|
Типология культуры П. Сорокина. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Типология культуры П. Сорокина. Близка по критериально-методологической основе типологии Ф. Ницше типология культуры американского социолога русского происхождения — П. Сорокина. Отметим, правда, что в отличие от Ницше П.Сорокин исходил из более широкого понимания культуры, включающего в себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферыжизнедеятельности. Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П.Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный. Идеациональный — тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный — господство чувственности. Кроме того П.Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, "не чистых") типа культуры: а) смешанно-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; б) смешанный, негармоничный — эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество). Поскольку одной из важнейших исследовательских задач П. Сорокина была задача вскрыть социокультурную динамику, процесс изменения культуры, то он не только обозначает существование разных типов культуры, но и указывает на то, что оба "чистых", "полярных" типа культуры — идеациональный и чувственный — меняются волнообразно. Центральные темы культур, по его мнению, повторяются, но своеобразно в разных культурах. Своеобразие это П. Сорокин объясняет состоянием психики (сходство с концепцией Шпенглера) и религии. Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей. (интернет) Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана «на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности». Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском Средневековье V—XII вв. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями — сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой». Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых.
56) Русская идея как форма национально-культурного сознания. Проект будущего. Русская идея – это попытка ответить на вопросы: КТО? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? (требования и к культуре и к человеку) Первый употребил связку русской идеи Достоевский в 1861. Философское основание русской идеи – это форма самосознания, которая зафиксирована в текстах. Функции русской идеи: 1. Функция самосознания 2. Дает проект будущего (куда? Зачем?) 3. Русская идея – размышление, фундаментальный компонент общества Соловьев: русская идея это особая идея, которая открывается сознанию, и есть такая роковая необходимость. Выполняется как закон жизни. Во времена Ельцина на телевидении открыли передачу, в которой принимали звонки со всех уголков России и слушали варианты Русской идеи. Идея святости (Достоевский); идея братства народов, единства (Бердяев); русское историческое разнообразие, любовь (Ильин). Модели Русской идеи. 1. Москва – третий Рим (15 век) Составляющие идеи: - осознание духовной миссии русской культуры – донести до нового поколения неизменной, поднимаемый вариант христианства; - государственность как форма сохранения самобытности целостности; - понимание национально-культурной уникальности духовной самобытности России; - ценности православия Адиоцентрический проект В.Иванова (см. книгу «Родное и Вселенское«)
2 Концепция Евразийства (20-е годы 20 века) Представители: трубецкой, Воровский, Савитский, Сувчинский, Гумилев, Моисеев. Составляющие идеи: - отказ от культурно-исторического европозицинтризма – посмотреть на мир не в Европейской схеме, а в равноценности всех культур (Европа не рациональная культура, она не центр культуры) - отрицание концепции универсализма культурного развития - понимание России как особо культурный верх единства, систематизирующего в себе элементы восточной и западной культур. Русская культура – новый и самостоятельный центр континента Евразия. - обоснование организаций связи с православием как Вселенской религии и одновременно ее обусловленность «пространством». - понимание науки как символической мысли когнетивного носителя духовных ценностей. 3. Мессианская идея России как всемирного лидера народов изгоев Россия может и должна стать народом жалости и неуспеха. Народы-изгои: весь арабский мир. Надо отказаться от геополитической борьбы за пространства. Переход в духовную жизнь. Успех проекта: симпатии Третьего мира к России. - Христос обращается к изгоям, и произошло чудо, переворот в мире -проект Маркса-Ленина: пролетарий – это отбросы и в 17 году они начали править страной. Ресурсы: духовные -духовная уникальность -духовный аскинизм -солидарность и сострадательность -ограниченность ресурсов природы Таблица сравнения западной и русской культуры в тетради, мы писали ее на лекции.
60)Проблемы культурного развития современной России. Духовная жизнь российского общества сегодня многосложна и противоречива. С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, православное богословие. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. С другой стороны, резко обострились негативные тенденции и процессы в духовной жизни общества. Как правило, распад общественного организма начинается в том его звене, которое не в состоянии оказать сопротивление воздействующей на него силе. Сегодня таким звеном оказалась духовная культура, защитные силы которой были существенно подорваны предшествующей эпохой. Кризис, поразивший экономическую и политическую жизнь страны, в наибольшей степени сказался на духовной культуре народа. Во-первых, усиливаются процессы размывания духовной самобытностироссийской культуры, возрастает опасность ее вестернизации. Активно внедряемые в сознание граждан ценности гедонизма, эгоистического благополучия и потребительства в контекстероссийской духовностистановятся факторами дезинтегративности и деструктивности, разрушая целостность и органичность как на индивидуальном, так и общенациональном уровне. Происходит утрата идеалов и смысла человеческой жизни, дискредитирована идея служения, ценность творческого труда как важнейшего условия процветания общества и способа самореализацииличности. Психология потребительства и выгоды, агрессивно утверждающая себя в обществе, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, примитивизирует смысл человеческого бытия, сводя его к машине потребления. Человек уже не является мерой всех вещей - вещи и деньги становятся основным критерием как человеческих отношений, так и самой жизни. Нарастающее в культуре многообразие превращается в фактор саморазрушения культурной целостности, в самодостаточность каждого элемента этого многообразия, в беспорядочную совокупность взаимоисключающих ценностей, состояний и ситуаций, не объединенных смысловым единством. О кризисе целостности свидетельствует отсутствие духовных лидеров нации, их невостребованность, непроявленность в сегодняшнем самосознании общества. Духовные референтыроссийского общества дореволюционной эпохи, начиная с времен становления Московской Руси, дискредитированы десятилетиями коммунистической пропаганды. Идеологические же символысоветского периода развенчаны и низвергнуты. Пустующую нишу пытаются занять правозащитники, националисты с экстремистской ориентацией, либеральные и радикальные демократы, курс которых бесперспективен в контекстетрадиционных российских ценностей. Во-вторых, культура утрачивает свои сущностные функции социальной регуляции, национальной консолидациии духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности. Ценности и нормы, составляющие духовное ядро национальной культуры, ее нравственную вертикаль, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. На этом фоне активно утверждает себя идеология беспринципности, нравственного произвола и вседозволенности. Снижение нравственных ценностей, инверсия духовных идеаловобщества почти всегда заканчивается национальной катастрофой. В частности, некритичное заимствование российской интеллигенцией второй половины ХIХ века ценностей рационализма и атеизма подготовило мировоззренческую базу нигилизма и обусловило появление в обществе особой категории людей - революционеров-социалистов, логика развития идеологии которых привела к февральской, а затем и октябрьской катастрофе. В Германии увлечение мифологией, мистикой, культами древних богов, теорией “сверхчеловека” и одновременно дискредитация ценностей христианства закончилась трагедией второй мировой войны. И это закономерно, ибо основной “атом” распада культуры - человек, личность, теряющая в атмосфере нормативно-ценностного вакуума свои нравственные устои и духовные идеалы. Культура, лишенная, по выражению И.А.Ильина, “сердца, совести и веры”, неизбежно будет лихорадить общество “спазмами” социальной напряженности, межэтническими конфликтами, создающими опасность сползания в гражданскую войну, взрывом преступности, нравственной деградацией семьи, расширением сферы криминального и девиантного поведения. В-третьих, на уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурсадуховного преображенияРоссии. Основной акцент в государственной культурной политикесделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Духовной, гуманитарной культуресегодня даже не отводится роль второстепенной отрасли, как это было при советской власти, когда культура поддерживалась государством по известному остаточному принципу финансирования, - сегодня она воспринимается политическойэлитой как обременительная и ненужная реальность. Об этом свидетельствует повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы финансирования отрасли. Формально заявленные федеральные программыпрактически не финансируются. Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3 - 4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии - в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70 % музейных фондов. Идет массовая коммерциализацияи перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии в обществе и государстве целостной системы условий и гарантий охраны и использования культурно-исторического наследия, профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни.
61) Культурологические проблемы развития современной цивилизации. Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии. Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения. Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А.Тойнби, О.Шпенглера, М.Вебера и др., а также обретением "прав гражданства" отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия. С другой стороны, постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|