Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.





Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

  • Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
  • Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

  • Основнаяфункция - человекотворческая (гуманистическая).

· Главнаяфункция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функцияпередачи социального опыта:каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативнаяфункция.

  • Информационнаяфункция
  • Знаково-символическая (семиотическая)функция

· Ценностнаяфункция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.



· Специализирующаяфункция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующаяфункция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративнаяфункции

 

 

12. Ценностно-нормативная основа культуры: понятие, функции, условия воспроизводства в системе культурной динамики.

Ценностно–нормативное ядро культуры выполняет важнейшие социально–культурные функции. Образующие его ценностиотражают глубинные и устойчивые черты культуры, определяют всю совокупность творческого самовыражения, концентрируют духовные устремления и идеалы народа, который является коллективным субъектом культуры (соборной «культуро–личностью», как писали евразийцы). Его содержание определяет тип культуры, который образуется как синтез мировоззренческих ориентаций при доминировании одной из них.

Ценностно–нормативная модель культуры является результатом взаимодействия различных факторов – исторических, геополитических, психологических, природных, которые трудно поддаются анализу с позиции их причинно–следственных связей.

Культурная, духовная идентичность обнаруживается прежде всего в сознании людей, но она является отражением более глубинных основ национально–культурного бытия, трудно уловимых на уровне анализа фактов. Именно тексты являются формой самосознания, самопознания и самовыражения сути культуры и человека каждой исторической эпохи.

Тексты не просто отражают, но и творят культурную реальность, что связано с особой значимостью Слова. Осуществляя функцию самопознания национальной специфики, самосознание одновременно является существенной составной частью культуры

Источник: статьи Маркова


14 вопрос Понятие, сущность и функции гуманитарной культуры

Лихачев:Под «гуманитарной культурой» понимается, следовательно, тот массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенциально, то есть направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения. Исторические судьбы гуманитарной культуры определяются изменением господствующих ориентаций культуры. Могут быть выделены три основные эпохи (при наличии переходных форм между ними): теоцентризм, натуроцентризм и антропоцентризм.

Значение гуманитарной культуры состоит в том, что она всеми доступными ей средствами — теоретическими, практически-педагогическими и художественными — утверждает и формирует в сознании общества идею высшей ценности Человека, понимаемого в диалектически противоречивом единстве индивидуального и общечеловеческого. В единстве, реализующемся в общении, в диалогических связях «Я» и «Ты» как свободных и потому уникальных, но и необходимых друг другу личностей. Именно в этом состоит историческая миссия гуманитаризма как системного свойства антро­поцентристского типа культуры. То есть такого, которое соотносит с интересами свободного развития целостного Человека все содержание культуры — и его взаимоотношения с природой, и формы организации общественной жизни, и отношения людей друг к другу. Особое место в гуманитарной культуре занимает искусство в многообразии способов художественного освоения человеком мира. Место это определяется тем, что искусство является единственным инструментом культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникального — природно-социально-культурного — существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Потому искусство гуманитарно по своей природе, ибо непосредственно участвует в процессе «очеловечивания человека» — и в филогенезе, и в онтогенезе.

Ф-ции

Индивидуализирующая функция гуманитарной культуры проявляется в ее способности обеспечить человеку понимание собственной уникальности и неповторимости, обрести свое призвание.

Социально-консолидирующая функция гуманитарной культуры определяется самой сущностью гуманитарного творчества, которое социально, диалогично по своей природе. Именно пласт гуманитарной культуры, представляя собой концентрированную форму самосознания общества, содержит в себе ценностно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности — духовного пространства, базовые ценности которого являются своеобразными «линиями притяжения», преобразующими эмпирическое многообразие национальной культуры в единую системную целостность.

15Вопрос Массовая культура как объект культурологии: специфика, функции, тенденции развития.

 

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предпола­гается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Тенденция развития: 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христиан­ской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упро­щенные варианты Священных книг (например, «Библия для ни­щих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в евро­пейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детек­тивного, авантюрного романа, значительно расширившего аудито­рию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, при­водят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называе­мых рискованных профессий: следователей, военных, воров, про­ституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестя­щим, простым и ясным языком.И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стаднос­ти, унифицированности, шаблонности. понятие «массовая культура» характеризует особенности произ­водства культурных ценностей в современном индустриальном об­ществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Соц-ые функции масс.культуры.

Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека ин­дустриального и постиндустриального общества, сколько стиму­лирование потребительского сознания у реципиента(т. е. у зрите­ля, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у че­ловека. Все это и создает личность, которая достаточно легко под­дается манипулированию. Другими словами, происходит манипу­лирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и ин­стинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

Массовая культура в художественном творчестве выполня­ет специфические социальные функции. Среди них главной явля­ется иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс.Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и мо­ральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п

первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

  • кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
  • мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
  • арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

16. Субкультура как подсистема культуры: понятие, виды, функции.

 

1. Субкультура- это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на: национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

2. Виды субкультур:

- Гламур

- Готы

- Металисты

- Панки

- Растаманы

- Рокеры

- Рэперы

- Скинхэды

- Треш

- Фрики

- Хиппи

- Эмо

3. Функции субкультур:

1) Социализация. Субкультуры необходимы для социализации личности — это самая главная роль субкультуры в нашем обществе.

2) Восстановление сил, снятие напряжения.

3) Компенсация. Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе.

4) Стимулирование творчества (развитие различных способностей.)

 

17. Культура и цивилизация: сущность понятий и содержание феноменов. Соотношение культуры и цивилизации в современной культурологической мысли.

 

1. Культура и цивилизация: сущность понятий и содержание феноменов.

В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин “культура” переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие “цивилизация” появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

2. Соотношение культуры и цивилизации в современной культурологической мысли:

Культура играет не просто особую, но и возрастающую роль в перспективе глобальной цивилизации. Одна из позиций, вполне распространённых, исходит из утверждения о том, что общество и сегодня, и в будущем будет представлять совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций и культур, лишённых общей траектории. В этом понимании цивилизация есть специфическая история народов, имеющая культурно – замкнутый индивидуальный характер.

 

20.Концепции культуры в системе современного культурологического знания: культура как деятельность (Ильенков, Маркарян, Каган).

Философия не изучает культуру в ее многообразных проявлениях, а обосновывает саму возможность ее существования в мире (следовательно, возможность ее познания). В таком качестве она и есть философия культуры.

Граница между культурфилософией и культурологией не всегда отчетливо формулируется, но она очевидна при сопоставлении, например, трудов немецких культурфилософов и американских культурных антропологов. Последние противопоставили философскому воззрению на культуру ее научное изучение, базирующееся на сборе и анализе эмпирических данных, получаемых в ходе «полевых исследований» и наблюдений над жизнью примитивных народов.

Философия культуры — не просто сумма высказываний о культуре отдельных философов, но часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла. Что это за часть и как она связана с системой в целом?

На этот счет мнения расходятся. Согласно одному из них, о чем бы ни говорил философ — о мире, природе, обществе, человеке, — он говорит о культуре. Природа философской рефлексии такова, что любой ее объект раскрывается как феномен культуры.

По другому мнению, философия культуры — одна из дисциплин в «энциклопедии философских наук». философия культуры — самая молодая среди философских дисциплин, и что она не может, подобно им, оглядываться ни на какую гарантированную традицию, ни на какое многовековое развитие».

21.Концепции культуры в системе современного культурологического знания: культура как идея (В.Межуев).

полагают, что цивилизация есть “воплощение общего мировоззрения”. Это значит, что каждая культурная суперсистема основывается на самобытной системе сверхлокальных ценностей (прасимволе, первичном принципе, символических формах), которая и накладывает отпечаток на все сферы жизни общества, создавая общий стиль. Таким образом, здесь на первый план выходят духовные компоненты.

Н.Я.Данилевский. В своей главной работе “Россия и Европа” (1869 г.) он обосновал идею, что западный, или германо-романский, культурно-исторический тип – один из многих в истории. Кроме него существовали такие типы культуры как египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский. Народы, создавшие эти цивилизации, Данилевский называет позитивными действующими лицами истории. Он выделяет также народы, которые являлись негативными творцами истории (гунны, монголы, тюрки). Сами они не создавали культурно-исторических типов, но способствовали крушению разлагавшихся культур. Третью группу народов, согласно Данилевскому, составляют племена, у которых творческий дух задержался на ранней стадии, и они стали “этнографическим материалом”, который творческие общества использовали для построения собственных цивилизаций.

О. Шпенглер (1880-1936), разделял основные идеи Данилевского. В книге “Закат Европы” (1918 г.) он, подобно Данилевскому, высказал идею, что в истории нет единого линейного культурного процесса, а есть ряд уникальных равноценных “высших” культур, которые вырастают из недр “определенного ландшафта, к которому они привязаны”. Шпенглер называл 8 культурных типов: египетский, вавилонский, индийский, китайский, греко-римский, арабский, мексиканский, западный (возникает в 10 в.). Каждая культурная суперсистема имеет свою неповторимую “душу”, “первичный символ”, т.е. ведущую характеристику или доминантную тему.

Шпенглер, как и Данилевский, рассматривал культуру как организм, выделяя стадии ее развития: детство, юность, зрелость, старость. Реализовав всю сумму своих возможностей, культура умирает. Этот последний этап существования культуры Шпенглер и называл цивилизацией.

А.Тойнби (1889-1975) одним из первых вводит в широкий научный оборот термин “цивилизация” вместо идентичного понятия “культурно-исторический тип”. В работе “Постижение истории” ученый анализирует процессы зарождения, роста и упадка цивилизаций. Их возникновение связано с присутствием в обществе творческого меньшинства, зависит от окружающих условий, которые должны быть не слишком благоприятными, но и не слишком неблагоприятными. Механизм рождения и развития цивилизации связан с вызовом обществу, который постоянно бросает ему природное и социальное окружение (суровый климат, частые землятресения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Рост цивилизации есть процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения общества, возвышение его системы ценностей и усложнение технологий. Рост цивилизации не сопровождается географической и экономической экспансией, техническим прогрессом, для него не свойственны внутренние социальные конфликты.

 

23 Древние цивилизации как духовная основа современной культуры. Вклад древних цивилизаций в развитие мировой культуры

-В дрквней культуре был провозглашен принцип свободы нравственного выбора.

Свобода у христиан – свобода выбора

(неосознаваемая свобода – счастье(это сам Марков сказал))

-В древней цивилизации была нравственная направленность духовного опыта

Сократ – нет истины, есть коллективная договоренность.

-Осевое время открывает всечеловеческое единство как великую идею (закладываются идеи духовной идентичности)

-Культурный код человечества – культурный архитип

Инкультурация – погружение в мир неосознаваемой культуры

Человек несет Ответственность за механизмы инкультурации и социализации их изменение и развитие.

Психокультурные универсалии человеческой цивилизации (Юнг)

Отрицательный опыт древней цивилизации:

Особенности мышления и деструктивная практика языческих верований

1)мифологичность и архитипичность мышления и действий. Признаки:

- языком культуры был миф и ритуал

- нет представления о времени

- отсутствуют причинно следственные связи

-доминирование афиктивной сферы жизни (хз что это такое)

2) антигуманность

3)распущенность (должны быть причины но у меня их нет)

4) диктатура безличного восприятия

5) психология (рабская) неравенства и несправедливости

 

Этапы развития мировой культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского:

1. Антропоцентричный характер европейской культуры.

Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Древнегреческий

философ Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Христианская традиция усиливала анторопоцентрический характер европейской культуры

Нового времени. Свобода личности становится исходным символом и

основной ценностью западной культуры.

2. Инновационный («нововведение») характер европейской буржуазной

культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, высокий уровень риска, а стало быть, творчества и предприимчивости.

Данная черта способствовала формированию в Новое время цивилизации

техногенного типа. Ее характерная особенность – это быстрое изменение техники и технологии, систематическое применение на производстве научных знаний, умножение знаний и изобретение нового.

 

3. Полицентризм власти, характерный для европейского типа культуры,

заключается в рассредоточении власти в обществе.

разделение властей на политическую и духовную, государства и церкви. В

борьбе политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть – сферу человеческой нравственности, благодаря чему человек приобрел свободу личности, нравственный идеал, суверенитет выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры.

 

4. Европеизм – это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни.

Например: НАТО, ООН, Международный Красный крест, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), «Грин – пис», Олимпийские игры, европейская денежная система и т.д.

 

5. Христианские корни европейской культуры. В основании культуры

западного типа лежит христианство – одна из мировых религий. Основные идеи христианства – религии Иисуса Христа: искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм.

Основанная Библией христианская картина мира лежит в основе христианского вероучения. Идея спасения – одна из главных тем христианской гуманистической литературы.

Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху» (папская власть) она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры.

Христианская вера объединяла Европу «снизу»: формировала своего рода «общеевропейское сознание», понемногу вытесняла разнородные мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры.

Принципиальные отличия двух обозначенных парадигм можно проследить по следующим основным позициям: (см. таблицу 1).

Итак, западный тип культуры – явление сложное и неоднозначное. Он

ориентирован на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западного типа характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно – экономических и политических структур.

Таблица 1

 

Западный тип Восточный тип Восточный тип

1.Антропоцентризм 1.Теоцентризм

2. Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека 2.Истина-само бытие, а почему не зависит от ума и воли человека.

3. Познаваемость мира безгранична 3.Есть нечто принципиально не познаваемое.

4.Ориентация на изменение окружающего мира 4.Ориентация на изменение собственной природы

5.Экстравертность 5.Интравертность

6.Понятие свободы 6.Понятие долга

7.Индивидуализм

Демократия 7. Коллективизм.

 

24) Древние цивилизации как духовная основа современной культуры. Этический идеал древних культур.

 

С высот современного цивилизованного развития, в аспекте ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость прежде всего в своих достижениях, послуживших своего рода субстанцией (первоосновой) современного научно-технического мира. Народы, первыми в истории создавшие культуру, заслуживают и интереса, и уважения со стороны потомков. Цивилизация Древнего мира отмечена не только мифологическими и религиозными представлениями и верованиями, но и философскими воззрениями. Древнеиндийская цивилизация оставила мировой философии свои Веды (свод поучений, гимнов, наблюдений над природой, представлений о мироздании), учения (буддизм, индуизм, джайнизм и т. д.). Буддизм выдвинул в качестве основного вопрос о жизненном пути человека и избавлении его от страданий, а источником страданий являются страсти: жажда наслаждений, власти, обладания. Проповеди Будды обосновывают пути достижения нирваны, т.е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства. В границах системного социокультурного кризиса дух гениальных личностей посредством философии и (или) религии творит духовно-нравственные ориентиры новой нормативной культуры, соответствующей формирующимся условиям бытия. Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан -Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо — разрушающая. Культурные народы, по его мнению, "испорченные", морально "развращенные" по сравнению с "чистыми" первобытными народами.

Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали "созидательный", прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура — это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному и т.д.

25) Особенности мышления и деструктивные практики языческих культур древности.

 

Особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому мифологическое мировоззрение в начале относилось к этим предметам. Это проявлялось в виде поклонения по отношению различных неодушевленных и одушевленных предметов, а такая вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта получил название фетишизма. И такими фетишами для древних славянских народов могли быть и добычливые орудия охоты /какой-нибудь лук/, и деревья, плоды которых утоляли голод, и кремень, с помощью которого можно было добывать огонь, и т.д.Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. Но с усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила – своеобразный двойник данного объекта. Главным религиозным языческим обрядом было жертвоприношение. Жертвы у славян делились на бескровные и кровавые. Бескровные жертвы приносились демонам, «родителям», берегиням. Так, жертвой домовому являлся сметаемый в угол сор (ритуальное значение этой жертвы закрепилось во фразеологизме «выносить сор из избы» как оберег к сохранению мира, лада в доме), спрятанные в щели дома остриженные волосы и ногти. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду. Дворовому, скотнику, овиннику и кутному богу, которые обитали в хлеву и заботились о скоте, запасах зерна и сена, оставляли в углу хлева немного хлеба и творога. Лешему на перекрестке дорог оставляли яйцо, чтобы он вернул заблудившуюся корову. В снопе оставляли так называемую «велесову бороду», чтобы урожай был хорошим.

 

Кровавые жертвы приносились Перуну, Святовиту, Триглаву, Яриле и другим богам. Жертвами могли быть как животные или птицы, так и люди. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в.), описывая похороны знатного руса, рассказывает и о жертвах, приносимых во время похорон: куры, собаки, коровы, кони, девушка-наложница. В «Повести временных лет» под 983 г. рассказывается о принесении в жертву Перуну юноши-христианина, на которого пал жребий. Однако человеческие жертвы славянами приносились не очень часто. Более распространенными были жертвы домашних или диких животных, причем после жертвоприношения следовал пир, на котором принесенный богам дар съедался. Несъедобные части жертвенного животного (голова, кости, внутренности и прочее) после совершения над некоторыми из них гадания, если оно входило в обряд жертвоприношения, зарывали в землю, сжигали или топили в воде. В некоторых случаях их сохраняли как чудодейственный талисман. На этот обычай указывают соблюдаемые в некоторых местах обычаи зарывать кости пасхального барашка на ниве, чтобы предохранить посевы от града; или сберегать, а затем бросать их в огонь во время грозы, чтобы молния не ударила в избу и тому подобное.

 

30) Культура Древнего мира как этап развития европейской цивилизации: особенности, достижения.


Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима»- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
Как культуру так и обществочасто отождествляют с цивилизацией.понятие цивилизация было введено французскими просветителями.с конца 18 века цивилизацию считают практически синонимом древней культуры.цивилизация воплощает целостность Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима»- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей. Как культуру,так и общество часто отождествляют с цивилизацией.это понятие было введено французскими просветителями для обозначения общества, основанного на началах разума,справедливости и закона.затем термин цивилизация практически выступает как синоним слова культура:цивилизация воплощает целостность всех культур, их единство.

31)Культура Средних веков (V—XIV вв.): особенности, достижения.

 

Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.). Пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках. Идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.

32.Культура Возрождения (XIV-XVI в.в.): основные черты, достижения, утраты.

33.Культура Нового Времени (XVI—XIX вв.): особенности, достижения.

 

Рассматривая периодизацию истории Европейской культуры, стоит выделить этапы :

1.Культура античности(5 век нашей эры)

2.Культура Средних веков (культура восточного христианства, культура Западной Европы)

3.Культура Возрождения.

Особенности : имеет светский характер, превозносит культ человека(антропоцентризм), присуща радикальность.

Основу радикальности заложили:

- была открыта власть идеи( идея- нечто, противостоящее социуму)

-утверждалась необходимость следовать истине

-утверждение рациональности стало способом разрушения авторитета традиции.

Культура Нового времени.

Особенности: имеет разнородовой характер, внутренние модификации. Происходит в период реформации(16-18 вв.)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.