разветвленную сеть средних учебных заведений простой грамоты, об этом говорит много найденных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность.

В Новгороде прописано великое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Адрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Остались для отпрысков «Изборник 1073 года», исходный летописный свод, короткая редакция «Российской Истины». Новгородские книгохранилища явились одним из главных источников «Знаменитых четьих миней» — собрания «всех книжек, чтомых на Руси», состоящего из двенадцати громадных томов совокупным размером выше двадцати семи тысячи страничек. Правитель Юстиниан в 534 году, установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70-и солидов и обозначил данным учителям ряд иных преимуществ. Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти в последствии были захоронены по статусу и погребались в храме. Силе «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь. 1088 год.

Педагогика в Древней Руси

С тех времен сохранилось мало свидетельств об обучении и воспитании детей. В летописных источниках того времени точной информации о школах и обучении фактически нет, скажем в более-менее официальных документах. В том числе и в довольно позднем документальном источнике — распоряжении Стоглавого Храма 1551 года выражалась исключительно беспокойство плохим состоянием школьного изучения. В этой связи весомыми для ситуации педагогики считаются литературные монументы, в том числе «Поучение ребятам» князя Владимира Мономаха или же «Письмо архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Но их творцы отображали действия односторонне, не принимая во внимание отличительные черты эпохи.

Весомым событием для изыскателей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности на Руси и существовании каких-либо форм преподавания и обучения. Недостаточность прямых источников, которые дозволяли бы воссоздать картину воспитания и изучения на Руси, приводит к потребности применять разного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки жителей других стран, фольклор, букинистические миниатюры, иконописи. [4]

В первом тысячелетии исторического существования Руси, возможно будет выделить два периода: старый период — до Петра и новейший период, или новый — от Петра до 60-х гг. XIX в. Первый период, так же, разделяется еще на три периода: 1) предыдущий татарскому порабощению, с господством византийского воздействия; 2) татарского главенства; 3) доминирующего воздействия южнорусской учености и первенства схоластики. Педагогическая идея Старой Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие наиболее двух тысяч лет. Во второй половине I тысячелетия н. э. закончилось расселение славян и их разделение на 3 категории: западную, восточную и южную.[5]

За некоторое время своей истории славяне выработали собственную практику воспитания, сделали собственную культуру, которая возросла из глубин трудовой жизни народа. Образование ребят происходило согласно с потребностью наследования растущим поколением общественно-исторического опыта, которое накопилась предыдущими поколениями, цель которых была подготовить к жизни и труду. Труд составлял основу жизни славян, только упорным трудом люди имели возможность обеспечить свое существование, в следствии этого деток рано включали в трудовую работу, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые мастерства и умения.

Особенное значение имела забота о самочувствие и физическом развитии ребят. Основными средствами физического воспитания были закаливание, подвижные забавы и физический труд. Исторические предания, басни и былины воспевали подвиги силачей (богатырей), оберегавших российскую территорию от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, сформировывали патриотическое понимание. Образы былинных героев оценивались как моральный эталон. В их подвигах растущее поколение выискало проявление наилучших духовных достоинств человека, давало веру в силу народа, в торжество справедливости.

Отличительное место занимали на Руси празднички. Деталью почти всех российских этнических праздничков были забавы, представляющие сокровищницу этнической культуры и педагогики. Обязательной частью педагогического наследия старинных славян считается устное этническое творчество, в котором мир в первый раз предстает перед ребенком в видах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, басни, загадки, поговорки, былины, предания в протяжении веков считались основными средствами воспитания растущих поколений. Через самые первые поэтические творения это как: колыбельные песни, песенки-потешки и частушки, являющиеся средствами становления речи, психологической сферы малыша, эстетических эмоций, познается родимая речь.

Глубочайший моральный смысл данных творений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир малыша. Как только младенец вырастал, он усваивал самые первые высоконравственные заповеди детства: о почитании старших, главенствующей роли его отца, подчинение которому было беспрекословным, о почтении к матери, о повинности оберегать достоинство, обдумывать сыновний долг, быть благодарным окружающим его людям. Деток в русских семьях воспитывали в любви и строгости, применяли запретыа так же и физические.8 Но родителям рекомендовалось ухаживать за своими детьми, учить жизни, обучать «благочинию», и ремеслу и рукоделию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с древних времен славянские народы искали путь к всеобщему объединению. В несколько раз их культурный уровень поднимался до создания одного государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города,ремесло активно развивалось,купцы с русским товаром ходили в соседские страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами которые находили на территории Руси,торговля шла в гору. Новый шаг в своём развитии Русь делает в конце X и в начале XI веков. Появляется общая религия, появляется письменность, выходят в свет первые школы, вводиться единое для всех право. Уже в то время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собо1й даже могущественную Византию, Русь становится одной из ведущих стан прошлого мира

На Руси были известны две азбуки, но использовалась только кириллицей, именно ей написаны все памятники древнерусского языка. Буквы кириллицы обозначали не только звуки, но и числа. И только при Петре I для того чтобы обозначить числа были введены арабские цифры.

Особенности древнерусского образования на протяжении семи веков истории русской культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падения процесс всей истории, события которой разворачивались не так, как на Западе.[12]

Историю образования на Руси принято, и это во многом правильно, отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления его сложились на Руси намного раньше, в предшествующие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепление городов, формирование первых начал государства, появление специальных военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным отношениям в семье. Все эти перемены привели к тому что усложнение процесса воспитания и появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной системы воспитания, значительно сократилась доля общественного воспитания. Главные воспитательные функции взяла на себя семья.[13]

Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их миссионерская деятельность, и деятельность их последователей способствовала широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры. Видимо еще до официального принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснив другие прочее алфавиты, в том числе и первоначальные славянские письмена. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще до принятия ею христианства.

В конце IX и начале X веков последователями славянских просветителей был создан новый славянский алфавит на основе греческого, для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами,которые брали из глаголицы. Буквы новой азбуки требовали меньше усилий при письме, имели более ясные очертания. Этот алфавит широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название кириллицы в честь Кирилла — создателя первой славянской азбуки.[14]

Рассмотрев историю развития российского образования можно выделить следующие этапы. До христианства появление первых форм образования, с принятием христианства становление в определенный мере целостной системы древнерусского образования после монгольского нашествия. Если даже рассмотреть развитие образования с точки зрения типов школ то, очевидно, что ее история сформировалась 2-а типа школы это церковная и национальная.

Церковная школа и церковное образование как тип существовало в России до конца XVII века. Это была церковная школа, и по организации в XI- XII веке существовали еще и государственные школы, а церкви Древней Руси, их можно по праву определить как церковные школы.

 

Почти все прецеденты и действия нашей ситуации с открытием свежих источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического познания в настоящее время оцениваются по-другому. Это все свидетельства того, собственно ситуацию переписывают не совсем только из политической конъюнктуры, да и в ответ на расширение палитры наших познаний о прошлом.[15]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с

2. Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с

3. Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с

4. Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России: учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с

5. История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897. – 128 с

6. История России с древнейших времен. / под ред. А.Н.Сахарова, А.П. Новосельцева. – М.; 1994. – 1526 с

7. Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с

8. Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с

9. Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. - №9. – 1979.- 267 с

 

11. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб, 1848. 34 с

12. Полное собрание русских летописей. М.;1848.-334 с

13. Полонский В. Русский революционный плакат// М.; 1925. – 155 с

14. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с

15. Седова М.В. Восточные славяне в VI- XIII вв. М.; Просвещение. – 1982. - 58 с

16. Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с

17. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с

18. Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.; Логос, 2007. – 320 с

19. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972. - 362 с

20. Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с

21. Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с

22. Фридрих И. История письма, пер. с нем. И.М. Дьяконова. М.; Наука, 1979.-с. 169.

23. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972.-с.362


[1] Витязев П. Частные издательства в советской России. М.; 1921. – 552 с

[2] Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней. Учебное пособие / С.А. Вишняков. – М.: Флинта, 2010. – 42 с

[3] Горшков Ю.А. НЭП и книга: Создание предпосылок для массового книгоиздания (1921-1930) // Проблемы экономической истории СССР и зарубежных стран. М.; Издательство МГУ, 1991. - 83-102 с

[4] Даркевич В.П., Шабельниково Н.А. История России: учебное пособие. 2 издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 307 с

[5] История книги: Хрестоматия. Часть 2. М.; 1897. – 128 с

[6] Мельников А.А. Клады земли русской // Наука и жизнь. М.; 1979. – 667 с

[7] Эйхе К. Большевистская печатная пропаганда среди войск противника и населения оккупированных районов в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. М.; Издательство МГУ 1968. – 631 с

[8] Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.; Владос. – 1995. 137 с

[9] Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до XVII вв. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.; Миров. – 1994. - 68 с

[10] Фомин В.В. Начальная история Руси / В.В. Фомин. – М.; Русская панорама, 2011. – 296 с

[11] Шомракова И.А. Торгсектор Госиздата РСФСР и проблемы организации книжной торговли // М.; 1987. – 893 с

[12] Черная Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.; Логос, 2007. – 320 с

[13] Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. 1972.-с.362

[14] Лютов С.Н. Военная книга в Сибири и на Дальнем Востоке в 1917-1941 гг. Проблемы издания и распространения: Автореф. дисс. … канд. М.; 1995.- 742 с

[15] Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы/Н.И. Либан. – М.; Издательство МГУ, 2005. – 464 с

ВВЕДЕНИЕ

При какой либо попытки дать полную характеристику просвещения на Руси сталкиваешься, с какими либо трудностями. Единой, и одного тона картины просто так не получается. С одной стороны какой-либо прогресс в интересующей области образования очевиден. В городе Киеве тысячу лет назад на горе которая расположена рядом с Десятинной церковью, построили самую первую школу для дружинников и детей бояр. Немного позже на месте Андреевской церкви была построена церковь для девушек. Уровень знаний выпускников школ был очень высок, и выпускники первых школ Древней Руси способны были вести на равных любой диспут «с тогдашними интеллектуалами Европы». [1]

В Новгороде при Софийском соборе появляется первая на Руси библиотека. В Киево-Печерском монастыре который был основан в 1051 году, больших высот достигают искусство иконописания, переписка и переплетение книг и переводческое дело. Обучение на Руси начиналось с семи лет и продолжалось примерно два года. Учитель обучал своих учеников (количество детей составляло, около десяти учеников) по рукописным или немного позднее печатным книгам. Как говорят историки, с начало дети учили азбуку, а потом принимались за слоги. А также дети и получали навыки счета (в пределах ста и даже одной тысячи). Эти навыки ученики приобретали в процессе игры. Археологи выявили в районе Поднепровья стеклянные и глиняные игрально-счетные жетоны 6-7 века. Такие же жетоны были и у римлян, они употребляли их для счета и игр на игральных досках.

Таким же способом использовали их и восточные славяне. В школьных программах особое место отводилось пению. Отсюда и пошла популярная пословица: «У Николы две школы: азбуку учат да один канун твердят» (канут — это церковная песнь). Весь материал, взятый из школьной программы, заучивался в школе. Причем ученик учил свои уроки отдельно от других. Домашних заданий в школах не было. В школах была суровая дисциплина. Учение предполагало заботу учителя не только в знаниях обучаемого, но и в морально-этическом облике. Как гласил сам Стоглав: «В Российском царствии на Москве и в Великом Новгороде, и по иным градам многие училища бывали, писати и пети, грамоте и честь учили». На Руси школы назывались учреждениями. Само слово школа вошло в обиход в XIV веке.

Уже в XI веке были известны Дворцовая школа имени князя Владимира в Киеве, и еще одна школа имени князя Ярослава Мудрого в городе Новгород в 1030 году. В школах главными предметами были: грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка и астрономия. А так же в школах изучали и иностранные языки. Таким образом, в Киеве в 1086 году открыли женское училище посвященное иностранным языкам.

Школы считались культурным центром, в них переводились рукописи византийских авторов. Некоторые современные историки, такие как П. Н. Милюков утверждали, что на Руси народ был безграмотным и малообразованным. Хотя на этот счет сохранились свидетельства обратного. Например, открыты были так называемые граффити (это надписи сделанные на стенах церквей, соборов). Найдены разные берестяные грамоты, к тому же не только в Новгороде, но и в других городах Руси. Авторами грамот были купцы, ремесленники и даже крестьяне, а так же в их написании участвовали и женщины. Осталась еще грамота, которая была написана ребенком дошкольного возраста. Упадок культурной жизни и образования на Руси отразился после татаро-монгольского нашествия. Из-за нашествия погибла огромная часть древнерусских рукописей. [2]

Именно монастыри сыграли в это время роль хранителей и распространителей русского образования. Позже укрепление государства повлекло за собой подъем культуры и образования. Стали возникать приходские школы, в которых обучались счету и грамоте дети не только духовенства, но и купцов и ремесленников. Далее стали открываться школы схожи со школами европейских грамматических школ, и дававшие светское, так и богословское образование. Произошли перемены в обучении грамоты. Вместо обычных буквенных обозначений цифр стали использовать арабские цифры. В букварь вошли связные тексты для чтения, например как, псалмы. Создали «азбуковники» это толковые словари для учеников. Далее появилась грамматика Мелетия Смотрицкого. И грамматика и буквари содержали не русский язык, а литературный старославянский. Преподавали практическую геометрию и астрономию, считалось, что это самые важные предметы. Очень велик был интерес к истории. Позже появились первые учебники риторики и логики. На Руси издавалась приличное количество букварей.

1) Цель работы – изучить намного подробней образование на Древней Руси.

2) Предмет исследования – Процесс образования в Древней Руси.

3) Задачи работы.

Рассмотреть процесс педагогики на Руси;

Изучить процесс создания первой славянской азбуки, а так же ее создателей Кирилла и Мефодия;

Рассмотреть культуру Древней Руси;

Рассмотреть появление книгоиздания и письменности на Руси;

Рассмотреть историю и возникновение письменности на Руси;

На каждую главу сделать свой вывод;

Структура работы: работа состоит из трёх частей: теория, практика, заключение и списка литературы.

 

 

Глава I. Период становления Русского государства.

Образование на Руси

Самым ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Руси, считаются Бертинские анналы, в которых говориться о прибытии в мае 839 года к финскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В группе византийской делегации находились различные послы народа, которые были посланы в Константинополь. Древнерусское государство, о котором нечего не известно, в это т период условно обозначалось в современной историографии как Русский каганат. В различных летописях сохранились факты, о том, что Русь связывали с правлением византийской царицы Ирины 797 – 802 года.

Историк А. А. Шахматов высказывал свою точку зрения, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу (ныне современный район Новгородской области в России).

Период становления российского образования, при дворянах Владимире и Ярославе зачастую соглашается исходным во всей ситуации данного образования, во многом связанного с христианскими храмами. Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холмике, где стоял кумир Перуна, и где создавали им требы князь и люди. И по иным городкам стали ставить церкви и характеризовать в их священников, и приводить жителей нашей планеты на крещение по всем селам. Послал он собирать у лучших жителей нашей планеты ребят и отдавать их в изучение букинистическое. Польский историк Ян Длугош (1415—1480) о Киевской школе «книжного учения» «Владимир русских мальчиков завлекает к исследованию искусств, помимо этого, имеет запрошенных из Греции мастеров». Для создания трехтомной книге о Польше, Длугош принял на вооружение польские, чешские, венгерские, германские, древнерусские летописи. По всей видимости, из не дошедшей к нам летописи он почерпнул извещение о исследовании в Киевской школе Владимира искусств (наук). По неподтвержденным данным, «среднее учебное заведение Владимира» умел контингент в 300 воспитанников за большое количество времени. Учителя X—XIII века в силу несовершенства методов обучения и персональной работы в процессе занятий, с каждым из воспитанников учитель мог заниматься только с 6-и или с 8-и учащимися.

Князь набрал в среднее учебное заведение много детей, в следствии этого заставлен был на первых порах распланировать их между воспитателями. Это дробление учеников на категории было обыкновенным в школах Западной Европы того времени. Из сохранившихся актов о средних учебных заведений Парижа, у 1-го учителя было от 6-ти до 12-ти человек, в школах Клюнийского монастыря 6 человек, в дамских изначальных школах Тиля 4 или 5 воспитанниц. Восемь воспитанников изображены на миниатюре внешнего «Жития Сергия Радонежского», пять воспитанников восседают перед преподавателем на гравюре внешней «Азбуки» 1637 год. О приблизительно этом числе студентов говорят берестяные грамоты известного новгородского подростка XIII в. Онфима.[3] Отсюда В. Л. Янин представил, собственно, что данная грамота принадлежит другу Онфима по школе.

Соучеником Онфима был Данила, ему Онфим приготовил приветствие: «Поклон от Онфима к Даниле». Вероятно, с Онфимом обучался и 4-ый новгородец — Матвей, почерки, которых чрезвычайно похожи. Российские книжники, работавшие в школах увеличенного вида, использовали собственным вариантом текстуры вещей, который в явной мере принимал во внимание навык византийских и болгарских средних учебных заведений, дававших высочайшее образование. Софийская 1-ая летопись о школе в Новгороде: «Иде Ярослав на Чюдь, и одолей я, и постави величественный город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от священников ребят 300 учити книгом». Разработанная в 1030 году Ярославом среднее учебное заведение в Новгороде, было вторым учебным заведением завышенного на подобии на Руси, в каком учились только ребята старост и священнослужителей. Есть версия, собственно в летописи идет речь о ребятах церковных старост, избравшихся из низших сословий, хотя до конца XVI века знамениты только старосты административные и армейские. Термин «церковный предводитель» возник в XVII века.

Контингент студентов новгородской средние учебные заведения состоял из людей духовенства и городской администрации. Общественный состав обучающихся отражал классовый нрав образования той поры. Основная цель средние учебные заведения состояла в подготовке грамотного и объединенного новейшей верой управленческого агрегата и священников, работа которых проходила в трудоемкой борьбе с сильными традициями языческой религии из числа новгородцев и угро-финских каст, которыми был окружен Новгород. Работа средних учебных заведений Ярослава опиралась, на разветвленную сеть средних учебных заведений простой грамоты, об этом говорит много найденных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность.

В Новгороде прописано великое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Адрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Остались для отпрысков «Изборник 1073 года», исходный летописный свод, короткая редакция «Российской Истины». Новгородские книгохранилища явились одним из главных источников «Знаменитых четьих миней» — собрания «всех книжек, чтомых на Руси», состоящего из двенадцати громадных томов совокупным размером выше двадцати семи тысячи страничек. Правитель Юстиниан в 534 году, установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70-и солидов и обозначил данным учителям ряд иных преимуществ. Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти в последствии были захоронены по статусу и погребались в храме. Силе «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь. 1088 год.

Педагогика в Древней Руси

С тех времен сохранилось мало свидетельств об обучении и воспитании детей. В летописных источниках того времени точной информации о школах и обучении фактически нет, скажем в более-менее официальных документах. В том числе и в довольно позднем документальном источнике — распоряжении Стоглавого Храма 1551 года выражалась исключительно беспокойство плохим состоянием школьного изучения. В этой связи весомыми для ситуации педагогики считаются литературные монументы, в том числе «Поучение ребятам» князя Владимира Мономаха или же «Письмо архиепископа новгородского Геннадия митрополиту Симону». Но их творцы отображали действия односторонне, не принимая во внимание отличительные черты эпохи.

Весомым событием для изыскателей стало нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении грамотности на Руси и существовании каких-либо форм преподавания и обучения. Недостаточность прямых источников, которые дозволяли бы воссоздать картину воспитания и изучения на Руси, приводит к потребности применять разного рода косвенные источники — церковно-служебную литературу, записки жителей других стран, фольклор, букинистические миниа







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.