|
VI. Подведение итогов занятия.Кроме включенных в занятие, перечислим некоторые упражнения, при проведении которых закрепление правильного произношения звуков р и р’ и дифференциация звуков р – р’ – л – л’ сочетается с лексико-грамматическими упражнениями. Предлагаемые упражнения используются логопедом (или воспитателем) выборочно как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Количество упражнений зависит от уровня речевого развития детей каждой конкретной группы. При подборе материала для упражнений в образовании именительного и родительного падежа множественного числа существительных рекомендуется включить среди ряда других следующие слова: простыня – простыни – простынь; шофер – шоферы – шоферов; торт – торты – тортов; петля – петли – петель; рейтузы – рейтуз; мандарины – мандаринов; рубашки – рубашек, а также слова перо – перья – перьев аналогично крыло, воробей, дерево, бреет. Продолжаются упражнения в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением: орех – орешек; крыло – крылышко; рога – рожки; воробей – воробушек; корова – коровка – коровушка; трава – травка – травушка; дерево – деревцо; платье – платьице; зеркало – зеркальце и т.п. Детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. Это могут быть отдельные слова, словосочетания или специально подобранные тексты. Приведем пример. а) детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением: зверь серый – зверек… (серенький); глаза черные – глазки… (черненькие); зубы острые – зубки… (остренькие); хвост длинный – хвостик… (длинненький). б) детям предлагается преобразовать загадку так, чтобы она звучала ласково, ведь речь идет о маленьком зверьке. Логопед предлагает такой текст: Маленькие звери, серые шубы, длинные хвосты, черные глаза, острые зубы. (Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинненькие хвостики, черненькие глазки, остренькие зубки.) Упражнение в словообразовании. I. Образование слов с помощью приставок. 1. Сравнение глаголов прыгать, подпрыгивать, перепрыгивать, спрыгивать. а) вначале, с целью проверки понимания детьми выделенных глаголов, им предлагается выполнять те или иные действия; при этом инструкция дается логопедом одному из детей шепотом, остальные дети составляют предложения. Инструкции постепенно усложняются, например: «Попрыгай по комнате». «Подпрыгни два раза». «Спрыгни со стулика, а потом допрыгай до двери». И т.п. Логопед все время следит как за правильным употреблением выделенных для усвоения глаголов, так и за чистотой произношения. В конце этой части занятия детям дается задание вспомнить все слова, похожие на слово прыгать. б) самостоятельное употребление в речи усвоенных глаголов. Детям предлагается добавлять в предложения пропущенные предложения: Во дворе было весело, дети бегали и … (прыгали). Юра разбежался и … (перепрыгнул) через забор. Боря забрался на скамейку, а потом … (спрыгнул) с нее. Котенок так испугался вороны, что … (отпрыгнул) от нее. Дети соревновались, кто быстрее … (допрыгает) до забора. Боря … (подпрыгнул) и сорвал орех. Еще раз детям предлагается вспомнить все слова, похожие на слово прыгать. 2. Употребление глаголов плыл, плавал, поплыл, заплыл, доплыл, переплыл. а) логопед зачитывает детям рассказ На реке: Дети купались. Рома хорошо плавал. Он вошел в воду и поплыл. Он плыл долго. Рома заплыл далеко, он переплыл реку. Потом Рома поплыл обратно. Рома доплыл до берега и лег отдыхать на песок. б) рассказ зачитывается повторно, детям предлагается выбрать из рассказа слова, похожие на слово плыл (родственные слова). в) детям предлагается дополнять предложения недостающими словами с последующим повторением всего предложения. Примерные предложения: Рома хорошо … (плавал.) Рома долго … (плыл.) Рома далеко … (заплыл.) Рома реку … (переплыл.) Рома обратно … (поплыл.) Рома до берега … (доплыл.) Еще раз перечисляются родственные слова. 3. Заучивание рассказа. 4. Образование слов с помощью приставки при- (звук р’). а) детям показываются две картинки – на одной изображена девочка, идущая по улице, на другой – девочка, входящая в дом. Логопед произносит слово пришла и предлагает детям догадаться, какая картинка задумана. Дети указывают. Задается вопрос: «Как вы догадались?» (Она уже входит в дом, значит, пришла.) Внимание детей привлекается к началу слова – слог при в начале слова обозначает окончание действия. б) детям предлагается добавлять в начале слов слог при и составлять предложения с образованными таким путем словами, например: летел – прилетел; бежал – прибежал; полз – приполз и др. Можно предложить детям самостоятельно подбирать слова с приставкой при- или добавлять в предложение подходящие по смыслу слова. Например: Мальчик испугался собаки и … (прибежал) домой. Весной из дальних краев … (прилетели) грачи. На взмыленном коне … (прискакал) всадник. И т.д. Внимание детей вновь и вновь привлекается к тому, что действие закончено. Аналогичное упражнение может быть проведено по подбору глаголов с приставкой при-, обозначающих присоединение (пришил, приклеил, приколол, пристегнул, приколотил и др.). В этом случае дети вначале сами образовывают нужную форму глагола с приставкой при(бил – прибил и др.). При использовании образованных слов в составе предложения логопедом может быть подобран примерно такой материал: Вера … (пришила) пуговицу к пальто. Рома … (прикрепил) значок к своей курточке. И т.д. 5. Образование глаголов с разными приставками. а) детям предлагается подобрать слова, похожие на слово шел, например: ушел, пришел, зашел, перешел, подошел, вышел, вошел. С каждым из этих слов составляется предложение. б) детям предлагается вставлять в предложения недостающие слова, затем произносить предложения полностью. Примерные предложения: К Кириллу … (пришел) друг. Сережа ненадолго … (зашел) к Боре. Лара … (вышла) из школы. Ира увидела Веру и … (подошла) к ней. Игорь … (перешел) улицу и … (пошел) дальше. Рома … (подошел) к дому и … (вошел) в него. II. Образование слов путем присоединения суффиксов. Вновь выполняются упражнения в образовании относительных прилагательных. Вводятся новые прилагательные: деревянный (-ая, -ое, -ые), картонный, шерстяной, резиновый. В этот период обучения могут быть выполнены и более сложные упражнения. При этом от детей требуется умение составлять достаточно сложные предложения, правильно согласовывать прилагательные с существительными не только в именительном, но и в косвенных падежах. Приведем примеры. 1. Логопед предлагает детям назвать следующие предметы или группы предметов: Это картонная коробка. Это пластмассовое ведрышко. Это шерстяные варежки. Это две резиновые куколки. Это три деревянных грибка. (Произношение словосочетаний может быть отработано заранее на подгрупповых занятия.) 2. Логопед дает примерно такие задания: «Надо взять деревянный грибок и положить его в пластмассовое ведрышко». «Надо взять две резиновые куколки, одну куколку отдать Наташе, а другую – спрятать в картонную коробку». После выполнения задания задается вопрос: «Что ты (он, она) сделал?» (Я взял деревянный грибок и положил его в пластмассовое ведрышко.) III. Образование прилагательных способом словосложения. 1. Логопед просит детей вспомнить, как можно сказать одним словом про дом, у которого два (три и т.д.) этажа. Затем задает ряд вопросов, отвечая на которые дети должны употреблять сложные слова, образованные из числительных и существительных. Приведем примеры: «Как называется велосипед, у которого три колеса? Как сказать одним словом про мальчика, который учится в первом классе? Как сказать про квартиру, в которой три комнаты? Как сказать про поход, который длился три дня? Как называется фигура, у которой три угла?» Все вновь образованные слова (отметим, что все они сложные по звуко-слоговому составу) произносятся отдельными детьми и хором. Логопед добивается четкого и правильного произнесения каждого слова (или словосочетания). 2. Детям предлагается преобразовывать предложения, используя усвоенные слова. Приведем примеры: Мы переехали в квартиру, в которой три комнаты. (Мы переехали в трехкомнатную квартиру.) Этот мальчик учится в первом классе. (Это первоклассник.) Пионеры отправились в поход на три дня. (Пионеры отправились в трехдневный поход.) Я нарисовал фигуру, у которой три угла. (Я нарисовал треугольник.) Боре купили велосипед, у которого три колеса. (Боре купили трехколесный велосипед.) Первого мая мы ходили на демонстрацию. (Мы ходили на первомайскую демонстрацию.) Все предложения повторяются отдельными детьми и хором. Упрощенный вариант: детям предлагается добавлять в предложения недостающие слова из числа образованных, например: Боре купили … (трехколесный велосипед). Завтра мы пойдем на … (первомайскую) демонстрацию. И т.п. Усваиваемые детьми сложные слова могут быть введены и в другие упражнения по составлению предложений. Детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения. Приведем пример. Логопед произносит слова треугольник, рисовать, доска, на, Варя. Дети составляют предложения: Варя нарисовала на доске треугольник. Детям можно предложить распространить предложение с помощью вопросов: Боре купили велосипед. (Маленькому Боре купили трехколесный велосипед.) И т.д. Как видно из приведенных примеров, упражнения в словообразовании так или иначе сочетаются с работой над предложениями. В то же время в занятия вводятся и другие упражнения. При их выполнении составление или распространение предложений является основной целью. Одновременно внимание детей может быть привлечено к составу слов или их грамматическим формам. Одно из таких упражнений включено в занятие на звуки р и р’ (см. с. 132). Кроме всех упомянутых, в это время вводятся упражнения в объединении двух предложений в одно при помощи союза и или относительного местоимения который. 1. Детям предлагается прослушать два предложения, а затем образовать из них одно большое, например: Дети читали. Дети писали. (Дети читали и писали.) По данному образцу детям предлагается составлять предложения. Им могут быть предложены примерно такие пары предложений: 1. Ребята плавали. Ребята ныряли. 2. В лесу много грибов. В лесу много брусники. 3. На огороде растут помидоры. На огороде растут огурцы. 4. В зоопарке мы видели верблюда. В зоопарке мы видели тигра. 5. Вера и Алла прыгали. Вера и Алла весело смеялись. 2. Аналогично детям предлагается составлять предложения, вставляя слово который. Например: Борис срубил дерево. Дерево давно засохло. (Борис срубил дерево, которое давно засохло.) Приведем несколько пар предложений: 1. Мы переехали в многоэтажный дом. Дом построили в прошлом году. 2. Роме нравится красный трактор. Трактор подарил ему старший брат. 3. Мама жарит грибы. Грибы Римма и Вера набрали в лесу. 4. В коробке цветные карандаши. Рита раскрасила шары. 5. В клетке тигр. Тигра привезли из далекой Африки. При проведении этого упражнения могут быть использованы сюжетные или предметные картинки (в клетке тигр, высокий дом, игрушечный трактор и т.п.). Постепенно усложняясь, в занятие вводятся сочетания прилагательных с существительными в разных падежах. На данном этапе обучения дети в состоянии не только правильно использовать в речи такого рода сочетания, но и самостоятельно составлять с ними предложения (см. занятие на звуки р, л). По мере надобности в занятия включаются упражнения, направленные на закрепление всех знакомых детям предлогов. Все больше внимания уделяется развитию связной речи. В занятия постоянно включаются различные упражнения, связанные с составлением текстов, их заучиванием, пересказом. В связи с изучением звука р и дифференциацией р – р’ – л – л’ можно подобрать большое количество слов, предложений, текстов. Теперь из материала фронтальных занятий исключаются только звуки ч, ц и щ. В то же время логопедам рекомендуется иметь картинный материал на звук р. Звуки л, ш и ж исключаются, т.к. их произношение может исправляться (в соответствии с индивидуальными планами) позднее или одновременно со звуком р. Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’ Рама, рога, рак, пар, ракета, радуга, баран, барабан, ворона, ворота, воробей, корова,огород, пароход, горох, горы, куры, помидоры, парта, дворник, портной, виноград, фрукты, кран, дрова, трава, труба, трамвай, метро, парк, торт, трактор, тротуар. Звуки р, с, з, ш, ж Паровоз, кукуруза, зебра, шары, кормушка, краска, груша, крыша, крыжовник, костер, экскаватор. Звук р’ Репа, река, ребенок, варенье, орехи, веревка, дерево, аквариум, редиска, рюкзак, зарядка, береза, решето, брюки, пряники, букварь, рейтузы. Звуки р, р’, л, л’ Рыболов, эскалатор, журнал, крыло, раскладушка, карнавал, телеграмма, лекарство, горелка, кролик, стрелка, контролер, пропеллер, рояль. Звук р
Звуки р, ш, ж
Звуки р, л, р’, л’
Звуки р, л, ж, ш
Звуки р, л, р’, л’
Огород
Зима
Журка Ваня нашел за садом журавля. Журавль был ранен. Он не мог летать. Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Ваня звал его Журкой. Журка скоро поправился. Он привык к Ване и стал ходить за ним по двору. Весной Журка улетел от Вани. На льдине Наступила весна. На реке шел лед. На берегу было много народу. Все смотрели, как идет лед. Вдруг все увидели на одной льдине собаку. Она жалобно выла. Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака прыгнула на землю. Купание медвежат Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой. Занятия по обучению грамоте Обучение грамоте осуществляется два раза в неделю (9 – 12-я недели обучения). Одновременно с окончательным усвоением звуков с, с’, э, з’ происходит знакомство с буквами н, я, з, х. Закрепляются приобретенные ранее знания и навыки. Продолжаются упражнения в выкладывании из цветных фишек и букв разрезной азбуки обратных и прямых слогов, слов типа СГС, их чтение и письмо. На этом этапе обучения особенно важно продолжать вырабатывать навык ориентировки при чтении прямых слогов на гласную букву, поскольку согласные буквы в большинстве случаев обозначают и твердые, и мягкие звуки. Для того чтобы прочитать прямой слог (например, са или ся), необходимо сначала увидеть гласную букву. Только после этого появляется возможность правильно прочитать слог. Для выработки указанного навыка детям предлагается читать прямые слоги, установив ту или иную согласную букву в первом окошке и изменяя гласные во втором. Логопед говорит: «Поставьте букву о. Читайте. Поставьте букву и. Читайте. Поставьте букву я. Читайте». Таким образом дети читают слоги, например: со, си, ся и т.д. Выполнение задания в этом случае облегчается тем, что согласная буква повторяется во всех слогах и, следовательно, все внимание детей направлено на второе окошечко, т.е. на гласные буквы. Несколько позднее включаются упражнения в чтение слогов, выложенных детьми из разрезной азбуки (например, па, зи, мя, ко), или по таблице. Эти упражнения сложнее, так как теперь меняется не только гласная, но и согласная буква. Следовательно, чтобы прочитать слог, надо посмотреть сначала на гласную букву, затем на согласную, сообразить, твердый или мягкий звук обозначает согласная буква в читаемом слоге. Прочитанные слоги по возможности (если есть знакомые детям слова, состоящие из правильно произносимых звуков) добавляются до слов (устно). Постепенно, после того как дети познакомятся со слоговым делением слов, включаются упражнения в составлении звуко-слоговых схем слов с последующей заменой фишек, обозначающих звуки, буквами разрезной азбуки. Переход от чтения слогов к осмысленному чтению слов – важный и очень ответственный этап работы. Первые упражнения в составлении схем слов проводятся параллельно с устным анализом. После того как будет произнесено слово, кладется длинная полоска, обозначающая слово, затем определяется количество слогов и кладется соответствующее количество полосок меньшего размера, наконец, называются звуки каждого слога с указанием мягкости или твердости согласных, выкладывание схемы заканчивается и слово «прочитывается». По схеме задаются различные вопросы (см. занятия на букву з). Затем фишки заменяются буквами и слово прочитывается. По мере закрепления навыка составления схемы упражнение усложняется – в начале проводится полный анализ слова, а затем дети выкладывают схему. Несколько позднее детям предлагается самостоятельно (без предварительного анализа) выкладывать схемы слов по возможности разного типа (мак, кит, косы, Сима, утка, паук…) по заданию, картинкам, выставленной схеме. После замены фишек буквами слова читаются. Кроме того, проводится чтение слов по таблицам, по продержкам, с доски и т.п. Звук и буква н В начале второго периода обучения дети знакомятся с буквой н. Одновременно они продолжают работать над усвоением буквы с. Специальных занятий по произношению на звуки н и н’ не проводилось, поэтому в занятия по грамоте рекомендуется включить ряд упражнений в произношении этих звуков. Это могут быть слоговые упражнения типа на – ня; ан – ан’ и т.п. Это может быть и произношение слов с последующим отбором слов с твердым звуком н и мягким н’. Примерные слова: Нина, Ваня, канава, осень, ванна, сосна, поднос, кони, окно, комната, танк, кнут, ноги, окуни и т.п. Затем проводятся упражнения в чтении по продержкам слогов с твердыми и мягкими согласными, например: на, но, ни, ны, ну. Аналогично с согласными буквами с, п, к, м. Может быть предложено выкладывание из букв разрезной азбуки прямых и обратных слогов и их последующее чтение. Особое внимание обращается на преобразования типа ны – ни; си – сы. После подробного анализа выкладываются схемы слов типа Ната, Нина, косы, Сима. Фишки заменяются буквами. Слова читаются. Буква я Более подробно остановимся на подборе материала при планировании занятия по грамоте, цель которого знакомство с буквой я и употребление ее после согласных. Примерный ход занятия ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|