Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура и методы современной культурологии.





Структура и методы современной культурологии.

Структура культурологического знания:

1) Теоретическая культурология занимается изучением теорий, систематизацией различение типов и форм культуры. Не всегда нужен практический материал, достаточно гипотез.

Представляет общее осмысление культуры, понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых описывается культурное событие. Особое место – философия культуры – восходит к общей философии XVIII-XIX веков – начало формирования, осознание культуры, как целостного явления. Философия культуры ставит вопросы о смысле культуры, соотношении культуры и цивилизации, принципиальном отличии докультурного человека (от варварства до дикости), о типологических различиях между культурами разных регионов (древней и новой, западной и восточной).

2) Историческая изучает вклад различных народов в мировую культуру. Формирует знания о культурном наследии.

3) Социальная культурология – синтез социологической науки (общество-это система) и культурологической. Культура имеет теоретические и практические направления. В целом социальная культурология отраслевая (Соц. Образование, труд, культура). Задача – исследование форм и идей общества. Изучение деятельности культурных учреждений. К этой сфере относится социокультурное прогнозирование, культурное проектирование, изучение культуры разных групп молодежной, массовой, элитарной.

4) Социальная и культурная антропология – этические элементы культуры, изучение традиционного общества. Институты – обряды, ритуалы, традиции, формы семьи. Культурная антропология изучает становление культурного человека, решает вопросы личности, культуры личности в разные времена.

5) Прикладная культурология – система концепций и технологий, ориентированных на применение и получение результатов в различных сферах общества. Особое место занимает социокультурное проектирование. Прогнозирует, проектирует, регулирует актуальные культурные процессы. Цель – разработка культурной политики, охрана и использование культурного наследия.

Методы культурологии.

Существуют межотраслевые и специальные методы. Группирование собственнокультурных методов – разделение на науки о природе и о духе. В свою очередь в науке о духе идет разделение: гуманитарное культуроведение и методы социального культуроведения.

Методы гуманитарного культуроведения – комплекс литературоведческих наук, теории истории культуры, религиоведение, искусствоведение, культурной антропологии, философии этики. Главное – это изучение индивидуального характера культуры, описание, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью, анализ текста (*полевая этнография).

Методы соц. Культуроведения – экономика, политология – поиск законов, принципов, позволяющих от общего перейти к частным явлениям, отдельные факты имеют меньшую ценность.

Частные методы:

1) Деструктивный (классифицирующий) – элементы и черты культуры, а не сама культура в качестве системы. (*Труды английских антропологов: культура – это перечисление разнородных явлений вне внимания структуры и функций).

2) Сравнительно-исторический – сравнение сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. (*Миф Др. Греции и миф Др. Рима; литература Древности и литература Возрождения, искусство, музыка и живопись).

3) Синхронный – анализ 2-х или нескольких культур на протяжении определенного времени с учетом их связей, возможных противоречий. (*Христианство в России, Византии и Европе).

4) Диахронный – выяснение хронологической последовательности изменений, проявлений и протекание того или иного явления культуры. (*Русско-американский социолог ХХ века П.Сорокин – человек воспитывался наказаниями и наградами).

5) Биографический – анализ жизненного пути деятеля какой-либо культуры, раскрытие его внутреннего мира. Человек – продукт культуры.

6) Психологический – анализ мемуаров, хроник, летописей, переписки. Это отражение типичных реакций людей той или иной культуры на особо значимые явления (голод, войны…). Формы – чувства, ментальность.

7) Функциональный – функции и роль культуры, влияние каждого ее элемента на жизнь общества. Данный метод изучает интересы, запросы людей, способы удовлетворения их потребностей. У каждого элемента культуры есть функции.

8) Структурный – разделение изучаемого явления культуры на составные части и выявляет соотношения между ними. Главный вопрос – из чего состоит или как устроен этот элемент. Каждый элемент культуры неустойчив, изменчив. Изменение – это проблема структурного метода.

9) Системный – изучение единого целого, в котором все связано. Религия с искусством, политикой и нравственностью. Главное отличие системы от структуры: система самостоятельна, имеет замкнутый характер, она неподвижна; структура изменчива. (*Искусство, религия, музыка могут существовать как системы или элементы системы).

10) Типологический – выявление и изучение культурных типов. Направлен на систематизацию, классификацию, группировку объектов исследования. (*Запад и Восток, Традиционное и Инновационное, Первобытность и Возрождение).

Функции культуры.

1) Регулятивная (нормативная – система норм, требований к поведению людей, рассматривают все сферы жизни человека, межличностных, межгрупповых, межнациональных отношений. Осуществляется с помощию норм морали, традиций и обычаев, норм права).

2) Познавательная (гносеологическая – наиболее полно эта функция проявляется в науке).

3) Коммуникативная (разные средства: вербальные и электронные).

4) Адаптивная (приспособления к окружающей среде – необходимый механизм выживания. Живые организмы выживают с помощью эволюции, естественного отбора, наследственности. Человек создает технологии, а не приспосабливается к изменениям. Существуют специфические (использование огня, запасы пищи) и неспецифические (мировоззрение) средства защиты от внешнего мира.

5) Ценностная (аксиологическая – ценности группы связаны с качествами человека).

6) Знаковая (присвоение имен).

7) Интегративная (объединение людей, государств на основе общих ценностей, традиций).

8) Информационная (накопление информации о прошлом, и каждое поколение не начинает жизнь с нуля).

9) Социализации (процесс усвоения человеческих норм, знаний, ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправных членов общества).

Культура и цивилизация.

Цивилизация более раннее понятие. Развивается понятие в эпоху Просвещения.

Мирабо (1756). Цивилизация – это смягчение нравов, учтивость, вежливость, знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличия и для того, чтоб эти правила играли роль законов общежития. Цивилизация дает формы добродетели.

Энциклопедисты (философы): цивилизация ассоциируется с прогрессом, с развитием общества на основе разума и справедливости. В XVII веке цивилизованным считается тот, кто владеет хорошими манерами.

По выражению Гольбах а цивилизованное общество достигается многими усилиями человеческого ума и многократного общественного опыта.

Александр Гумбольд не разводит понятия культура и цивилизация. Он показал, как развивается прогресс от человеческой цивилизации со смягченными нравами к художнику и ученому. Нравы некоторых дикарей заслуживают внимания, но они лишены цивилизации.

Тайлор считал, что цивилизация = культуре.

Понятие Цивилизации употребляется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытности. Цивилизация – продвинутое состояние интеллектуального процесса в человеческом обществе, проявляется в процессе искусства, науки. Признаки цивилизации – письменность, возникновение государственных и социальных институтов.

Ранние цивилизации образуются в долинах рек. Л. Мечников причина зарождения цивилизации – реки, определяют климат, почву.

Дикость Варварство Цивилизация.

(по Моргану, Энгельсу).

Сущность цивилизации более благополучно, долговременно. Нецивилизованные народы могут быть насильственно уничтожены при столкновении цивилизации. Морган: цивилизация – результат естественного первобытного общества. В основе лежат следующие факторы: изобретения и открытия, развитие идей управления, эволюция семьи и брака, изменение форм собственности.

Френанд Бродель: Культура – цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимизма, не обеспечивает своего роста.

Альфред Вебер: противопоставление культуры и цивилизации. Всю историю разделили на 3 процесса:

1) Формирование социальных структур

2) Цивилизационный (развитие техники и естествознания, ведущие к унификации цивилизации).

3) Культурный (Творчество, религия, искусство, философия).

Все процессы взаимосвязаны, но протекаю по-разному.

Вебер считал, что цивилизация отрицает влияние на культуру. Культура – оригинальное духовное явление, цивилизация – анонимна, безлична. С помощью разума она увеличивает овладение природой. Цивилизация – наука и техника, а культура – воплощение и осуществление человеческого духа.

Остен Шпенглер выразил идею, что цивилизация – это смерть культуры.

С наступлением цивилизации интересы людей переключается на ценности комфорта, удобства, благоустроенности, пользы, развиваются тонкие нити связи человека с культурой. Человек уже не ощущает богатой палитры искусства.

Николай Александрович Бердяев: культура –религиозна, а цивилизация – безрелигиозна. Значит цивилизация – смерть духа культуры. Культура происходит от культа, связана с культом предков и не возможна без священного предания.

Цивилизация – это воля к мировому могуществу, устройству поверхности Земли. Культура национальна, цивилизация – интернациональна. Культура духовна, цивилизация имеет машинную основу.

На фоне технических преобразований погибает образ человека. Культура устремлена в будущее, высоко ценит настоящее и преклоняется перед прошлым; следовательно, она вечна. Цивилизация растворяется в современности, у нее нет предков, она стремится в будущее.

Х. Ортего-и-Гассет (испанский культуролог 2/2 ХХ века) отвергает идеи Шпенгера, и в своей книге «Восстание масс» рассматривает приемственность в развитии культуры и цивилизации. Кризис начала ХХ века не означал завершение европейской культурной традиции, но говорил о необходимости ее обновления и возрождения.

Рубеж XX-XXI вв. – техногенный мир. Технологии развиваются очень быстро, поэтому современный мир глобализируется (становится унифицированным, т.к. цивилизации одинаковы). В данных условиях особо ценима культурная оригинальность, уникальность, стремление к возвышенному идеалу. Общим для современных концепции является недостаток абсолютизации экономического начала, технологичного фактора, культура здесь выпадает.

Ростоу: несколько стадий развития цивилизации:

1) Традиционное общество

2) Переходное общество

3) Стадия сдвига

4) Постиндустриальное общество.

Культура и природа.

Временные рамки Отношение к природе
Первобытность Греки – полное согласие с природой, гармония. Природа рассматривается как прообраз человеческой жизни. Слитность человека и природы.
Античность Воспевание природы. Природа – великий, необъектный и безграничный Космос. Нерасчлененность человека и природы. Греки не мыслили своей жизни без природы, задумались над исключительным методом и предназначением их в природе. *Платон, Цицерон. Благодаря человеку природа не дичает и не утрачивает своего благотворного влияния на культуру. Идея антропоморфизма – одухотворение природы и наделение ее человеческими качествами.
Средневековье Единение человека и природы. Главенствующая роль – обожествление природы. Природа – воплощение божественной мудрости. Философ Фома Аквинский: Бог – первопричина и первоисточник всего существующего в мире, выделял 4 уровня бытийственности: 1) Низший, вкл. Неорганическую природу 2) Растения 3)Животные 4) Дух или ум, разумная душа, т.е. человек Франциск Ассизский: против идеи господство человека над природой как в Библии. Равенство всех тварей перед Богом.
Возрождение Богом объявлялась сама природа, а человеку отводилась роль венца ее творения. Человек чтил природу, берег и восхищался ее красотой. Многими художниками Возрождения природа рассматривалась лишь как фон для прекрасного человека.
Просвещение Стремление проникнуть в тайны, познать законы, с тем, чтобы соотнести законы человеческой жизни. Человек овладевал новыми знаниями, умениями, навыками, расширял сферы своего влияния на природу. Ж.Ж. Руссо: культура и цивилизация угрожает естественности мира. Природа – мастерская, разрушение природных ланшафтов, уничтожал флору и фауну.
Новое время А. Швейцер: защита природы. Считали, что необходимо взаимодействие природы и человека. Природа и культура находятся в состоянии агонии, катастрофы. В.С. Соловьев: отчуждение человека от природы, считал, что отношение человека к природе должно строится на нравственной основе, на восприятии мира как органичного и разумного целого. Сохранение и приумножение природных богатств при непременном учете эстетических св-в среды.
Современность Природа вступает как «полезная вещь», поставляет ресурсы, а человек ее потребляет. Природа – поставщик, человек – заказчик.

Прогноз Швейцера неутешителен: и природа, и культура находятся в состоянии агонии, катастрофа неизбежна. Однако он не терял надежды в животворные силы человеческой духовности. Необходимо сбалансированное развитие общества и его взаимодействие с природой и культурой.

Если воля к жизни у человека начинает думать о себе самом и о мире – в этом положении человек оказывается в состоянии испытать жизнь мира и посвятить свою волю к жизни «служению бесконечной воле к жизни». Человек, являющийся духовным стержнем всего мирового культурного и цивилизационного процесса, должен осознать необходимость преодоления сложившегося экологического кризиса путем естественного объединения государства в едином мировом сообществе.

Патриотизм – это любовь к родине, готовность защитить родину, готовность соблюдать нравственные ценности, сохранение культурных богатств.

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА:

1) защита исторических памятников

2) каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать этот идеальный строй, а поддерживать его и творчески развивать. Новые здания не должны заслонять собой исторические памятники. Невозможна также никакая стилизация. Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть "социален", иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по своим прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска.

3) Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый характер местности, "ее лица необщее выражение", архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже "культура") в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа – вот чем необходимо обладать и градостроителю и, в особенности, строителю сел.

4) Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

5) Бытовые навыки народа.

6) Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

7) Закон апопсии (закон обозрения).

Главный закон русского градостроительства – гармония природы и культуры.

Культура как диалог.

В основе школы диалога культур положены идеи выдающихся ученых 20 века. Бахтин(), Выгодский (концепция внутренней речи),Библер ().

Культура во все времена для своего развития, обновления форм, для выживания использовала диалог – как универсальное средство реализации человеческих целей в мире. Диалог является универсальным способом передачи и освоения форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога закрепляется, передается культурный опыт человечества, обновляется ценностное содержание культуры. Само слово ДИАЛОГ происходит от ДИА – два, ЛОГОС – понятие, мысль, разум. Оно означает встречу культур, логик и сознаний. Для Бахтина, который открыл тему диалога в культуре, жизнь по своей культуре диалогична. Сам Бахтин является исследователем в области литературе. Его науч. Произведения посвящены анализу романов Достоевского, это полифоличные романы, в них происходит постоянный диалог. В целом жить – значит участвовать в диалоге. Каждый раз в диалоге все мысли соотносятся с личностью другого. У человека нет внутренней суверенной территории, он всегда на границе. Диалог – это граница противостояния Я и Другого. Другой помогает познать самого себя. А, следовательно, диалог – это не просто общение, это способ открытия себя другим. Способ научиться быть человеком.

Мартин Бубер – мыслитель к 19 нач. 20 века. Он сделал диалоговый принцип основой своей концепции человека. И аргументируется это тем, что человек обретает свою сущность только соотнося себя с другими людьми, с природой, с Богом. Другое - это и другой субъект и другая вещь, другая сущность. Таким образом, диалогические отношения возникают в 3 сферах:

1) Жизнь в природе. Диалог имеет доречевую сущность

2) Жизнь с людьми. Взаимоотношения явно приобретают речевую форму.

3) Жизнь с духовными существами. (С Богом). Диалог раскрывается безмолвно (внутренняя речь). Мы не слышим, но чувствуем его зов, отвечаем, творя образы, думая и действуя.

При этом диалогическое взаимодействие обычно раскрывается в ситуации равноправия и взаимного уважения. Как отдельные личности так и целые культурные общности не должны подавлять друг друга в диалоге, иначе это уже не диалог. Следовательно, диалог предполагает соблюдение условий:

1) Условия свободы.

2) Наличие равных субъектов, осознающих свою качественную индивидуальность.

По Библеру, идея диалога культур позволяет выделить строение культуры. Во-первых, о диалоге культур модно говорить если сама культура понимается как сфера произведений, только воплощенная в произведениях культура может быть местом, формой диалога. Само произведение несет в себе композицию диалога, диалога автора и читателя, слушателя и зрителя. Во-вторых, и культура как совокупность произведений представляется как одно целостное произведение, а следовательно можно вообразить единого автора этого целостного произведения. Только в этом смысле можно говорить о диалоге разных культур. В-третьих, быть произведением культуры – значит находится в сфере притяжения изначального понятия этой культуры. (у Платона – это идея, у Аристотеля – это форма). Произведения Античная культура предполагает одного воображаемого автора и целую множественность авторов. Каждая философское, религиозное, художественное произведение является частью полифонии культуры. В-четвертых, целостность культуры предполагает существования одного главного (доминантного) произведения. По нему можно судить все другие произведения этой культуры.(для античной культуры – это греческая трагедия, Катарсис – духовное очищение; для средневековья – религиозная литургия, бытие в храме. Сюда втягиваются не только культовые аспекты культуры, но и ремесленные, цеховые определения культуры). В-пятых, культура предполагает всегда внутреннее беспокойство, боязнь за собственное исчезновение. это всегда внутренний возглас «спасиьте наши души», это диалог с будущим, культура формируется как запрос в будущее. В-шестых, идея диалога культур предполагает промежуток, через который идет перекличка культур. Так к примеру с Античностью диалог ведет эпоха Средневековья. Ведет диалоги и одновременно отстраняется. Новое время продолжает диалог с Античностью. Т.О. диалог культур предполагает выход за пределы данной (своей) культуры. Беседа культур по поводу мыслить, развиваться логика диалога культур – это логика сомнения. Для 20 века характерно увеличения диалога культур. Диалог может быть внешним и внутренним. Внешний диалог не ведет к изменению культур, так как он обусловлен интересами самопознания, саморазвития, он способствует взаимообогащению культур, дополнению новыми частностями. Диалог здесь взаимообмен готовыми ценностями, результатами творческой деятельности. Внутренний диалог ведет к самореализации, творческому созиданию культур. В процессе диалога, по мнения Лотмана, происходит процесс смыслопораждения. Лотман различает 2 типа диалога: 1 тип – Я-ОН; 2 тип – Я-Я (автокоммуникации). В первом случае предполагается передача информации, передаваемая в диалоге информация является константной, она не меняется. В ситуации автокоммуникации носитель остается прежним, а информация меняется. В автокоммуникации происходит преобразование информации. В одних культурах господствует один тип, в других второй. В античное культуре характерно доминирование семеатические систем передачи информации, люди занимают позиции адресатов. Проявление этого типа коммуникации – учеба. Восточные культуры настроены на Автокоммуникацию, сосредоточены на внутренней жизни индивида (самопознание, самосозерцания) формируется установка на получение истины в готовом виде, как результата чужих умственных усилий. Это ведет к пассивности получателя информации. Читатель европейского романа более пассивен, чем слушатель волшебной сказки, которому только предстоит осмыслить. Тенденция к потребительству составляет опасную сторону культуры. Культура настроена на Автокоммуникацию развивает более духовную активность, побуждает своих носителей к интенсивным развитием по самосовершенствованию личности. Но этих культуры оказываются мене динамичными.

Произведение искусство предполагает диалог автора и читателя. Зрителя. К своему читателю автор обращается через века и наоборот, читатель общается с автором, жившим многое время назад. Читатель способен домысливать, так произведение обретает новое бытие. А читатель способен стать соавтором.

Культура – это форма в которой историческое бытие не исчезает с породившей его цивилизацией, но остается в качестве универсального, наполненного смыслами бытия.

Структура и методы современной культурологии.

Структура культурологического знания:

1) Теоретическая культурология занимается изучением теорий, систематизацией различение типов и форм культуры. Не всегда нужен практический материал, достаточно гипотез.

Представляет общее осмысление культуры, понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых описывается культурное событие. Особое место – философия культуры – восходит к общей философии XVIII-XIX веков – начало формирования, осознание культуры, как целостного явления. Философия культуры ставит вопросы о смысле культуры, соотношении культуры и цивилизации, принципиальном отличии докультурного человека (от варварства до дикости), о типологических различиях между культурами разных регионов (древней и новой, западной и восточной).

2) Историческая изучает вклад различных народов в мировую культуру. Формирует знания о культурном наследии.

3) Социальная культурология – синтез социологической науки (общество-это система) и культурологической. Культура имеет теоретические и практические направления. В целом социальная культурология отраслевая (Соц. Образование, труд, культура). Задача – исследование форм и идей общества. Изучение деятельности культурных учреждений. К этой сфере относится социокультурное прогнозирование, культурное проектирование, изучение культуры разных групп молодежной, массовой, элитарной.

4) Социальная и культурная антропология – этические элементы культуры, изучение традиционного общества. Институты – обряды, ритуалы, традиции, формы семьи. Культурная антропология изучает становление культурного человека, решает вопросы личности, культуры личности в разные времена.

5) Прикладная культурология – система концепций и технологий, ориентированных на применение и получение результатов в различных сферах общества. Особое место занимает социокультурное проектирование. Прогнозирует, проектирует, регулирует актуальные культурные процессы. Цель – разработка культурной политики, охрана и использование культурного наследия.

Методы культурологии.

Существуют межотраслевые и специальные методы. Группирование собственнокультурных методов – разделение на науки о природе и о духе. В свою очередь в науке о духе идет разделение: гуманитарное культуроведение и методы социального культуроведения.

Методы гуманитарного культуроведения – комплекс литературоведческих наук, теории истории культуры, религиоведение, искусствоведение, культурной антропологии, философии этики. Главное – это изучение индивидуального характера культуры, описание, сравнение, обобщение, наблюдение, интервью, анализ текста (*полевая этнография).

Методы соц. Культуроведения – экономика, политология – поиск законов, принципов, позволяющих от общего перейти к частным явлениям, отдельные факты имеют меньшую ценность.

Частные методы:

1) Деструктивный (классифицирующий) – элементы и черты культуры, а не сама культура в качестве системы. (*Труды английских антропологов: культура – это перечисление разнородных явлений вне внимания структуры и функций).

2) Сравнительно-исторический – сравнение сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. (*Миф Др. Греции и миф Др. Рима; литература Древности и литература Возрождения, искусство, музыка и живопись).

3) Синхронный – анализ 2-х или нескольких культур на протяжении определенного времени с учетом их связей, возможных противоречий. (*Христианство в России, Византии и Европе).

4) Диахронный – выяснение хронологической последовательности изменений, проявлений и протекание того или иного явления культуры. (*Русско-американский социолог ХХ века П.Сорокин – человек воспитывался наказаниями и наградами).

5) Биографический – анализ жизненного пути деятеля какой-либо культуры, раскрытие его внутреннего мира. Человек – продукт культуры.

6) Психологический – анализ мемуаров, хроник, летописей, переписки. Это отражение типичных реакций людей той или иной культуры на особо значимые явления (голод, войны…). Формы – чувства, ментальность.

7) Функциональный – функции и роль культуры, влияние каждого ее элемента на жизнь общества. Данный метод изучает интересы, запросы людей, способы удовлетворения их потребностей. У каждого элемента культуры есть функции.

8) Структурный – разделение изучаемого явления культуры на составные части и выявляет соотношения между ними. Главный вопрос – из чего состоит или как устроен этот элемент. Каждый элемент культуры неустойчив, изменчив. Изменение – это проблема структурного метода.

9) Системный – изучение единого целого, в котором все связано. Религия с искусством, политикой и нравственностью. Главное отличие системы от структуры: система самостоятельна, имеет замкнутый характер, она неподвижна; структура изменчива. (*Искусство, религия, музыка могут существовать как системы или элементы системы).

10) Типологический – выявление и изучение культурных типов. Направлен на систематизацию, классификацию, группировку объектов исследования. (*Запад и Восток, Традиционное и Инновационное, Первобытность и Возрождение).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.