Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность феномена «педагогическое стимулирование»





Представленные характеристики развития одаренных детей свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, одним из направлений которой может стать педагогическое стимулирование.

Семантика понятия «стимул» связана с глаголами «заинтересовывать», «активизировать», «давать стимул к чему-либо». Понятие «стимулирование» сегодня становится междисциплинарным, о чём говорит его наличие в различных специализированных словарях, и означает опосредованное воздействие на внутренние побуждения человека.

Исходные теоретические положения, условия и закономерности стимулирования исследовали И.З. Гликман, Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др. В теории воспитания стимулы определяются как побудители социальной активности, выполняющие функции нравственного развития личности, как методы и средства воспитания, стимулирующие развитие потребности личности в нравственном самовоспитании, что напрямую влияет на успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми как показателя его социального развития [28].

Педагогическое стимулирование – достаточно разработанное понятие. В.Г. Пряникова определяет педагогические стимулы как специфические воспитательные средства, потенциально способные осуществлять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития подростка [23].

Л.Ю. Гордин предполагал, что педагогические стимулы есть не что иное, как особые побудители деятельности и активности ученика, которые опосредствуют цели и средства их достижения, связывают их, образуя промежуточные сегменты системы [11].

А.И. Кочетов определяет педагогическое стимулирование как целенаправленный процесс управления саморазвитием личности; И.З. Гликман как целенаправленное побуждение к полезной деятельности в школе [5].

По мнению З.И. Равкина [28] педагогическое стимулирование определяется как процесс активизации личностных внутренних движущих сил человека с помощью внешних, обособленных средств побуждения, эффективность действия которых зависит от общественной и индивидуальной значимости стимулируемой деятельности. Без правильно выстроенной системы педагогического стимулирования нравственных отношений невозможно добиться и зафиксировать какие-либо положительные результаты в социальном развитии личности. Методы педагогического стимулирования оказывают влияние на сознание и чувства ребенка (поиск «резонансных зон»), отношение к людям, к самому себе, формируют устойчивые моральные взгляды и убеждения, побуждают к переосмыслению собственного опыта, дают возможность пережить нравственные отношения как значимые для себя.

Из анализа педагогической литературы мы выявили, что педагогические стимулы делятся на различные группы. Значительный вклад в систематизацию педагогических стимулов внесла Г.И. Щукина. Ею были выделены чётко обоснованные группы стимулов познавательного интереса учащихся, т.е. относящиеся в большей степени к учебному процессу.

- стимулы, основанные на содержании учебного материала (его новизна материала, историзм, трудность и легкость содержания, практическая значимость);

- стимулы, основанные на процессе деятельности (проблемность, различные виды самостоятельных работ);

- стимулы, основанные на отношениях между учителем и учеником (эмоциональное состояние, доверие к познавательным стремлениям учащихся, соревнование, поощрение и др.) [1].

Л.Ю. Гордин выделяет две группы педагогических стимулов. Первая группа: внешние педагогические стимулы – относятся к побудителям, которые содержат потенциальные возможности воздействия на деятельность и активность подростка.

Ко второй группе Л.Ю. Гордин относил побудители, образованные через деятельность и отношения подростка, проявляемые в совершаемых им поступках. Для нашего исследования это крайне полезная структурная модель стимулов.

Ю. К. Бабанский педагогическое стимулирование определял с точки зрения комплексного подхода. По его мнению, стимулирование и мотивация творческой активности подростков есть неотъемлемая часть целостного учебно-воспитательного процесса. Согласно Ю.К. Бабанскому, стимулирование познавательной деятельности подростков можно разделить на две группы:

1. Методы развития стремлений к новым знаниям у учащихся: подготовка к восприятию качественно нового учебного материала; преподнесение материала через игровые ситуации; стимулирование интересным содержанием; создание обстановки, способствующей творческому проявлению подростка;

2. Методы воспитания чувства справедливости и ответственности: требования к подросткам по вопросам дисциплины, успеваемости; соответствующий контроль [5].

Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно-развивающая среда детского сада. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно выделить следующие рекомендации по выявлению и развитию одаренных детей дошкольного возраста:

- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

- моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

- акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

- привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

- обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

- стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

- использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

- создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний [37].

Формы работы, стимулирующие проявление детской одаренности: конкурсы-выставки детского творчества разной тематики; выставки самостоятельных творческих работ детей; спортивные соревнования по разным видам спорта; поэтические и литературные гостиные; викторины; интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»); турниры по шахматам и спортивным играм; музыкальное шоу «Стань звездой», концерты.

В работе с родителями одаренных детей могут быть использованы следующие формы работы: анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей; родительское собрание «О талантливых детях, заботливым родителям»; совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка; памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации; совместные проекты исследовательской деятельности детей и др.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников.

1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогического стимулирования. В развитии одаренности огромное значение имеют вся система культурно- воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса. Для того чтобы одаренные дети развивали свои способности, были приняты окружающими, необходимо стимулирование как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.


Содержание работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

В последние десятилетия в России усилилось внимание работе с одаренными дошкольниками. Следует отметить, что на сегодняшний день, в нашей стране не получили распространения специализированные дошкольные учреждения для одаренных детей. И работу с одаренными дошкольниками можно свести к следующему алгоритму.

1. Выявление одаренных детей. Выявление одаренных дошкольников возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей – это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Еще один возможный путь – это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление интеллектуально одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» – методик, направленных на оценку общих интеллектуальных способностей детей, «креативных тестов» – методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» (тест Д. Векслера для дошкольников) и «креативных тестов» (диагностические методики «круги», «домик») часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами – психологами и социальными педагогами.

2. Разработка программ для одаренных детей.

Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, соответствующих одаренности ребенка. Это могут быть программы, предназначенные для интеллектуально или художественно одаренных детей, а также для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одаренных детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приемам, например, овладению средствами невербального общения. Программа должна учитывать такие факторы, как опыт, специальную подготовку, мировоззрение и интересы ребенка, то есть быть гибкой и отвечать индивидуальным и групповым потребностям.

В то же – время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер.

Программы должны учитывать развитие эмоционально-личностной сферы детей и давать возможность «проживания», прочувствования предлагаемых детям содержаний, например, произведений художественной литературы. Иначе может произойти формальное усвоение знаний, что приведет к еще большей рассогласованности эмоционально-личностной и интеллектуальной сторон индивидуальности дошкольника.

Хорошая программа должна уделять специальное внимание использованию разнообразных методов и приемов, чтобы программы подготовки были интересными и творческими.

3. Работа с одаренными детьми. Работу с одаренными детьми можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

В деятельности с одаренными детьми педагоги, как показал анализ, чаше всего используют следующие формы работы:

Кружок – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация.

Здесь создаются условия для воспитания мотивации личности к познанию и творчеству за счет приоритета предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. Предоставляет максимальные возможности для выбора, реализации индивидуальной траектории образования ребенка, педагог в программе предусматривает разный уровень освоения детьми знаний. Как показывает анализ, в дошкольных образовательных учреждениях выстраивается комплексная система кружковой работы, которая старается охватить все сферы одаренности детей (кружки направленные на развитие интеллектуальных способностей, творческих, художественных, спортивных и т.д.)

Конкурсная программа – это соревнования в каком-либо виде деятельности. В дошкольном образовательном учреждении это могут быть и интеллектуальные, и творческие, и спортивные творческие программы. При чем, конкурсные программы могут быть организованы как в самом дошкольном образовательном учреждении, так и на уровне города, области – куда могут быть делегированы одаренные дошкольники.

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Наличие одаренных детей в большинстве дошкольных учреждений требует организации соответствующей развивающей среды и осуществления целенаправленной социально-педагогической поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых, от чего зависит раскрытие способностей и развитие личности ребенка.

Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика и констатируют исследования, реализуются слабо. Во многом это связано с долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а также с отсутствием у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Во-вторых, это может связано со спецификой проявления одаренности у дошкольников, так как она может носить нестабильный, временный характер, а у части детей вообще не проявлять до начала младшего школьного возраста. В связи с этим особую роль в развитии одаренности у дошкольников отводится взаимодействию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Педагогический коллектив при работе и выявлении одаренности у дошкольников должен работать совместно, как «единый механизм». Это связано с тем, что признаки одаренности в этом возрасте еще не устойчивы и надо вовремя заметить их у ребенка, а во-вторых, надо определить к какой сфере у дошкольника есть склонность и создать условия для развития его способностей. Поэтому одной из характерных особенностей по работе одаренными дошкольниками является тесное взаимодействие между всем педагогических коллективом: воспитатели, музыкальные работники, инструктора по физической культуре, психологи, социальные педагоги. Каждый из сотрудников должен быть готов к работе с одаренным ребенком, уметь своевременно и грамотно выявить одаренность. Ввиду того, что в нашей стране не осуществляется подготовка педагогических кадров по работе с одаренными детьми, очень важно проводить обучение и подготовить педагогический персонал к взаимодействию и работе с одаренным ребенком. Это могут быть и курсы повышений квалификации, обучающие семинары в самом дошкольном образовательном учреждении, самообразование.

Следует отметить и профессиональный портрет педагога, работающего с одаренными детьми.

Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Педагог должен быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер [12].

Для дошкольного возраста главным значимыми взрослыми являются родители, поэтому важно выстраивать эффективное взаимодействие между одаренным дошкольником, педагогическим коллективом и родителями. Ключевым направлением в работе с родителями является информирование: информирование о способностях ребенка; об особенностях воспитания одаренного дошкольника; об учреждениях, которые дополнительно помогут ребенку развивать свои способности.

Таким образом, в особенности развития одаренных детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях входит:

1. Учет возрастных особенностей проявления одаренности у дошкольников

2. Взаимодействие внутри педагогического коллектива при выявлении и развитии одаренных дошкольников

3. Роль включенности родителей в воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как значимых взрослых для одаренного ребенка

4. Баланс между работой направленной на развитие выявленных способностей у одаренного дошкольника и гармоничным развитием всех остальных сфер ребенка.

Опыт показывает, что начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного. Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность. Что стоит за подобным переходом к высшей ступени: быстрое, но полноценное проживание своего возраста или пропуск существенных этапов возрастного развития, который потом может проявиться в угасании рано обнаруженной одаренности?

Ответив на эти вопросы, можно подойти и к решению проблемы образовательной работы с одаренными дошкольниками.

В настоящее время существует значительное количество различных программ для одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Практически в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты [8]. При этом существует различное понимание способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития.

Положение Л.С. Выготского об универсальности закономерностей развития для «нормальных» и «одаренных» детей дает основания полагать, что общие закономерности развития способностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской одаренности.. Для дошкольника блок развития способностей определяется, прежде всего, уровнем развития наглядных (знаковых и символических) форм опосредствования [8].

Таким образом, создание в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.