Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семиотическая теория культуры.





Семиотика в переводе с греческого языка признак. Это наука изучающая знаки, знаковые системы. Культура как информационная система предстает перед наблюдателем в виде целой совокупности знаков. Это совокупность – Культурный код. В нем воплощается и кодируется вся содержащаяся в культуре информация. Развитие информационно-семиотической концепции культуры связано с именами Уайта, Эрнста Кассирера, Юрия Михайловича Лотмана. Уайт одним из первых связал сущность культуры со способностью человека к символизации, то есть способностью передавать вещам, явлениям, процессам особые значения, смыслы. Предметы, рассматриемые в этом контексте, становятся текстами, которые несут социальную информацию. Они становятся символизированными предметами (символаты). Уайт выделил 3 основные вида символатов: материальные объекты, внешние действия, идеи и отношения.

Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах, он используется для приобретения этой информации, для её хранения и передачи. Поэтому, будучи носителя смысла артефакты становятся знаками. По мере исторического развития культуры различные знаки складываются культурные коды. Совокупности знаков образуют тексты, в которых зашифрована социальная информация и смысл. Совокупность знаковых средств культуры принято называть семиотикой культуры, поэтомупонимать какую-либо культуру значит понимать её семиотику. Улавливая значения используемых в ней знаках, и расшифровывая тексты, составленные из этих знаков.

Типы знаков, используемых в культуре:

1) Естественные знаки – это вещи, явления природы. Однако не все предметы выступают как знаки, а только те которые указывают на какие-либо другие предметы, рассматриваются в качестве носителя информации. Естественный знак, как правила, является частью чего-то целого, а потому указывает на это целое. Например, дым – знак огня. Естественные знаки – предметы природы, следы зверей, расположение небесных светил. Т.о. наибольшее значение естественные знаки имели в первобытной культуре. Значение естественных знаков уменьшалось по мере развития цивилизации.

2) Функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком если связь между ним и тем на что он указывает, возникает в результате человеческой деятельности, и основывается на способе употребления этого предмета человеком. Например, обнаруж. Археологом на кургане оружие, это знак того, что здесь захоронен воин. Обстановка квартиры – это текст несущий информацию о вкусах хозяина, благосостоянии. Подбор книг может говорить о его интересах. Кроме того в качестве функциональных знаков могут выступать и действия. Совершая непроизвольные движения, человек подает окружающим знаки, которые показывают чувства, эмоции, настроение. Алан Пиз написал книгу «Язык жестов».

3) Иконические знаки – знаки-образы. Они должны иметь сходство с тем, что они обозначают. Знаковая функция здесь главное в их создании. Они создаются искусственно, для того что их облик отражал обозначаемые ими вещи. Однако такое образы отличаются по степени похожести на оригинал. Одни их них могут быть предельно упрощены и схематичны, например, знаки-рисунки обозн. Пешеходные переходы, экскалаторы. Другие так похожи на оригинал, что дают полную иллюзию присутствия (реалистично написанная картина). Этом случае понять образ, увидеть что в нем изображено – это задача, требующая высокого уровня культуры.

4) Конвенциальные знаки (условные). Имеют мало общего с тем на что указывают, их значение явл. результатом соглашения, договора (школьный звонок, звезды на погонах). Могут быть: а) знаки-сигналы, извещение, предупреждение (светофор), б) знаки-индексы. Условное обозначение предметов или ситуаций (показание приборов, картографические знаки, школьные оценки), в) символы. Не только обозначают какой-либо объект, но и несут в себе добавочный смысл. Выражают идеи, понятия, которые связаны с толкование этого объекта (эмблемы, гербы, символы живописи и художественной литературы). Символ имеет двустройное строение. Внешний слой – это образ какого-то объекта. Второй слой – символический, показывает основную идею. Оба слоя могут быть далеки друг от друга. Символический слой может содержать идеи, понятия разной степени абстрактности. (герб города СПб – скрещенные якорей: морского и речного, которые в системе символа явл. знаками-образами; скипетр – это символ державной власти, более глубокое толкование – Нева соединяет Россию с Зарубежным миром и еще один смысл: Петербург – окно в Европу. Якорь – символ спасения. Добавочные смыслы возникают, если сравнивать гербы Рима и СПб, в котором вместо якорей изобр. перекрещенные мечи апостола Петра. СПб – новый Рим). Смысл символа часто складывается исторически. Наслаиваются новые смыслы на первоначальные смысл. Практически любой худ. образ может рассматриваться переходом от эпохи в эпоху.

Вербальные знаковые системы (естественные языки). Исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основы культуры, говорящего на нем народа. Язык сложился на базе возможностей заложенных в природе человека, однако реализация, развитие языковой способности происходит только в условиях общения. Естественные языки складывались совокупностью способов.

Письмо – система записи знаков естественного языка, устной речи, нотная грамота, способы записи танца. Зародышем письменности было предметное письмо, возникшее в первобытном обществе. Но первой стадией письменности были письмо в рисунках (пиктография). Вторая стадия – идеографическое письмо, в котором рисунки упрощаются, они постепенно приобретают схематичный характер, так появляются иероглифы. Третья стадия – алфавитное письмо, сравнительно небольшое количество знаков; не слова, а отдельные звуки.

Юрий Лотман утверждал, что специализация семиотических систем, распространение письменности кардинально изменила структуру памяти, позволила перейти к иному типу культуры. Семиотический универсум резко упростился. На смену тотальной знаковости пришли специализированные знаковые системы, они и заняли место форм памяти культуры. Главные механизм культурной памяти в бесписьменной культуре – это ритуал, он утрачивает свое значение. Ориентация не на сохранение, а на выработку новых текстов. Переход затянулся на несколько столетий. Проблемы соотношения языка и культуры (не одно столетие). Вильгельм Гумбольд связывал воедино мышление, язык и культуру. Его основные идеи: 1 - материальная и духовная культура воплощается в языке, 2 – всякая культура национальна, её характер выражен в языке по средствам особого видения мира. Каждому национальному языку присуща особенная форма, 3 – внутренняя форма языка есть выражение народного духа. В современной этнолингвистике существует 2 взгляда на… Сепир: культуру следует определять, на то что каждый народ делает и думает, язык- это и есть выражение того как он думает. Никита Ильич Толстой: отношение между культурой и языком – это отношение между частью и целым. Язык это компонент культуры (орудие культуры), в особенности когда речь идет о языке литературы и фольклора, но вместе с тем язык самостоятелен, автономен от культуры. Его можно сравнивать с культурой как с равнозначным, равноправным феноменом. В том случае если язык понимать как элементообразующим культуры, то в этом случае его можно интропретировать как (кл.культура – замкнутая семиотическая культура, для общение с другой культурой нужно расшифровать коды её системы). По словам Лотмана: другая культура – это память, закодир. реальным языком. К обищ языка и культуры относят: это формы сознания, отражающее мирвозрение человека, и языку и культуре присуще нормативность, историзм. Язык определяет видение мира, способ восприятия мира, так складывается языковая картина мира.

Языковая картина мира – это исторически сложившаяся в сознании языкового коллектива, отраженная в языке система образов и представлений человека об окружающей действительности. Это способ осмысления действительности, обозначение отраженной в языке действительности.

В различный формах культуры на основе естественного языка возникают семиотические системы более высокого уровня – Вторичные знаковые системы: языки философии, науки, права, рекламы, церемоний и обрядов, которые представляют собой комбинации ритуальных действий, предметов, словесных формул, имеющих символическое значение и определяющих поведение людей. К вторичным семиотическим системам относят исторически сложившиеся правила этикета, нормы взаимоотношения между людьми, правильно одеваться. В этих культурных кодах люди в каждую эпоху выражают и воспринимают смысл текста, контекста и подтекста происходящих событий. Бывает, что культурные тексты изменяются, утрачиваются и теряется их код. Богатая по своим выразительным средствам есть множества языков: словесные языки (язык литературы), жестово-мимическая система (язык танца, актерского искусства), звуко-интонационный язык (язык музыки), пластические средства языка (язык живописи, скульптуры, графики, архитектуры, прикладных искусств и дизайна). Таким образом можно рассматривать всё. Характерная особенность художественных языков в том что они допускают создание многочисленных текстов, подвергаемых осмыслению. Они противоположны языку науки, где должна господствовать однозначность, терминологическая строгость.

Семиотическая теория культуры – это особая метологическая установка, так как любую культуру можно рассмотреть как некий культурный код.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.