|
Проблема оптимального размера предприятия.Выбор оптим-го размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгос-ми средними издержками. Если набл-ся тенденция снижения последних с ув. V выпуска и если этот временной интервал достаточно продолжителен (рис. а), то наибольшую эффек-ть имеют крупные фирмы, они обладают возмож-тью наиболее полно испол-ть последствия положи-ого эффекта масштаба. Если же положи-ый эффект масштаба по временной продолжит-ти яв относит-но небольшим (рис. б) и быстро сменяется отрицат-ым эффектом, то эфф-нее др будут небольшие фирмы, ибо они в состоянии оперативно вносить необх-ые коррективы в свою хоз. политику. Значителен уд.в произв-ва малых фирм в с/х отрасли, сфере услуг. В случае достаточной продолж-ти временного интервала с постоянной отдачей от применяемых производ-ных факторов, когда положи-ый эффект масштаба уже себя исчерпал, а отриц-ый не вступает в действие до тех пор, пока не достигнуты значительные V-мы произв-ва, одинаково эфф-ми окажутся и крупные и небольшие фирмы. Нельзя полагать, что во всех случаях расширение V-ов выпуска будет сопровож-ся четко прослеживаемой сменой названных временных интервалов. Для некоторых отраслей (напр, обрабатывающей) типична относительная продолж-ть полож-ого эффекта масштаба при условии больших V-ов выпуска (рис. в). Из рис. в видно, что кривая долгосрочных АС сначала стремительно падает, затем темп падения замедляется и она плавно снижается с ув. V выпуска. Средние издержки приближаются к постоянным. Следует учитывать, что в некот-ых отраслях средние издержки минимиз-ся при очень больших V-ах выпуска (монополия: электро-, газо- и водоснабжения).
37. Монополистич конк-ция - рыноч стр-ра, при кот относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную пр-цию. Черты: Относительно большое число фирм в отрасли> невози-ть тайного сговора с целью огр-ния объёма и исскуств завыш или заниж цены. Отд фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет очень незначит контроль над рыноч ценой. Незначит дифференциация продукта. Легкие условия вступления в отрасль. Нецен конкур-ция в некотор степени. Равновесие: прибыль привлекает конкурентов>увел-ся ассортимент и сниж-ся спрос>из-за снижения спроса снижается Ур-нь прибыли>фирмы уходяти сокр-ся кол-во товаров>сокращение числа фирм ведёт к ув-нию спроса на товар>кривые спроса сдвигаются вправо. Д олгоср период Объём произ-ва Q1 опр-ся в соотв-вии с правилом MR= MC, а цена Р1 обесп-ет доход, равный АТС, что ознвчает получение норм прибыли. Р превышает МС – моноп рынок Р = АТС – конкурент рынок. Эффук-ть: 1.равновесие – в точке, наход-ся на участке убывания кривой АТС – произ-во на ур-не эффек-ного. 2.Р>пред изд-к, т.к. фирма обладает некотор властью над рез-том – потребители воздерживаются от приобр-ния некот товаров 3. потребители платят более высокую цену за диффер товар по сравнению с совер конкур и более низкие по сравнению с монополией и её уник продуктом. 4.вступление новых фирм: - внеш эф-т увел-ся разнообразией пр-ции, кот явл положительным, т.к. прирост числа фирм и появл новой пр-ции ведёт к возн-нию допол излишка - внеш эф-т «перехвата» покупателей можно отнести к отрицат эф-там. Вопрорс 20 Виды издержек производства. Различают явные и неявные издержки. Явные (внешние) издержки- это денежные выплаты, которые предприятие (фирма) производит поставщикам факторов производства в том случае, когда эти факторы ей не принадлежат. В число явных издержек входит заработная плата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджерам, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, транспортные расходы, амортизация оборудования, затраты на сырье и материалы и т.д. Все это- бухгалтерские издержки. Неявные (имплицитные, внутренние) издержки - стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными. Это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм, которые недополучены в обмен на явные (денежные) платежи. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными. Так,если владелец мелкой фирмы работает наряду с наемными работниками этой фирмы, не получая при этом жалованья, то он тем самым отказывается от получения жалованья, работая где-либо в другом месте. Неявные издержки обычно не отражаются в бухгалтерской отчетности. Установление различий между явными и неявными издержками производства необходимо для понимания различных разновидностей прибыли. Нормальная прибыль — это та минимальная плата, которую должен получать владелец фирмы, чтобы у. него был смысл использовать свой предпринимательский талант в данной сфере деятельности. Неполученные доходы от использования собственных ресурсов и нормальная прибыль в сумме образуют внутренние издержки. Различие между экономическими и бухгалтерскими издержками можно показать с помощью схемы (рис). Рис. Состав экономических издержек. Различают также издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки - это издержки, непосредственно связанные с производством товара и услуг. Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные, увеличивающие стоимость товара (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка), и чистые- не увеличивающие стоимость товара, связанные со сменой форм стоимости (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.). Следующий аспект классификации издержек основан на учете временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения. Так, в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным. Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Они связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены даже в том случае, если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относятся оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудование, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу и будущим специалистам предприятия (фирмы). Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, содержание большей части трудовых ресурсов и т.п. При этом следует отметить, что прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. В начале процесса увеличения производства переменные издержки будут какое-то время возрастать уменьшающимися темпами. Затем они начнут возрастать увеличивающимися темпами. Такая тенденция обусловлена законом убывающей отдачи факторов производства.
9. Предпочтения потребителя в теории ординалистов. Кривые безразличия и их свойства. Ординализм исходит из того что потребителю не нужно оценивать полезность каждой отдельной взятой единицы блага в абсолютных числах, более вероятно и вполне достаточно того, что потребители знают какие наборы благ приносят больше и какие меньше удовлетворения. Предпочитаю большие полезности меньшим, потребители оценивают их не абсолютными а порядковыми числами. С учётом взаимозаменяемости и взаимодополняемости эк-их благ обобщённая функция полезности у ординалистов такова: U= f (x,y,z,…,n) Кривая безразличия – кривая отражающая разные товарные наборы двух благ, обладающая равной общей полез-ностью для потребителя. Пространство между осями наз. прост-ранством товаров. Любая точка – это товарный набор. Поскольку существуют много вариантов выбора, то можно построить мно-жества кривых безразличия, т.е. карту безразличия. Чем дальше удалена кривая безразличия от осей, тем предпочтительней для потребителя товар. Св-ва кривых безразличия: имеет отриц-ный наклон, абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке есть отношение предельной полезности блага, обозначенной на горизонтальной оси координат к предельной полезности блага обозначенной на вертикальной оси, кривые безразличия не пересекаются.
27.Совершенная конкуренция. Определяющими харак-ками: 1.На рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из кот не занимает знач-ой доли рынка, то есть их действия не могут повлиять на спрос и предложение товара, а следовательно, и на рын-ую цену. 2. Вход на рынок и выход из него не связаны с к-либо трудностями. Под «легкостью выхода» подразумеваем, что фирмы не сталкиваются с какими бы то ни было юридическими барьерами, покидая рынок. 3. Продукция является однородной — разные фирмы выпускают в основном сходную продукцию. 4. Покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации, то есть все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и всех видах затрат, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им нужно, о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии. При свободной конкуренции сталкиваются интересы продавцов, в результате чего силой обстоятельств рынка они соглашаются на установление некоторой средней равновесной, или, как назвал ее А. Смит, естественной цены. Он сравнивал конкуренцию с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен. В этом и состоит роль конкуренции как элемента рыночного регулирования экономики. По мнению шотландского экономиста, лауреата Нобелевской премии Ф. фон Хайека, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения ограниченных и редких ресурсов в обществе. Благодаря свободной конкуренции возникает и поддерживается спонтанный порядок на рынке, не зависящий от чьей-либо воли и желания. При этом не следует забывать и о негативных сторонах конкуренции: она приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, когда в стремлении снизить издержки ревниво охраняются секреты производства. Не решает конкуренция и проблемы социальной справедливости, поскольку используется исключительно как форма управления экономикой. Условия совершенной конкуренции. Значение анализа чистой конкуренции состоит в том, что, во-первых, существуют рынки, которые очень близки к этой модели, например рынок пшеницы, некоторые финансовые рынки, а значит, изучение абстрактной модели совершенной конкуренции может помочь объяснению закономерностей их развития. Во-вторых, конкурентную отрасль можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая может служить исходным пунктом для определения спроса, предложения, цены и объема производства в более сложных моделях конкуренции. В-третьих, с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики, других форм конкуренции с целью выработки рекомендацией по их совершенствованию. На рынке с преобладанием совершенной конкуренции выполняются следующие условия: 1. Множество конкурирующих продавцов продает стандартизированную (однородную) продукцию многим покупателям. 2. Каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой данный период времени. 3. Отдельная фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж, а поэтому не интересуется производственными решениями других фирм. 4. Информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение условий рынка путем перемещения применяемых ресурсов. 5. Не существует ограничений для входа на рынок и выхода из него. Спрос конкурентной фирмы. В соответствии с перечисленными условиями совершенной конкуренции доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Следовательно, отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Последняя устанавливается на основе рыночного спроса и рыночного предложения. На рис. 7.1, а видно, что на отраслевом рынке цена устанавливается на уровне 12 единиц. Отдельная фирма только приспосабливается к цене, которую диктует рынок. Таким образом, кривая рыночного спроса является типичной кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Это говорит о том, что в конкурентной отрасли объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. На рис. 7.1,б видно, что кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как отдельная фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также постоянен и совпадает с кривой спроса (каждая дополнительно проданная единица добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене). Рис. Установление цены на отраслевом конкурентном рынке (а); кривая спроса и цена для отдельной фирмы (б). Валовой доход (TR) определяется умножением цены на соответствующее количество продукта. При постоянной цене каждая дополнительная реализованная единица ув валовой дох на одну и ту же величину, поэтому кривая валового дохода имеет вид восходящей из начала координат прямой линии.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|