Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация звуков русского языка.





КОРРЕКЦИЯ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ

 

Классификация звуков русского языка.

Iпо наличию или отсутствию преграды в ротовой полости § Гласные § Согласные § а э и ы о у § все остальные
IIпо участию в образовании звуков мягкого нёба (по работе мягкого нёба) § Носовые § Ротовые § м м’ н н’ § все остальные
IIIпо работе голосовых связок 1голосовые складки раскрыты, воздушная струя проходит спокойно и голос не образуется 2 голосовые складки сомкнуты, воздушная струя проходя через них образует голос. § Звонкие (артикуляция + голос) § Глухие (артикуляция) § Гласные (голос) § Сонорные (голос + артикуляция) § в в’ з з’ ж д д’ г г’ § ф ф’ с с’ ш п п’ т т’ к к’ х х’ ц ч щ § а э и ы о у § м м’ н н’ л л’ р р’ й
IV по способу образования (как в форме чего преграда) Виды преград § Смычные (взрывные, мгновенные) § Щелевые (фрикативные, длительные) § Смычно-щелевые (смычка переходит в щель) Произносятся слитно, быстро, чтобы не было расщепления на два звука.  
  • Смычно-проходные
  • Дрожащие
§ п п’ б б’ т т’ д д’ к к’ г г’ § в в’ ф ф’ з з’ с с’ ш ж щ х х’ й § ц (т+с) ч (т+ш) § м м’ н н’ л л’ § р р’
Vпо месту образования (какие органы образуют преграду: губы, язык, подвижно)
  • Губно-губные
  • Губно-зубные
  • Переднеязычные (кончик языка)
  • Среднеязычные
  • Заднеязычные
§ п п’ б б’ м м’ § ф ф’ в в’ § т т’ д д’ н н’ л л’ р р’ с с’ з з’ ш ж ч щ § й § к к’ г г’ х х’
VIпо степени напряжения средней части языка (когда средняя часть языка напрягается, она поднимается к твёрдому нёбу – появляется артикуляция-парателизация)
  • Мягкие (средняя часть языка напряжена)
  • Твёрдые (средняя часть языка расслаблена)
§ й ч щ т’ д’ н’ б’ п’ в’ ф’ г’ к’ с’ з’ л’ м’ р’ х’ § ш ж ц т д н б п в ф г к с з л м р х

Классификация гласных звуков

ряд     подъём передний средний задний Гласные образуются в ротовой полости     благодаря изменению её конфигурации.     Преград для выхода воздушной струи нет,     но губы и язык меняют полость рта, а     нижняя челюсть меняет раствор рта, вот     почему один гласный отличается от другого,
верхний и ы  
средний э   о
нижний   а  

и, э – губы в улыбке, передняя часть языка поднимается.

 

 

о, у – губы выдвинуты вперёд, работает задняя часть языка.

 

 

а, ы – губы в нейтральном положении, работает средняя часть языка.

 

 

Свистящие

С С’ З З’ Ц
согласный согласный согласный согласный согласный
ротовой ротовой ротовой ротовой ротовой
глухой глухой звонкий звонкий глухой
щелевой щелевой щелевой щелевой смычно-щелевой
переднеязычный переднеязычный переднеязычный переднеязычный переднеязычный
твёрдый мягкий твёрдый мягкий твёрдый

 

 

1) Базовым является звук С, т.к. на базе его артикуляции образуются все звуки этой группы.

2) Если к артикуляции звука С добавить подъём средней части спинки языка, то получится звук С’.

3) Если к артикуляции звука С добавить голос, то получится звук З, а к звуку С’ – звук З’.

4) Если перед звуком С произносить звук Т (т.е. перед щелью добавить смычку) и в быстром темпе многократно слитно их повторять, то получится звук Ц.

5) Чтобы поставить базовый звук, надо найти опорные звуки, опираясь на артикуляцию которых можем получить звук С. Таким звуком будет И – положение органов артикуляционного аппарата; Ф – направленная интенсивная воздушная струя.

 

Способы постановки свистящих звуков.

С – по слуховому подражанию. Звук С сравнивают со свистом ветра, звук З сравнивают со звоном комара. По подражанию с использованием тактильных ощущений: узкая холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки. От звука Ф: улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношения С; во время произношения Ф оттягивать нижнюю губу вниз. От И, Т – подуть на язык, чтобы ветерок погулял по с.я., а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха.

 

 

С’ – после автоматизации [С] в словах, когда приступаем к автоматизации в предложении можно приступать к [C’].

[С’] ставим по подражанию. Длительно произносим [C], можно опустить углы рта вниз и произносим с гласным [И] = си, се, ся, сё, сю и приступаем к автоматизации.

 

 

З – у одних детей раньше ставим З, а потом С’, у других наоборот. [З] ставится от [С] путём озвончения (тыльная сторона руки к ребёнку на шею, другой – логопеду). Ребёнок при [З] ощущает вибрацию и включает голос. При автоматизации [З] учитывать правила орфоэпии: [З] перед глухими согласными и на конце слова оглушается (арбус, скольско) = берутся в начале слова, в середине перед гласными, сонорами. В начале слова – озвончение (зделал).

 

 

З’ – после автоматизации [З] в словах ставим [З’] путём соединения с гласными: и, е, я, ё, ю, добиваясь [З’].

Ц – смычка Т, щель – С. Ставим путём подражания, слитно произнося [ТС]. Постепенно убыстряем темп и произносим коротко [ТС], пока не услышим [Ц], можно использовать тактильный контроль. Тыльной стороной руки ощущать толчок воздуха. Предлагается произносить звук Т с опущенным к.я., при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.

 

 

Шипящие

Ш Ж Щ Ч
согласный согласный согласный согласный
ротовой ротовой ротовой ротовой
щелевой щелевой щелевой смычно-щелевой
переднеязычный переднеязычный переднеязычный переднеязычный
твёрдый твёрдый мягкий мягкий

 

Базовым является звук Ш, опорными звуками будут:

Т – положение кончика и п.ч.с.я. там же, где при Ш у верхних альвеол.

С – направление воздушной струи.

 

 

Способы постановки шипящих звуков.

Ш – а) От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на неё. При этом обращается внимание, чтобы б. к. языка упирался в коренные зубы, т.к. иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Во избежании этого рекомендуется прижимать щёки пальцами к челюстям.

б) От звука С. предлагается произнести С, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь.

в) От звука Т. В момент произнесения Т предлагается с силой выдохнуть воздух.

г) По подражанию: шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре.

д) Используются тактильные ощущения: ощущение тёплой широкой струи выдыхаемого воздуха.

 

 

Ж – когда поставлен Ш и автоматизирован в словах, приступаем к постановке Ж, путём озвончения (как З от С).

Можно аналогичным образом (как Ш) от звуков З, Д, Р.

 

 

Щ – а) от звука С’. Произносится С’, с помощью зонда кончик языка поднимаем вверх, к верхним альвеолам.

б) От звука Ш, используя взаимосвязь губ и языка. При произношении Ш губы растягиваются в улыбку, слышим Щ.

 

 

Ч – а) По подражанию, путём быстрого произнесения ТШ, постепенно убыстряя темп, до чистого Ч. Используем тактильный анализатор, чувствуя толчок воздуха.

б) От звука Т’. Просим произнести Т’ с приподнятым вверх кончиком языка.

в) При многократном произнесении АТ’, приподнимая к верху кончик языка, слегка нажимаем на щёки, чем отодвигаем кончик языка назад.

г) Быстрое, поочерёдное произнесение звуков Т’ и Щ. Автоматизацию начинаем в обратных слогах (ач).

 

 

Соноры

Л Л’
согласный согласный
ротовой ротовой
сонорный сонорный
смычно-проходной смычно-проходной
переднеязычный переднеязычный
твёрдый мягкий

 

Опорными звуками для Л будут:

Т – для подъёма кончика языка;

 

Ы – для подъёма корня языка.

 

 

Соноры

Р Р’
согласный согласный
ротовой ротовой
сонорный сонорный
дрожащий дрожащий
переднеязычный переднеязычный
твёрдый мягкий

 

Опорными звуками для Р будут:

Д – даёт поднятие языка к альвеолам.

 

С – направленная интенсивная воздушная струя.

 

 

КОРРЕКЦИЯ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ

 

Классификация звуков русского языка.

Iпо наличию или отсутствию преграды в ротовой полости § Гласные § Согласные § а э и ы о у § все остальные
IIпо участию в образовании звуков мягкого нёба (по работе мягкого нёба) § Носовые § Ротовые § м м’ н н’ § все остальные
IIIпо работе голосовых связок 1голосовые складки раскрыты, воздушная струя проходит спокойно и голос не образуется 2 голосовые складки сомкнуты, воздушная струя проходя через них образует голос. § Звонкие (артикуляция + голос) § Глухие (артикуляция) § Гласные (голос) § Сонорные (голос + артикуляция) § в в’ з з’ ж д д’ г г’ § ф ф’ с с’ ш п п’ т т’ к к’ х х’ ц ч щ § а э и ы о у § м м’ н н’ л л’ р р’ й
IV по способу образования (как в форме чего преграда) Виды преград § Смычные (взрывные, мгновенные) § Щелевые (фрикативные, длительные) § Смычно-щелевые (смычка переходит в щель) Произносятся слитно, быстро, чтобы не было расщепления на два звука.  
  • Смычно-проходные
  • Дрожащие
§ п п’ б б’ т т’ д д’ к к’ г г’ § в в’ ф ф’ з з’ с с’ ш ж щ х х’ й § ц (т+с) ч (т+ш) § м м’ н н’ л л’ § р р’
Vпо месту образования (какие органы образуют преграду: губы, язык, подвижно)
  • Губно-губные
  • Губно-зубные
  • Переднеязычные (кончик языка)
  • Среднеязычные
  • Заднеязычные
§ п п’ б б’ м м’ § ф ф’ в в’ § т т’ д д’ н н’ л л’ р р’ с с’ з з’ ш ж ч щ § й § к к’ г г’ х х’
VIпо степени напряжения средней части языка (когда средняя часть языка напрягается, она поднимается к твёрдому нёбу – появляется артикуляция-парателизация)
  • Мягкие (средняя часть языка напряжена)
  • Твёрдые (средняя часть языка расслаблена)
§ й ч щ т’ д’ н’ б’ п’ в’ ф’ г’ к’ с’ з’ л’ м’ р’ х’ § ш ж ц т д н б п в ф г к с з л м р х






Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.