Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эрмитаж, как сокровищница национальной и мировой культуры





Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Не всегда удачно сказывалась на состоянии произведений принятая в музее практика перевода картин с досок на холсты, требовавшая обнажения красочного слоя.



В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей – Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.
По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже. «В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы ХХ столетия, памятники древности и современности».
Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.
Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа. В настоящее время Зимний дворец у нас, прежде всего, ассоциируется с Эрмитажем. Он доминирует в ансамбле из пяти музейных зданий. «…парадный и величественный вид так соответствует масштабам и значению музея, что невольно кажется, будто дворец предназначался для размещения музейных коллекций».
Однако, Зимний дворец, возведенный в 1754-1762 гг. известным русским архитектором Б. Растрелли, до февраля 1917 года был резиденцией царя и лишь в 1920-1930-х годах был передан музею. А зданием, – основоположником Эрмитажа можно считать Малый Эрмитаж, выстроенный 1764-1755 годах по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом. Здание Малого Эрмитажа, как и все остальные здания этого музейного комплекса, само является уникальным явлением.
Великолепный подбор работ крупнейших живописцев выдвинул картинную галерею Эрмитажа уже в конце 18 века на одно из первых мест в Европе. В 1774 году на французском языке был отпечатан первый каталог Эрмитажа, и там значилось 2080 картин и полотен.
Приобретения XVIII века не исчерпывались живописью. В это же время начинает складываться уникальное собрание глиптики (ручных камней).
В 1770-1780-х годах одна за другой для Эрмитажа приобретаются великолепные коллекции французского дипломата барона Де Бретейля, французского герцога Орлеанского и многие другие. В их состав входили геммы, как античные, так и нового времени.
В результате заказов и покупок в Эрмитаже сложилось уникальное собрание их работ, насчитывающее около двухсот резных камней – почти половину их творческого наследия.
В 1770-х годах в Эрмитаже начали появляться нумизматические, а в 1780- х годах – минералогические экспонаты.
Среди ценных материалов, собранных в Эрмитаже во второй половине XVIII века, были и книги. В 1779 году была куплена библиотека Вольтера, ставшая одной из самых знаменитых и недоступных достопримечательностей Эрмитажа. В 1785 году в Эрмитаж прибывает библиотека Дидро, купленная Екатериной II еще в 1765 году при жизни философа.
Помимо картин и книг, эстампы, монеты и медали, мебель, фарфор, серебро, табакерки, часы, минералы и многие другие высокохудожественные изделия заполняли залы Эрмитажа.
Быстрый рост коллекций требовал дальнейшего расширения выставочных помещений. В 1771-1787 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена возводится здание Большого Эрмитажа (которое позже стало называться Старым Эрмитажем). На втором и частично третьем этажах этого здания разместились коллекции. Сооружение отличается строгой простотой и монументальностью и представляет собой образец «безордерного» классического здания конца XVIII века.
Фасад Эрмитажного театра выдержан в духе строгого русского классицизма конца XVIII века.
С начала XIX века в Эрмитаж начинают систематически поступать картины русских живописцев, с 1825 года существует специальная экспозиция русского искусства. Впоследствии эти фонды были переданы в Русский музей, основанный в 1895 году.
В годы французской революции и в период последовавших за ней бурных международных событий и наполеоновских войн систематический рост коллекций Эрмитажа на некоторое время приостановился. После заключения Парижского мира вновь предпринимаются шаги к увеличению музейного собрания, однако в целом собирательство идет уже не в столь широком масштабе, как в предшествующем столетии.
Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Мы предлагаем познакомиться с этим замечательным музеем, исходя из перечня отделов и выставок.
Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок.
В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую.
Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит для себя те самые произведения и работы, которые являются для него наиболее значимыми. К ним относятся:
1. Часы "Павлин".

В Павильонном зале находится довольно любопытный экспонат — часы "Павлин". Часы созданы в Англии мастером Джемсом Коксом в XVIII веке, в период, когда особенно увлекались диковинными и необычными механизмами. В застекленной клетке расположены дуб и несколько фигурок птиц и белок. В центре этой группы находится павлин, который во время боя часов поворачивается, распуская пышный хвост, и двигает головой. „Оживают" и его соседи — сова вертит головой и хлопает глазами, петух, широко открывая клюв, кукарекает. Для того чтобы определить время, смотрят на гриб, расположенный около дерева. Внутри его шляпки вращались два диска (один над другим), а в прорези виднелись начертанные на них цифры — обозначение часов и минут. Часы были куплены в 1780 году Г. А. Потемкиным в подарок Екатерине.

2.Колыванская ваза.
Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого является знаменитая Колыванская ваза (в зале № 128). Созданная из красивого камня —ревневской яшмы,— она поражает своими размерами, красотой формы и совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех метров. При весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися „ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость. Ваза изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на Колыванскую фабрику. Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.
3. „Мадонна Литта" Леонардо да Винчи.

В картине „Мадонна Литта" Леонардо стремился воплотить черты идеально прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о судьбе своего сына. Великолепно переданы в картине объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи материальных форм. Картина проста и лаконична.
Сама композиция картины, лишенная движения, с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в целом.
4. „Даная" Тициана.

Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции.
В его картине все возвышенно, но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная, напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и счастье.
В Эрмитаже сосредоточены произведения различного происхождения. Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.
Горизонты современной истории искусства все более расширяются, европейское преобладание все более сдает свои позиции. Эрмитаж со своими богатствами сможет и должен сыграть в этом деле большую, активную роль. Перед ним открывается обширное поле деятельности, на котором выступают все преимущества нового понимания и истолкования искусства.
Повышает мировую значимость Эрмитажа и его просветительская работа. Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого. Занятия для детей, экскурсии для взрослых, группы для иностранцев, лекции, читаемые в лекториях музея, на предприятиях Санкт-Петербурга, в других городах и даже странах, помогают людям приобщиться к миру прекрасного.

 

Кремль

Московский Кремль - символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.

Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Расположен на высоком левом берегу Москва-реки - Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. В плане Кремль - неправильный треугольник площадью 27,5 га. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная - к Александровскому саду, восточная - к Красной площади.

Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору, Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в период 1830-40 годов храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца.

Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля, примыкая кВознесенскому монастырю. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501—03 годах древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами. В начале XX века в подклете Алексиевской церкви была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в 1905 году от рук террористов. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия. В 1929 году все постройки Чудова монастыря были снесены.

Стены и башни Кремля

Существующие стены и башни были построены в 1485-1516 годах. Общая протяжённость стен - 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. Снаружи стены гладкие, внутри оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения.

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные - квадратное. Самая высокая башня - Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.

Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.

В 1485-1516 годах Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башнитерритория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложена Тайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Для строительства стен и башень использовался крупные кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.

Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни.[10] Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.

В начале XVIII века Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1771-1773 годах для строительство Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псведоготические детали декора.

В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями. Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.