|
Проблемы межкультурной коммуникации ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Межкультурное общение представляет собой процесс коммуни- кативного взаимодействия между индивидами, являющимися носителями разных культур и имеющими свой собственный языковой код, конвен- ции поведения, ценностные установки, обычаи и традиции. Минимальной единицей коммуникации вообще и межкультурной коммуникации в частно- сти является дискурсивное событие, которое представляет собой совокуп- ность коммуникативно-значимых прагматически когерентных речевых и неречевых действий участников общения, направленных на достижение общей коммуникативной цели. Каждый речевой акт дискурсивного события, преследуя частные коммуникативные цели, выступает как стра- тегическое средство, используемое для решения общей коммуникатив- ной задачи. Все составляющие дискурсивное событие речевые акты и дру- гие коммуникативные действия связаны единой целью и общими усло- виями реализации: только с учетом этого они приобретают смысл в дис- курсе как при его порождении, так и при интерпретации. Коммуникативно значимое поведение индивида обусловлено его принадлежностью к определенной социокультурной и языковой общ- ности. В процессе коммуникативной деятельности каждый ее участник, реализуя свою языковую личность, выступает одновременно и как ин- дивид, и как член тех или иных социальных групп, и как представитель определенного национально-культурного сообщества, так как в его соз- нании содержатся и индивидуальные, и социально-групповые, и нацио- нальные, и универсальные знания, и каждый из этих видов знания играет свою роль в коммуникативной деятельности человека. Коммуникативно релевантные знания, составляющие часть ком- муникативной компетенции индивида и обеспечивающие адекватность его речевой деятельности, разнородны по характеру и включают, помимо соб- ственно языковых знаний, общие и конкретные знания о ситуации обще- ния, знание социальных конвенций, принципов речевого общения, зна- ние различных типов и форматов дискурса и условий их функциониро- вания, знание об адресате и т.д. Осознанно или неосознанно коммуни- канты реализуют свои дискурсивные стратегии исходя из этих знаний и при порождении, и при восприятии речи. Несмотря на наличие обширных индивидуальных знаний, как ре- зультат личного опыта, в своем речевом поведении участники общения опираются, во-первых, на те знания и представления, которыми обла- дают все члены одного с ними языкового сообщества, и, во-вторых, на знания, составляющие общий когнитивный фонд участников данной интеракции. Для того чтобы нормально общаться в любом обществе, человек должен представлять, что, когда, кому и как он может или должен сказать - информация такого рода является коммуникативно значимой независимо от социокультурной специфики коммуникации. Связанные с данными аспектами дискурсивной деятельности знания, при всей их культурной вариативности, обязательно включаются в состав когни- тивной модели любого дискурсивного события. В процессе дискурсив- ной деятельности задействованы все знания о мире, но для описания этой деятельности особенно важны следующие их виды. Контекстные знания - внеязыковые знания, полученные в результате когнитивной обработки социального и индивидуального опыта ком- муникантов и являющиеся частью их общефоновых знаний о мире. Они служат для определения типа конкретной коммуникативной ситуации и активизируют блок интеракциональных знаний, вовлекаемых в теку- щую дискурсивную деятельность. Интеракциональные знания - знания, которые отражают предше- ствующий дискурсивный опыт участников общения и являются ре- зультатом обобщения разнообразных прецедентных феноменов, связан- ных с конкретным дискурсивным событием, определяя, "что" и "когда" следует делать в рамках конкретного дискурсивного взаимодействия, обусловливая тем самым реализацию стандартного коммуникативного поведения в дискурсе. Языковые знания - знания, которые составляют базу кодовых знаний коммуникантов, определяя то, каким образом, то есть с помощью каких средств ("как"), они должны или могут оформлять свое коммуникативное намерение в определенной ситуации общения. Эти знания включают знание фонетики, лексики и грамматики языка общения; знание прин- ципов успешного речевого общения; знание конвенциональных языко- вых способов реализации речевых актов текущего дискурсивного собы- тия. Наличие языковых знаний является необходимым, но недостаточ- ным условием успешного дискурсивного взаимодействия. Для полноценного и адекватного общения участникам коммуника- ции необходимо владение всеми перечисленными видами знаний, со- ставляющими основу их коммуникативной компетенции. Эти знания, существующие в форме различного рода пресуппозиций, входят, в об- щий фонд знаний участников общения. На их базе коммуниканты строят свой дискурс и избирают речевые стратегии в каждом конкрет- ном случае. Естественными барьерами для бесконфликтного межкультурного взаимодействия являются различные по природе и по характеру фак- торы, препятствующие достижению взаимопонимания в межкультур- ной коммуникации: беспокойство и волнение, языковые различия, эт- ноцентризм, стереотипы, различия в интерпретации невербального поведения, подсознательное ожидание сходства, а не различия между культурами и др.
Культурные ценности и нормы ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология. Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи). Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек. Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете. Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект. Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности. В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные. На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему. В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы. Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм. Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм. Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – обычаи, традиции. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Нормативная «недостаточность» может привести к негативным явлениям – росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная «избыточность». Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка. Культурные нормы нередко представляют собой процедурные правила, способы, программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата производственно—технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности). Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые. К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах – на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др. Групповые нормы могут быть как образцами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы – правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида – нормы поведения в клубе, фирме и др.). Ролевые нормы определяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.). Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение. Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление. Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|