|
Игра с геометрическими фигурами»
Вырежьте из цветной бумаги 3 треугольника, 3 прямоугольника, 3 квадрата, 3 ромба, 3 круга, 3 эллипсы и 3 трапеции. В каждой тройке все фигуры должны быть разных цветов, 2 фигуры – одного размера, третья – другого (например: красный и синий треугольники одного размера и зеленый треугольник другого размера – больше или меньше предыдущих; желтый и красный прямоугольники одного размера и синий другого; и т.д.).
Все фигуры выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:
1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер) 2) измени только цвет 3) измени только размер 4) измени только форму и цвет 5) измени только форму и размер 6)измени форму, цвет, размер
Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.
Усложнить игру можно также, попросив ребенка выбрать фигуру, НЕ соответствующую указаниям, и обязательно объяснить, в чем это несоответствие выражается.
Взрослый может чередоваться с ребенком в ролях ведущего и исполнителя: ребенку будет интересно почувствовать себя "экзаменатором". При этом ему потребуется самостоятельно выбрать фигуру и придумать указание, а также оценить ответ взрослого.
От слова к рассказу» Вариант 1:
ЗАДАНИЕ 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ. Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг. ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, что получилось. ЗАДАНИЕ 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.
Вариант 2:
Слова: дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь. Задания те же.
Вариант 3:
Слова: пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант. Задания те же.
Поиск общих свойств»
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.
За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
Построение сообщения по алгоритму»
Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. К примеру, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии).
Задание дисциплинирует и углубляет мышление
Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Покажи одинаковые предметы
Ребенку предлагается 15 одинаковых предметов, необходимо найти среди них:
- металлические; - длинные;
- съедобные; - деревянные;
- тяжелые; - маленькие;
- мягкие; - прямоугольные;
- белые; и т.д.
- круглые;
Кто кем будет?
Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет)…?
- яйцо; - мука;
- цыпленок; - железо;
- мальчик; - кирпич;
- желудь; - ткань;
- семечко; - ученик;
- икринка; - больной;
- гусеница; - слабый;
Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
Кто кем был?
Ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше:
- цыпленок; - лягушка;
-лошадь; - бабочка;
- корова; - хлеб;
- дуб; - шкаф;
- рыба; - велосипед;
- яблоня; - рубашка;
- ботинки; - сильный;
- дом;
Дома зверей»
Цель: развитие логического мышления.
Необходимо шесть фигурок различных зверей, различающихся по величине (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь). Рисунки должны быть одинакового размера. Для каждого зверя свой домик, дома – разной величины (17, 15, 13, 11, 9 и 7 см).
Задания:
1. Расселить зверей.
2. Звери пошли гулять. Зайчик вспомнил, что забыл морковку – найти его дом, и т.д.
Вместе расскажем историю»
(2-6 человек)
Цель: учить замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая заданную последовательность.
1. Картинка (20х20 см) – девочка гуляет по лесу с корзинкой. Кругом растут грибы, ягоды, цветы. Девочка стоит у куста.
2. Текст рассказа, в котором те или иные слова заменены определенными значками – геометрическими фигурами или цифрами.
3. Полоска (10х20 см) с изображениями геометрических фигур (цифр) и соответствующие им парные картинки (шифр).
4. Полоска (2,5х20 см) с геометрическими фигурами (цифрами), указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети.
Детям дается полоска бумаги, на которой в определенном порядке размещены цифры или геометрические фигуры. Отдельно дается шифр.
«Сейчас мы вместе прочитаем рассказ. Я начну читать и, если я остановлюсь, смотрите на первый значок вашей полоски, затем – на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа».
Взрослый медленно читает рассказ, время от времени останавливаясь. Дети называют слова, соответствующие цифрам или геометрическим фигурам.
Ассоциации» ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!
Родина Сквер Геометрия Фальсификация Удар Ошибка Камин Контроль Ножницы Любовь Беда Свидание Сказка Необычность Костер Записка Губы Проблема Родители Кризис
ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.
ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием — ассоциации — установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.
Запомни фразы» Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут. 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе 4. Миндальное печенье в коробке 5. Молния в темноте 6. Пятно на вашей любимой одежде 7. Бриллиант, сверкающий на солнце 8. Крик ужаса в ночи 9. Радость материнства 10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
Профконсультация»
Целью игры "профконсультация" является специально организованная помощь школьников друг другу при выборе профессии под наблюдением и контролем психолога. Игра имеет разные варианты, которые имеют отдельные описания. В некоторых вариантах игра включает в себя игровые ситуации, которые могут выступить как самостоятельные игры. I. ИГРА "ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ" (основной вариант) Цель данного варианта игры - познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также научить школьников оказывать некоторую профориентационную помощь своим товарищам. Условия проведения игры. Игра рассчитана на учащихся 7-10 классов. В игре участвует группа школьников /3-4 человека/. Для игры необходимо отдельное помещение. Время на первое проигрывание - 30-50 минут, на последующие - от 15 до 40 минут. Общее время игры не должно превышать 1,5-2 часов. Процедура проведения игры. Подготовительный этап. Ведущий кратко знакомит учащихся с основными элементами личного профессионального плана (в более простых вариантах - с "тремя китами" выбора профессии: "хочу", "могу", "надо"). На подготовительном этапе важно удобно рассадить участников игры за общим столом. Сам отбор в игровую группу осуществляется только на добровольных началах. 1 этап. Ведущий знакомит участников с условиями. Инструкция: "Большое значение имеет правильный выбор профессии и построение профессиональной карьеры. В этом могут Вам помочь специалисты службы профориентации. К специалистам-профконсультантам приходят школьники с родителями, чтобы посоветоваться о выборе профессии. Цель нашего занятия - научиться правильно оказывать помощь товарищам в выборе профессии и тем самым научиться лучше решать и свои собственные проблемы. Давайте распределим роли: "профконсультанта" (лучше двух), "учащегося" и его "родителей". Профконсультанты и родители должны держаться серьезно, как взрослые, а учащийся пусть будет самим собой. Вам предстоит разыграть сценку, в которой профконсультант оказывает помощь школьнику и его родителям. Старайтесь, чтобы в игре каждый сказал свое слово. Если нет вопросов, можете начинать игру. Я постараюсь не вмешиваться (при этом ведущий немного отсаживается от играющих)". 2 этап. Школьники самостоятельно ведут игру, а ведущий сидит в стороне и наблюдает за их действиями. При организации своего вмешательства в игру, ведущий должен иметь в виду следующие моменты: а). На первых порах учащиеся, как правило, осваивают непривычные для них роли и серьезные вопросы почти не обсуждают. Ведущий не должен им мешать. б). При попытках "с ходу" решить возникшие проблемы школьники могут обнаружить свою неготовность к решению. Ведущий также не должен сразу давать подсказку, а предложить учащимся подумать. При этом после бурного начала игры, может возникнуть молчаливая пауза. Нередко школьники после такого обдумывания сами дают готовые решения, высказывают интересные предложения. в). Если конструктивных предложений у учащихся нет и возникает опасность прекращения игры, ведущий может в очень кратком виде дать игрокам подсказку (четче сформулировать профориентационную проблему, уточнить интересы, возможности "учащегося", его представления о будущей работе, о путях приобретения профессии и т.д.) г). Ведущий должен вмешиваться в следующих случаях: - игровой конфликт перерастает в межличностный; - кто-либо из участников (особенно " профконсультант") уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие игроки с ним соглашаются; - игроки сами просят ведущего дать им чисто информационную справку (какой конкурс в то или иное учебное заведение; требуется ли обсуждаемая профессия на рынке труда и т.д.); - игроки увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса; - одни игроки ведут себя слишком активно, а другим не удается вставить даже слово; - игроки начинают явно дурачиться. Все вмешательства должны быть минимальными. д). Кроме непосредственного вмешательства ведущий может подбадривать некоторых участников с помощью одобрительных взглядов, жестов. е). Не следует ожидать от "профконсультантов" идеального консультирования и обязательного решения всех проблем, т.к. в игре важно лишь осознать проблему и наметить самые общие пути ее решения. 3 этап. Обсуждение игры (проигрывание). При обсуждении ведущий может спросить у "учащегося" и его "родителей": - "Заслуживают ли профконсультанты вашей благодарности?" или - "Помогла ли вам консультация и в чем именно?". После этого ведущий сам может назвать некоторые ошибки профконсультантов, а также ошибочные высказывания учащихся и родителей и рассказать (или показать) как можно было бы действовать правильно. При этом важно опираться на общую схему построения личного профессионального плана. 4 этап. После обсуждения школьники меняются ролями и организуется следующее проигрывание. Обычно следующие проигрывания проходят более динамично, с меньшим количеством ошибок.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|