|
Педагогическое стимулирование развития одаренного дошкольникаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Педагогическое стимулирование развития одаренного дошкольника В дошкольной образовательной организации
Квалификационная работа студентки 4 курса очно-заочной (вечерней) формы обучения направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» Института педагогики и психологии Мартель Екатерины Евгеньевны Научный руководитель: к.п.н., доцент Грушецкая И.Н.
Кострома 2015
Введение Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Современная психолого-педагогическая наука не имеет однозначного определения понятия одаренности, что, безусловно, является объяснимым в силу того, что его терминологическая сущность зависит от методологических позиций, заложенных в основание разрабатываемой теории. Часто в психолого-педагогической литературе речь идет об особенностях развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных детей. Данные особенности развития одаренного ребенка говорят о необходимости специально организованной деятельности, позволяющей развивать его способности и учитывающей специфику развития, позволяя решать возрастные задачи и предупреждая осложнения в социальном развитии такого ребенка. В связи с этим данная проблема требует особого внимания со стороны педагогов, социальных педагогов, психологов и др. специалистов. Проблемами развития одаренности занимались такие ученые как П. Кляйн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, О.Д. Погребняк, Дж. Рензулли, П.А. Сорокин, Дж. Фельдхьюсен, К. Хеллер, В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич, Н.Б. Шумакова и др. Обеспечение выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных в различных областях знаний и творчества детей является сегодня приоритетным направлением в сфере образования. Первым учреждением, которое призвано выявлять и создавать условия для работы с одаренными детьми – это дошкольные образовательные учреждения. Изучению вопроса работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении посвящены работы А.И. Савенкова, О.Ю. Сурженко и др. Однако проблема педагогического стимулирования социального развития одаренного ребенка изучена на современном этапе недостаточно. Требуется поиск методов педагогического стимулирования развития одарённых дошкольников, предполагающего гибкую систему, обеспечивающую развитие способности принимать ответственные решения в значимых для коллектива ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели, проявления своей субъектности. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования. Проблема исследования: каковы методы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении? Исходя из этого, была определена цель квалификационной работы. Цель исследования: охарактеризовать методы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования: педагогическое стимулирование развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: методы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении. Задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию «одаренность». 2. Охарактеризовать особенности и трудности развития одаренных дошкольников. 3. Выявить сущность феномена «педагогическое стимулирование». 4. Охарактеризовать содержание работы с одаренными детьми в дошкольных учреждениях. При написании квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 40». Структура квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении нашей работы раскрывается актуальность рассматриваемой темы, определена цель квалификационной работы, ее задачи, определяется объект и предмет исследования, обозначена база и методы исследования. В первой главе «Теоретические основы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника» рассматриваются психолого-педагогические подходы к понятию «одаренность», выявляются особенности и трудности развития одаренных детей, а также определяются особенности развития одаренных дошкольников. Во второй главе «Эмпирические основы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении» рассматривается сущность феномена «педагогическое стимулирование»; содержание работы с одаренными дошкольниками в дошкольных учреждениях: методы работы с одаренными детьми в дошкольном учреждении; анализируются и описываются результаты изучения методов педагогического стимулирования развития с одаренными дошкольниками на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Кострома Детский сад № 40. В заключении подводятся итоги, обобщаются результаты теоретического и эмпирического исследования. Глава I. Теоретические основы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника Дошкольная образовательная организация как социальный Институт воспитания Первой ступень современной системы образования является дошкольная образовательная организация. Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. Ведущими функциями дошкольного учреждения как воспитательной организации являются: - культурно-образовательная (культурно-духовное развитие дошкольников, формирование грамотных, образованных, просвещеных детей, выработка системы знаний и взглядов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков получения знаний, трудовых и т.п.); - регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отношения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности); - коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля дошкольного общения); - организационно-управленческая; - социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами); - производственно-экономическая [40]. Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие: 1. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. 2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций. 3. Реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого. 4. Работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии. 5. Работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др. 6. Формирование социально принимаемого поведения детей. 7. Включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ. 8. Сложность перехода детей из ДОУ в школу. 9. Особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения. 10. Социокультурная роль ДОУ в микрорайоне. 11. Особенности социализации детей в ДОУ. 12. Особенности организации досуга дошкольников и др. [40]. С января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы). Основные принципы дошкольного образования: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5. Сотрудничество Организации с семьей; 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Стандарт определяет содержание Программы, которая должна обеспечивать развитие личности по следующим направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [6]. В рамках вышеперечисленных направлений на данном этапе теперь осуществляется социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми, так как дошкольное образовательное учреждение становится первой образовательной ступенькой в развитии ребенка. Данный период является очень важным и благоприятным для развития одаренности. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. При этом работу нужно выстраивать с учетом особенностей проявления одаренности у детей раннего и дошкольного возраста. Таким образом, первым учреждением, которое призвано выявлять и создавать условия для работы с одаренными детьми – это дошкольные образовательные учреждения. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция, ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия одарённого дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации одарённого ребенка. Глава II. Эмпирические основы педагогического стимулирования развития одарённого дошкольника в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации В последние десятилетия в России усилилось внимание работе с одаренными дошкольниками. Следует отметить, что на сегодняшний день, в нашей стране не получили распространения специализированные дошкольные учреждения для одаренных детей. И работу с одаренными дошкольниками можно свести к следующему алгоритму. 1. Выявление одаренных детей. Выявление одаренных дошкольников возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей – это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь – это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление интеллектуально одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» – методик, направленных на оценку общих интеллектуальных способностей детей, «креативных тестов» – методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» (тест Д. Векслера для дошкольников) и «креативных тестов» (диагностические методики «круги», «домик») часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка. Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами – психологами и социальными педагогами. 2. Разработка программ для одаренных детей. Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, соответствующих одаренности ребенка. Это могут быть программы, предназначенные для интеллектуально или художественно одаренных детей, а также для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одаренных детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приемам, например, овладению средствами невербального общения. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы ребенка, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям. В то же – время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер. Программы должны учитывать развитие эмоционально-личностной сферы детей и давать возможность «проживания», прочувствования предлагаемых детям содержаний, например, произведений художественной литературы. Иначе может произойти формальное усвоение знаний, что приведет к еще большей рассогласованности эмоционально-личностной и интеллектуальной сторон индивидуальности дошкольника. Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы подготовки были интересными и творческими. 3. Работа с одаренными детьми. Работу с одаренными детьми можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо». Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию. В деятельности с одаренными детьми педагоги, как показал анализ, чаше всего используют следующие формы работы: Кружок – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Здесь создаются условия для воспитания мотивации личности к познанию и творчеству за счет приоритета предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. Предоставляет максимальные возможности для выбора, реализации индивидуальной траектории образования ребенка, педагог в программе предусматривает разный уровень освоения детьми знаний. Как показывает анализ, в дошкольных образовательных учреждениях выстраивается комплексная система кружковой работы, которая старается охватить все сферы одаренности детей (кружки направленные на развитие интеллектуальных способностей, творческих, художественных, спортивных и т.д.) Конкурсная программа – это соревнования в каком-либо виде деятельности. В дошкольном образовательном учреждении это могут быть и интеллектуальные, и творческие, и спортивные творческие программы. При чем, конкурсные программы могут быть организованы как в самом дошкольном образовательном учреждении, так и на уровне города, области – куда могут быть делегированы одаренные дошкольники. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Наличие одаренных детей в большинстве дошкольных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности ребенка. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика и констатируют исследования, реализуются слабо. Во многом это связано с долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а также с отсутствием у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Во-вторых, это может связано со спецификой проявления одаренности у дошкольников, так как она может носить нестабильный, временный характер, а у части детей вообще не проявлять до начала младшего школьного возраста. В связи с этим особую роль в развитии одаренности у дошкольников отводится взаимодействию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей. Педагогический коллектив при работе и выявлении одаренности у дошкольников должен работать совместно, как «единый механизм». Это связано с тем, что признаки одаренности в этом возрасте еще не устойчивы и надо вовремя заметить их у ребенка, а во-вторых, надо определить к какой сфере у дошкольника есть склонность и создать условия для развития его способностей. Поэтому одной из характерных особенностей по работе одаренными дошкольниками является тесное взаимодействие между всем педагогических коллективом: воспитатели, музыкальные работники, инструктора по физической культуре, психологи, социальные педагоги. Каждый из сотрудников должен быть готов к работе с одаренным ребенком, уметь своевременно и грамотно выявить одаренность. Ввиду того, что в нашей стране не осуществляется подготовка педагогических кадров по работе с одаренными детьми, очень важно проводить обучение и подготовить педагогический персонал к взаимодействию и работе с одаренным ребенком. Это могут быть и курсы повышений квалификации, обучающие семинары в самом дошкольном образовательном учреждении, самообразование. Следует отметить и профессиональный портрет педагога, работающего с одаренными детьми. Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Педагог должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер [12]. Для дошкольного возраста главным значимыми взрослыми являются родители, поэтому важно выстраивать эффективное взаимодействие между одаренным дошкольником, педагогическим коллективом и родителями. Ключевым направлением в работе с родителями является информирование: информирование о способностях ребенка; об особенностях воспитания одаренного дошкольника; об учреждениях, которые дополнительно помогут ребенку развивать свои способности. Таким образом, в особенности развития одаренных детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях входит: 1. Учет возрастных особенностей проявления одаренности у дошкольников 2. Взаимодействие внутри педагогического коллектива при выявлении и развитии одаренных дошкольников 3. Роль включенности родителей в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как значимых взрослых для одаренного ребенка 4. Баланс между работой направленной на развитие выявленных способностей у одаренного дошкольника и гармоничным развитием всех остальных сфер ребенка. Опыт показывает, что начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного. Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность. Что стоит за подобным переходом к высшей ступени: быстрое, но полноценное проживание своего возраста или пропуск существенных этапов возрастного развития, который потом может проявиться в угасании рано обнаруженной одаренности? Ответив на эти вопросы, можно подойти и к решению проблемы образовательной работы с одаренными дошкольниками. В настоящее время существует значительное количество различных программ для одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Практически в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты [8]. При этом существует различное понимание способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития. Положение Л.С. Выготского об универсальности закономерностей развития для «нормальных» и «одаренных» детей дает основания полагать, что общие закономерности развития способностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской одаренности.. Для дошкольника блок развития способностей определяется, прежде всего, уровнем развития наглядных (знаковых и символических) форм опосредствования [8]. Таким образом, создание в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности. Заключение Происходящие в нашей стране и мире динамичные изменения социально-экономических отношений определяют потребность общества в высокообразованных, активных, творческих, креативно мыслящих людях, способных формулировать новые перспективные цели и нестандартно решать поставленные задачи. Обеспечение выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных в различных областях знаний и творчества детей является сегодня приоритетным направлением в сфере образования. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого подхода к пониманию сущности содержания феномена «одаренность» в теории, и отсутствие систематически выстроенной работы в практике. Под одаренностью мы будем понимать системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Первым учреждением, которое призвано выявлять и создавать условия для работы с одаренными детьми – это дошкольные образовательные учреждения. Следует отметить, что в дошкольном возрасте идет бурное развитие всех сфер ребенка, в связи с этим сложно говорить об одаренности, важно вовремя выявить и создать условия для развития способностей ребенка. Система дошкольных образовательных учреждений обладает своей особой спецификой, которая позволяет эффективно работать и создавать условия для развития способностей одаренных дошкольников. Специфика работы с одаренными детьми в дошкольных общеобразовательных учреждениях заключается: в учете возрастных особенностей проявления одаренности у дошкольников, во взаимодействии внутри педагогического коллектива при выявлении и развитии одаренных дошкольников, в роли включенности родителей в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как значимых взрослых для одаренного ребенка, в балансе между работой направленной на развитие выявленных способностей у одаренного дошкольника и гармоничному развитию всех остальных сфер ребенка. Анализ деятельности МБДОУ «Детский сад №40» позволил нам охарактеризовать методы педагогического стимулирования развития одаренных дошкольников. Библиографический список 1. Активизация учебно-позновательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 2004. 2. Асмолов А.Г. Психология личности: Смысл – М., 2011. 3. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87. 4. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова – М.,2008. 5. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка // Обруч. – 2005. – № 3. – С.8-15. 6. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.. 7. Винтер Е.И. Педагогическое стимулирование как фактор профессионально-творческой подготовки будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2004. 8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб., 2005. 9. ВяликоваГ.С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: автореф. дисс. … докт. пед. наук. 13.00.01. – Рязань, 2006. 10. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования. – 2011. – №. 1(15). – С. 16-24. 11. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: дисс.... д-ра пед. наук. – М., 2011. 12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2009. 13. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – № 2. – 2004. – С. 48. 14. Инякина И.В. Педагогическое стимулирование развития лидерского потенциала старшеклассника // Самореализация личности. Теория и практика: сборник научно-практических исследований. – 2009. – №5. – С. 111-118. 15. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: учеб. пособи. ― М., 2004. 16. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2007. 17. Матюшкин А.М. Одаренные и талантливые дети – М., 2008. 18. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко – М., 1997. 19. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие. – М., 2007. 20. Огнева Н.Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей // Одаренный ребенок – М., 2008. 21. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М., 2008. 22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. ― М., 2004. 23. Пряникова В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики: дисс.... д-ра пед. наук. – М.,2004. 24. Психология одаренных детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.,2006. 25. Поескова Г. И. Выявление одаренных детей и методы диагностики развития одаренных детей дошкольного возраста, применяемые в США // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь, 2013. 26. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2011. 27. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти, 2007. 28. Равкин 3.И. Стимулирование как педагогический процесс // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы / под ред. 3. И. Равкина. – Йошкар- Ола, 2005. 29. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. – М., 2000. 30. Савенков А. И. Психология детской одарённости. – М., 2010. [http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=236544] 31. Сидорина Н.А. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков во временном детском объединении // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2005. – № 10. – С. 60–61. 32. Социальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. А.В. Иванова. – М., 2010. 33. Сурженко О. Ю. Как работать с одарёнными детьми // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь, 2014. 34. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении. – М., 2010. 35. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д, 2008. 36. Сурженко О. Ю. Как работать с одарёнными детьми // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь, 2014. 37. Тоболкина И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» // Одарённый ребёнок. – 2008. – № 2. – С. 6-14. 38. Теплов В.М. Способности и одаренность. / Избранные труды: т.1. – М.,2005. 39. Фримен Дж. Одарённые дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. – 2004. - № 11. – С. 10-18. 40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 41. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. – М., 2007. 42. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детей к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. – 2011. – №5. – С. 69-78 43. Чурсина В.В. Одарённые дети в детском саду и в семье. – М., 2006. 44. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – №4. – Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|