|
Классификация звуков русского языка.Стр 1 из 2Следующая ⇒ КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ. ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ
Классификация звуков русского языка.
Классификация гласных звуков
и, э – губы в улыбке, передняя часть языка поднимается.
о, у – губы выдвинуты вперёд, работает задняя часть языка.
а, ы – губы в нейтральном положении, работает средняя часть языка.
Свистящие
1) Базовым является звук С, т.к. на базе его артикуляции образуются все звуки этой группы. 2) Если к артикуляции звука С добавить подъём средней части спинки языка, то получится звук С’. 3) Если к артикуляции звука С добавить голос, то получится звук З, а к звуку С’ – звук З’. 4) Если перед звуком С произносить звук Т (т.е. перед щелью добавить смычку) и в быстром темпе многократно слитно их повторять, то получится звук Ц. 5) Чтобы поставить базовый звук, надо найти опорные звуки, опираясь на артикуляцию которых можем получить звук С. Таким звуком будет И – положение органов артикуляционного аппарата; Ф – направленная интенсивная воздушная струя.
Способы постановки свистящих звуков. С – по слуховому подражанию. Звук С сравнивают со свистом ветра, звук З сравнивают со звоном комара. По подражанию с использованием тактильных ощущений: узкая холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки. От звука Ф: улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношения С; во время произношения Ф оттягивать нижнюю губу вниз. От И, Т – подуть на язык, чтобы ветерок погулял по с.я., а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха.
С’ – после автоматизации [С] в словах, когда приступаем к автоматизации в предложении можно приступать к [C’]. [С’] ставим по подражанию. Длительно произносим [C], можно опустить углы рта вниз и произносим с гласным [И] = си, се, ся, сё, сю и приступаем к автоматизации.
З – у одних детей раньше ставим З, а потом С’, у других наоборот. [З] ставится от [С] путём озвончения (тыльная сторона руки к ребёнку на шею, другой – логопеду). Ребёнок при [З] ощущает вибрацию и включает голос. При автоматизации [З] учитывать правила орфоэпии: [З] перед глухими согласными и на конце слова оглушается (арбус, скольско) = берутся в начале слова, в середине перед гласными, сонорами. В начале слова – озвончение (зделал).
З’ – после автоматизации [З] в словах ставим [З’] путём соединения с гласными: и, е, я, ё, ю, добиваясь [З’]. Ц – смычка Т, щель – С. Ставим путём подражания, слитно произнося [ТС]. Постепенно убыстряем темп и произносим коротко [ТС], пока не услышим [Ц], можно использовать тактильный контроль. Тыльной стороной руки ощущать толчок воздуха. Предлагается произносить звук Т с опущенным к.я., при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.
Шипящие
Базовым является звук Ш, опорными звуками будут: Т – положение кончика и п.ч.с.я. там же, где при Ш у верхних альвеол. С – направление воздушной струи.
Способы постановки шипящих звуков. Ш – а) От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на неё. При этом обращается внимание, чтобы б. к. языка упирался в коренные зубы, т.к. иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Во избежании этого рекомендуется прижимать щёки пальцами к челюстям. б) От звука С. предлагается произнести С, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь. в) От звука Т. В момент произнесения Т предлагается с силой выдохнуть воздух. г) По подражанию: шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре. д) Используются тактильные ощущения: ощущение тёплой широкой струи выдыхаемого воздуха.
Ж – когда поставлен Ш и автоматизирован в словах, приступаем к постановке Ж, путём озвончения (как З от С). Можно аналогичным образом (как Ш) от звуков З, Д, Р.
Щ – а) от звука С’. Произносится С’, с помощью зонда кончик языка поднимаем вверх, к верхним альвеолам. б) От звука Ш, используя взаимосвязь губ и языка. При произношении Ш губы растягиваются в улыбку, слышим Щ.
Ч – а) По подражанию, путём быстрого произнесения ТШ, постепенно убыстряя темп, до чистого Ч. Используем тактильный анализатор, чувствуя толчок воздуха. б) От звука Т’. Просим произнести Т’ с приподнятым вверх кончиком языка. в) При многократном произнесении АТ’, приподнимая к верху кончик языка, слегка нажимаем на щёки, чем отодвигаем кончик языка назад. г) Быстрое, поочерёдное произнесение звуков Т’ и Щ. Автоматизацию начинаем в обратных слогах (ач).
Соноры
Опорными звуками для Л будут: Т – для подъёма кончика языка;
Ы – для подъёма корня языка.
Соноры
Опорными звуками для Р будут: Д – даёт поднятие языка к альвеолам.
С – направленная интенсивная воздушная струя.
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ. ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ
Классификация звуков русского языка.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|