Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1 ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».





Гоголева А. В.(доктор психологических наук, доцент). Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................... 3

Глава 1. ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». КЛАССИФИКАЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ... 5

ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.............. 7

Дезадаптированная семья..................................... 7

Личностные и возрастные особенности

аддиктивного подростка..................................... 15

Этапы становления аддиктивного поведения . . 32

Глава 2. АЛКОГОЛИЗМ И АЛКОГОЛИКИ............... 36

Особенности алкогольного опьянения............... 39

Алкоголизм у детей и подростков..................... 43

Подростковый алкоголизм и правонарушения . . . 48

Глава 3. НАРКОМАНИЯ И НАРКОМАНЫ................ 53

Борьба с наркоманией…………………………………... . 53

Характеристика наркомании.............................. 58

3.2.1. Психологические теории наркомании. ... 59

3.3. Наркомания как социально-психологическое явление.... 65

Семья наркомана....................................... 69

Наркопреступность несовершеннолетних . 74

Глава 4.ТОКСИКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНЫ. ... 84

Глава 5. ДРУГИЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ.............. 89

Табакокурение..................................................... 89

Интернет-зависимость........................................ 93

Азартные игры.................................................... 96

Глава 6. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ............. 97

 

ВВЕДЕНИЕ

Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.



Во многих странах сегодня существует налаженная система медицинского, социального и правового обеспечения реабилитации наркоманов. Одновременно функционирует и система мощной пропагандистской деятельности против распространения и употребления наркотиков, включающая активную агитацию и демонстрацию преимуществ здорового образа жизни.

Распространение наркомании на территории России и стран СНГ происходит угрожающими темпами. За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции в России уже в следующем году оно превысит уровень в три миллиона. Возраст большинства наркоманов колеблется в рамках 13—25 лет, что ставит под угрозу фактически треть молодого поколения страны. При этом следует иметь в виду, что данные цифры говорят лишь о лицах, регулярно употребляющих наркотики и относимых к группе «классического типа». Если же учитывать и тех, кто нюхает клей, краску и т. п., то названный контингент по стране составит не менее десяти миллионов. Особое беспокойство должно вызывать значительное увеличение числа наркоманов женщин. В последнее десятилетие количество женщин, употребляющих наркотики, увеличилось в 6,5 раза.

Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, одно из важных мест занимают проблемы борьбы с наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. Эти отрицательные явления угрожают здоровью населения страны, а, следовательно, влияют и на национальную безопасность. Названные проблемы можно решить только совместными усилиями государственных органов власти, образовательных и медицинских учреждений, общественных организаций и семьи.

 

Глава 1 ПОНЯТИЕ «АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ АДЦИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЗАДАПТИРОВАННАЯ СЕМЬЯ

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаи­модействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-социальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство — это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате — уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода — эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, наконец, совершение правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности — потребности в полноценном развитии и самореализации.

Выделяются следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения:

дисфункциональность семьи;

личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);

школьная дезадаптация;

воздействие асоциальной неформальной среды;

причины социально-экономического и демографического характера.

Рассмотрим основные факторы, провоцирующие аддиктивное поведение.

Семья — основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы (свадьба, похороны, прием гостей и пр.) в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий ребенка и всех членов семьи. Нормативное воздействие в семье принимается подростком во имя сохранения межличностного статуса и получения одобрения других членов семьи. Однако это не означает, что подросток во всех случаях обязательно разделяет принимаемые им мнения. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.

Будучи первичной группой, семья отличается следующими признаками:

Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу.

Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.

Она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей (но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.

Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, опосредованно через семью.

Ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию.

Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.

Следует отметить также функции, структуру и динамику семьи. Функции подразделяют на: а) воспитательную; б) хозяйственно-бытовую; в) эмоциональную; г) духовного (культурного) общения; д) первичного социального контроля; е) сексуально-эротическую. Со временем происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменяются функции первичного социального контроля и повышается уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений.

Нарушения тех или иных функций влечет за собой деформацию семейных отношений. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи) и хозяйственно-бытовые и экономические отношения между членами семьи (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). Таким образом, нарушение функций семьи делает её дисфункциональной, создающей условия десоциализации ребенка.

Процесс социализации в подростковом возрасте приобретает особо острые формы. Родительские требования и дисциплинарное воздействие сильно сказываются на социализации ребенка. И в первую очередь это проявляется в стремлении ребенка освободиться от родительской опеки в подростковом возрасте. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. В западной психологии (М. Кле.Д991) отмечают, что эмансипация осуществляется через последовательное замещение роли родителей в процессе социализации группой сверстников. Семья постепенно теряет свою привлекательность и притягательность по сравнению с группой сверстников, которая отныне является носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Криминологи выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:

Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.

Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией. Криминогенная семья (Г. Г. Шиханцев, 1998).

 

Псевдоблагополучная семья. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у ребенка, подростка задерживается формирование «идеального» Я.

Частые физические наказания вызывают у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.

Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность {Шиханцов Г. Г., 1998).

Таким образом, отношения неблагополучной, дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушения.

Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи — эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормальные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная, криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная семья. Проблемная семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности. Так, исследования, проведенные среди осужденных несовершеннолетних, показали, что у этих ребят пьянствующих родителей в 6—7 раз больше, чем у законопослушных.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. Исследователи отмечают, что в этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии, такие ребята вступают в конфликты со сверстниками и учителями. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

Криминогенная семья — такая семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом. Согласно криминологическим исследованиям, судимость одного из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование делинквентной, асоциальной личности.

Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы (эталонная группа) или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли, жаргон и пр.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОМАНИИ

Традиционно врачи-психиатры и наркологи определяют наркоманию следующим образом. Наркомания — это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения.

Выделяют следующие направления в исследованиях и практической деятельности проблем наркомании: 1) юридический; 2) медицинский; 3) социально-психологический.

Существует достаточно много причин приобщения молодежи к алкоголю и другим психоактивным веществам. Ц. П. Короленко (1995) выделяет некоторые социальные факторы, характерные для современного общества, способствующие распространению аддиктивного поведения.

В обществе присутствуют условия для немедленного удовлетворения желаний, связанных с получением удовольствия, что становится важным ингредиентом стиля жизни. Подростки обучаются возможности получать удовольствия, не вкладывая для этого своего труда, что нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции.

Вещества, изменяющие психическое состояние, действу ют немедленно, изменение психического состояния возникает сразу, без каких-либо усилий.

Длительный и постоянный просмотр телевизионных развлекательных программ препятствует развитию творческих возможностей, воспитывает пассивный подход к жизни, что, в свою очередь, создает благоприятную основу для развития аддиктивного поведения.

Экономическое расслоение общества, безработица.

Уменьшение мотиваций к обучению, приобретению знаний и навыков, потеря престижности многих профессий.

Легкая доступность алкоголя и веществ, изменяющих психическое состояние.

Реклама табака и алкоголя в средствах массовой информации.

 

Семья наркомана

Некоторые исследователи выявили определенную связь между различными семейными факторами и употреблением наркотиков. В первую очередь это характер взаимоотношений в семье. Часто подросток практически изолирован от семьи, отношения с родителями недостаточно близкие. Он постоянно испытывает дефицит любви, доверия и признания со стороны родителей. Родители не стремятся к общению из опасения услышать что-либо нежелательное для себя. Никто в этих семьях не слышит крика о помощи. Недоброжелательность, враждебность, вмешательство родителей в личную жизнь сопровождают подростка. Отец не принимает достаточного участия в делах семьи.

Следующим фактором являются конфликты. Частые конфликты между родителями делают детей заложниками этих ссор, что приводит к стрессам, физическим и психологическим травмам. Дисгармоничная семья делает несчастными всех членов семьи, но в большей степени страдает ребенок, так как взрослые делают из него «козла отпущения» во всех проблемах и конфликтах. Родители не способны управлять ситуацией в семье. Дисциплина либо слишком строгая, либо либеральная. Отсутствие последовательности в дисциплинарных требованиях еще в большей степени отдаляет детей от родителей. В большей части в таких семьях существуют двойные стандарты поведения — одни для себя, другие для детей, и полное нежелание со стороны родителей признать свои ошибки и неправоту. Проблема взаимоотношений между поколениями усугубляется, если родители разведены или отсутствуют дома большую часть времени. При этом отсутствие отца переносится детьми особенно болезненно. Родители чув­ствуют неуверенность в борьбе с жизненными проблемами, поэтому употребляют наркотики или алкоголь в качестве психологических «костылей». Дети в таких ситуациях не учатся у родителей противостоять трудностям, а берут пример с тех родителей, кто борется с проблемами с помощью наркотиков и алкоголя.

В дополнение к вышесказанному остановимся на результатах эмпирического исследования Р. Ладевига на тему «Героиновая зависимость у подростков и молодых людей» о семейных условиях возникновения наркомании. В этом исследовании сравнивается группа подростков-наркоманов, употребляющих героин и находящихся на долгом стационарном лечении, со случайной заурядной группой подростков-ровесников. Исследование проводилось посредством опроса. К семейной интеракций (взаимодействию) в рамках процесса социализации можно отнести следующее.

Родители героиновых наркоманов имели час тое и интенсивное обращение с никотином, алкоголем и медикаментами. Своим детям они не предлагали модель соответствующего обращения с наркотиками в широком смысле.

В своей собственной жизни такие родители оказывались несамостоятельными, подверженными чужому влиянию и зависимыми от мнения других людей. Матери к тому же чаще были недовольны своей жизненной ситуацией.

Родители героиновых наркоманов оказались не достаточной моделью, от чего зависят выстраивание и проживание в качестве примера ценностей и манеры по ведения, которые касаются межличностных отношений.

В своем воспитательном поведении они насаждали недостаточные ценности и нормы поведения, в на правлении которых подрастающий ребенок мог бы выправить свое поведение. К тому же они оказывались малопоследовательными в своем поведении, что выражалось в не достаточном наблюдении ребенком за придерживанием предоставленных норм и ценностей.

Родители зависимых от героина считали своих детей несамостоятельными и неспособными отвечать за себя; они не поддерживали своих детей в завязывании и поддерживании контактов с их сверстниками.

Родители не учили своих детей выражать и настаивать на своих правах и обязанностях.

Родители не предоставляли своему ребенку эмоциональной близости, т. к. они не обращали внимания на потребности своего ребенка и едва ли вообще имели время для него.

Подростки-наркоманы сообщают, что они в кругу своей семьи не чувствовали себя защищенными.

Атмосфера в семьях героиновых наркоманов была отягощена в большой массе спорами и конфликта ми; кроме того, между родителями существовало напряжение, которое часто было невыносимым.

Результаты исследования указывают на то, что в существенных областях детской социализации родители как посредники приобретения первичного социального опыта выпадали. Также становится понятным, что группа ровесников приобретает большое значение для подростка в поисках ориентации, понимания, любви и защищенности, которых ему не хватает внутри семьи. То, что это может привести к структурному нарушению личности, которая провозглашается в «неспособности регулировать чувство собственного достоинства» и в «неспособности признавать ценности, цели и нормы мира взрослых» отчетливо подчеркивается найденными результатами... личности:

героиновые наркоманы показывают в своем по ведении недостаточную самостоятельность, они не могли использовать свои возможности и не могли решить самостоятельно свои проблемы.

Зависимые от героина подростки требовали от своего окружения особых прав и особого обращения.

Эти подростки воспринимали свое окружение как средство для удовлетворения своих потребностей; в то же время им было тяжело добровольно оказать доброе дело другому человеку.

Для подростков-наркоманов гражданские ценностные представления и жизненные цели представлялись сомнительными; они хотели вытащить себя из усредненных рамок и сделать из своей жизни что-то особенное.

Зависимые от героина подростки чувствовали себя по отношению к ровесникам неуверенно; они оцени вали себя очень негативно и чувствовали себя изнутри одинокими и не понимаемыми другими людьми.

Они показали неспособность представлять собственное мнение и интересы; одновременно они выделялись недостаточной способностью к воодушевлению, их было легко смутить критикой и заставить отказаться от намеченного.

При чрезмерном употреблении наркотиков в семье могут возникнуть следующие проблемы:

финансовые (связанные с работой и низкой з/платой);

эмоциональные;

медицинские;

нарушение семейных отношений;

физическое и сексуальное насилие;

разлад в семье;

изоляция от общества;

отрицание;

оправдание поведения;

перекладывание ответственности на других людей;

преуменьшение важности проблемы.

Все это еще в большей степени отдаляет подростка-наркомана от относительно благополучного общества, вынуждая его искать временную псевдозащиту в группах.

Среди «хэдов» и молодых наркоманов вообще наблюдается определенное сходство, касающееся их семей:

отец отсутствует или отличается слабым характером;

излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать;

непоследовательное поведение и отсутствие

сдерживающих факторов;

враждебность или конфликты между родителями.

Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической» личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосоциальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.

В более поздние периоды наркотической зависимости, вследствие нравов и привычек наркоманов, первичная личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Последствия хронического употребления наркотиков приводит к усилению пассивности и лени, безразличию к своему внешнему виду, бесплодному фантазированию и невозможности принятия решения, а также абсолютной неспособности более длительного усилия.

Еще одно негативное социальное явление — потребитель наркотиков переступает грань социально одобряемого поведения, совершает аморальные и уголовно наказуемые проступки (преступления), обманывает членов семьи, друзей, коллег, врачей, знакомых. Этическая деградация является отличительной чертой хронического наркомана. Продает ценные личные вещи для приобретения наркотиков, совершает кражи у близких и знакомых, подделывает рецепты, совершает и другие уголовно-наказуемые преступления.

Общие свойства опиатов

Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворенности. Реакция на первый прием может быть самой различной — от острого желания повторить прием, до отравления и крайне негативных ощущений.

Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух приемов) возникновению сильнейшей психической и физической зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм.

Марихуана

Высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли. Светлые зеленовато-коричневые размолотые листья и цветущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят, смешивая с табаком. Чаще всего используют пустые гильзы от «Беломора». Марихуана продается чаще всего в высушенном и в сильно измельченном виде. Расфасована, как правило, в спичечные коробки или сходную тару.

Гашиш

Смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли — темно-коричневая плотная субстанция, подобная пластилину. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. Действие наркотика наступает через 10—30 минут после курения и может продолжаться несколько часов.

Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и в России полностью запрещены.

Признаки употребления препаратов конопли

Не все получают от употребления препаратов конопли одинаковые ощущения. Наряду с очень приятными могут возникнуть и крайне неприятные. Это зависит от настроения, общего состояния, индивидуальных особенностей организма человека. Характерно состояние сильного голода и жажды, покраснение глаз.

Прием небольшой дозы приводит к возникновению приятных ощущений, расслабленности, удовлетворенности. Это состояние может сопровождаться обостренным восприятием цвета, звуков, повышенной чувствительностью к свету из-за сильного расширения зрачков. В таком состоянии стороннему наблюдателю иногда практически невозможно распознать наркотическое опьянение по поведению, помогают сделать это другие внешние признаки.

При приеме большой дозы наблюдается заторможенность, вялость, сбивчивая речь у одних может сочетаться со вспышками эмоций, агрессивностью, немотивированными действиями у других. Поведение становится неадекватным. Иногда могут возникнуть галлюцинации. Возможны нарушения ощущений своего тела, искажение пространственных ощущений, что приводит к возникновению страхов и паники. В помещении, где употребляли наркотик, надолго остается характерный запах, который может исходить и от одежды.

Последствия употребления

В результате долгого употребления обязательно формируется психическая зависимость. Она разная у разных людей: в зависимости от возраста, частоты употребления и индивидуальных особенностей организма. На стадии зависимости курение не приносит удовлетворения, но становится необходимым. Отсутствие ожидаемого эффекта приводит к тому, что для его получения начинают применять алкоголь или более тяжелые наркотики.

Состояние абстиненции напоминает похмелье с нарушениями режима сна. Курение приводит к бронхиту, эмфиземе, раку легких. Отмечается снижение иммунитета, нарушение координации движений. Со временем возникают изменения характера, снижение памяти, внимания, умственных способностей.

Амфетамины

Наркотики, обладающие психостимулирующим, возбуждающим действием. К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Эти наркотики получаются из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин (солутан, эфедрина гидрохлорид). В природе эфедрин содержится в растении «эфедра». Чаще всего встречаются в следующем виде:

Эфедрон — готовый к употреблению раствор, полученный в результате химической реакции, имеет розовый, либо прозрачный цвет, характерный запах фиалки.

Перветин — готовый к употреблению раствор, полученный в результате сложной химический реакции. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок.

Эфедрин — кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Он применяется в лечебных целях, а также используется для приготовления эфедрона и перветина, чаще всего путем манипуляций с лекарственными препаратами.

Speed— готовые к употреблению кристаллы желтого цвета, их вдыхают или курят. Их употребление наиболее опасно в подростковом возрасте из-за того, что разрушительные последствия для психики наступают очень быстро.

Общие свойства амфетаминов. Вызывают состояние эйфории, повышенной возбудимости. Реакция на первый прием может быть самой различной — от острого желания повторить прием до отравления и крайне негативных ощущений. Крайне разрушительно действуют на организм.

Признаки употребления

Они приводят к двигательной активности, болтливости, деятельность носит непродуктивный и однообразный характер, отсутствует чувство голода, нарушается режим сна и бодрствования, появляется сильное сексуальное раскрепощение.

Действие наркотика продолжается 2—12 часов (в зависимости от типа). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Амфетоминовая наркомания имеет сессионный характер — период употребления наркотика сменяется «холодными» периодами, продолжительность которых со временем сокращается.

Абстиненция характеризуется депрессивными и дистрофическими расстройствами. Обостренная вспыльчивость, злобность и подозрительность, имеются попытки суицида.

Экстази

Экстази — общее название группы синтетических наркотиков-стимуляторов (MDMA — «Адам», MEDA — «Ева» и др.). У некоторых из них присутствует галлюциногенный эффект. Белые, коричневые, розовые или желтые капсулы содержат около 150 мг, препараты часто бывают с рисунком. Распространяется в ночных клубах, дискотеках, популярны у школьников-старшеклассников. Достаточно дорог для ежедневного употребления.

Опыты на животных показали, что даже при недолговременном употреблении экстази убивает клетки мозга, вырабатывающие серотонин - вещество, с помощью которого мозг контролирует перепады настроения

Симптомы опьянения









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.