|
Способы постановки свистящих звуков. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 С – по слуховому подражанию. Звук С сравнивают со свистом ветра, звук З сравнивают со звоном комара. По подражанию с использованием тактильных ощущений: узкая холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки. От звука Ф: улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношения С; во время произношения Ф оттягивать нижнюю губу вниз. От И, Т – подуть на язык, чтобы ветерок погулял по с.я., а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха.
С’ – после автоматизации [С] в словах, когда приступаем к автоматизации в предложении можно приступать к [C’]. [С’] ставим по подражанию. Длительно произносим [C], можно опустить углы рта вниз и произносим с гласным [И] = си, се, ся, сё, сю и приступаем к автоматизации.
З – у одних детей раньше ставим З, а потом С’, у других наоборот. [З] ставится от [С] путём озвончения (тыльная сторона руки к ребёнку на шею, другой – логопеду). Ребёнок при [З] ощущает вибрацию и включает голос. При автоматизации [З] учитывать правила орфоэпии: [З] перед глухими согласными и на конце слова оглушается (арбус, скольско) = берутся в начале слова, в середине перед гласными, сонорами. В начале слова – озвончение (зделал).
З’ – после автоматизации [З] в словах ставим [З’] путём соединения с гласными: и, е, я, ё, ю, добиваясь [З’]. Ц – смычка Т, щель – С. Ставим путём подражания, слитно произнося [ТС]. Постепенно убыстряем темп и произносим коротко [ТС], пока не услышим [Ц], можно использовать тактильный контроль. Тыльной стороной руки ощущать толчок воздуха. Предлагается произносить звук Т с опущенным к.я., при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.
Шипящие
Базовым является звук Ш, опорными звуками будут: Т – положение кончика и п.ч.с.я. там же, где при Ш у верхних альвеол. С – направление воздушной струи.
Описание правильной артикуляции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперёд и округляются так, что получается удлинённый резонатор с окраской на У, т.е. с более низким тоном. Зубы – приоткрыты, верхние и нижние резцы видны. Кончик языка и п. ч. с. я. Подняты по направлению к альвеолам и боковым краям передней части прижимаются к альвеолам около внутренней поверхности зубов. С. ч. с. я. опускается. З. ч. с. я поднимается к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка (всех его частей) прижимаются из нутрии к верхним коренным зубам. Язык принимает ложкообразную форму. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость. Голосовые связки раскрыты, голос не образуется. Воздушная струя воздух проходит через две щели. Сначала через щель, образованную з. ч. с. я., а потом через щель, образуемую кончиком языка и = сложный шум, напоминающий шипение. Поэтому согласный Ш называется шипящим. Звучание – сложный шипящий звук.
Нарушения группы шипящих называется так же, как в группе свистящих: пропуски и искажения – сигматизм группы шипяших, замены – парасигматизм группы шипящих.
Способы постановки шипящих звуков. Ш – а) От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на неё. При этом обращается внимание, чтобы б. к. языка упирался в коренные зубы, т.к. иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Во избежании этого рекомендуется прижимать щёки пальцами к челюстям. б) От звука С. предлагается произнести С, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь. в) От звука Т. В момент произнесения Т предлагается с силой выдохнуть воздух. г) По подражанию: шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре. д) Используются тактильные ощущения: ощущение тёплой широкой струи выдыхаемого воздуха.
Ж – когда поставлен Ш и автоматизирован в словах, приступаем к постановке Ж, путём озвончения (как З от С). Можно аналогичным образом (как Ш) от звуков З, Д, Р.
Щ – а) от звука С’. Произносится С’, с помощью зонда кончик языка поднимаем вверх, к верхним альвеолам. б) От звука Ш, используя взаимосвязь губ и языка. При произношении Ш губы растягиваются в улыбку, слышим Щ.
Ч – а) По подражанию, путём быстрого произнесения ТШ, постепенно убыстряя темп, до чистого Ч. Используем тактильный анализатор, чувствуя толчок воздуха. б) От звука Т’. Просим произнести Т’ с приподнятым вверх кончиком языка. в) При многократном произнесении АТ’, приподнимая к верху кончик языка, слегка нажимаем на щёки, чем отодвигаем кончик языка назад. г) Быстрое, поочерёдное произнесение звуков Т’ и Щ. Автоматизацию начинаем в обратных слогах (ач).
Соноры
Опорными звуками для Л будут: Т – для подъёма кончика языка;
Ы – для подъёма корня языка.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|