|
В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека,Скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» Схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта. Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность, именуемую личностью. . Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему Содержанию. Однако не следует их отождествлять. Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. Поэтому, например, эмигрант, приехавший в чужую страну, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы. Отсюда можно заключить, что социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – Приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Русские эмигранты первой волны во Франции до конца своих дней ощущали себя не французами, а русскими, несмотря на то, что многие из них стали благополучными бизнесменами,инженерами, учеными и т.д. Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через Прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть. Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в Общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации –личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент. Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по Разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами Человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже –остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости. Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном Направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Когда оба процесса идут в одном направлении, т.е. совпадают, то мы можем Увидеть, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Например, люди, воспитанные среди животных, вернувшись в человеческое общество, не способны адаптироваться в нем. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Дети, воспитанные в детских домах или люди, долгое время находившиеся в местах лишения свободы, оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. У них средние величины инкультурации и социализации. Считается, что наивысшим потенциалом обладает интеллигенция. Это – элитарная часть общества, т.е. люди, которыеявляются социально активными и культурно состоявшимися. Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: Основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры. 44. Антропологические модели и способы их презентации в современной культуре. Индивидуализм собственника Научная революция Современное общество основано на концепции человека-атома (индивид - от лат. «неделимый», т.е. по-гречески «атом»). Каждый человек является неделимой частицей человечества, т.е. разрываются все человеческие связи, в которые раньше он был включен (Модель Ньютона). Каждый свободный индивид имеет эту частную собственность – собственное тело, и в этом смысле все индивиды равны. Раньше его тело принадлежало частично семье, общине, народу. Теперь он может уступать его по контракту другому, как рабочую силу. Так возник миф, о человеке экономическом. . 45.Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|