Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Низшие естественные религии (продолжение). Спиритизм и фетишизм





 

Спиритизм — это следствие прогресса в самосознании. Все еще смешивая объективное и субъективное и исходя из таких явлений, как сны, видения, временная потеря сознания, мнимая смерть и тому подобное, приходят к заключению, что дух в известной мере независим от тела. Так возникает вера в свободно передвигающихся, всюду блуждающих и время от времени заявляющих о себе духов, в души, которые по желанию могут обитать во всевозможных предметах и из которых наиболее могущественные, живущие в приносящих пользу или пугающих предметах природы рассматриваются и почитаются как сверхчеловеческие силы. Много спорят о том, является ли фетишизм естественным следствием или деградацией спиритизма, с которым он часто, но не всегда связан. Возможно, в обоих утверждениях есть доля истины. Строго говоря, фетишизм означает только почитание и использование известных вещей, которым из-за живущих в них духов приписывается волшебная сила. Эта форма культа сама по себе есть мать идололатрии. Она вызвала к жизни все религиозное пластическое искусство — если брать ее в широком понимании и соотносить с попытками представить высшее существо и держаться поблизости от него посредством символического предмета или изображения. Своеобразной формой анимизма является так называемый тотемизм — собственно, вариация фетишизма, но более развитая и несущая в себе зародыш учения об ангелах-хранителях и о святых-заступниках. Нельзя с уверенностью утверждать, что все вышестоящие исторические религии, прежде чем достичь пункта развития, занимаемого ими в истории, прошли в доисторическое время стадию анимизма, как это сегодня происходит у нецивилизованных народов. Следы анимистических представлений и обрядов, до сих пор обнаруживаемые в них, могли бы быть объяснены ассимиляцией с низшими расами. Однако можно сказать вполне определенно, что в анимистической форме религии в зародышевом виде уже присутствуют признаки высшей ступени развития как в том, что касается представлений, так и в отношении действий. (Ср. мою «Историю религии в древности». Готха, 1896—1903, т. I, с. 6-11.)

 

Высшие естественные религии. Переход к политеизму

Спиритизм соответствует тому социальному состоянию, в котором пребывают только более или менее самостоятельные племена, живущие рядом и постоянно враждующие друг с другом, но не упорядоченные в государства. Как только эти последние образуются, проявляются соответствующие религиозные потребности. Подходившее для охотничьих племен и кочевников почитание духов, свободно блуждающих всюду, уже не устраивало крестьян и горожан, ведущих упорядоченную жизнь. Мир богов должен быть зеркальной картиной человеческого общества, и поэтому для него тоже была создана определенная организация. Как покровители спокойного труда, высшие боги природы получают вновь преимущество и составляют в совокупности государство по типу земного. Появляются сообщества и школы священников, становящихся хранителями и толкователями традиции (ее материал тут же заимствуют поэты). В ходе развития самосознания неопределенные и по существу мало отличающиеся один от другого духи превращаются в богов, наделенных отчетливым, определенным характером. Полидемонизм становится политеизмом.

Переход от первого ко второму выражен не резко и совершается постепенно. Он представлен в объединениях племен и в примитивных, варварских государствах, типа тех, что существуют в Мексике и Перу. Патриархальные и матриархальные формы религии, где во главе пантеона ставили супружескую пару или материнское божество, отступают на задний план, освобождая место более аристократическому или монархическому устройству мира богов.

 

Высшие естественные религии (продолжение). Териантропико-магические религии

Политеистические религии можно разделить на два типа, из которых териантропико-магические являются менее развитыми. Эти религии еще довольно близки к анимистическим, во всяком случае по сравнению с религиями более высокого типа. Териантропическими они должны быть названы потому, что представляют богов то как зверей, то как людей, а по большей части в получеловеческом-полузверином облике и с соответствующими свойствами. Культ еще сильно перемешан с элементами магии, и варварские или непристойные ритуалы отправляются как религиозные.

Этическое все еще существует скорее наряду с религиозным, чем в связи с ним. На этой ступени развития находились, насколько мы теперь можем судить, китайская религия до реформ Конфуция, возможно, религия шумеров или аккадов, религия дравидов, древнейшая египетская, древневавилонская и большинство семитских религий Передней Азии. Также должны быть причислены сюда древнеэллинская, так называемая пеласгическая, и первоначальная римская религии.

 

Высшие естественные религии.

Антропические, или полуэтические, религии

Наиболее развитыми естественными религиями являются антропические, или полуэтические, религии, которые полностью переработали анимистические элементы в поэтическую или полуфилософскую мифологию. Антропическими они называются потому, что представляют богов преимущественно или исключительно как идеальных людей, хотя и приписывают им сверхчеловеческие качества. Их прежние звериные образы стоят рядом с богами как символы или рассматриваются как временная метаморфоза. Полуэтическими мы называем их потому, что, с точки зрения нашего понятия о морали, боги присутствуют и действуют в них еще не как моральные существа, однако безнравственное в мифах является по большей части пережитком предшествовавших ступеней развития, и, во всяком случае, боги представляют добро, побеждают власть злых духов и выступают за право и порядок.

Магическое и анимистское в культе, всегда остающемся более верным наследию, чем учение, является следствием прежних времен или заимствовано у низших рас; оно, однако, частично претерпевает модификацию и получает символическое объяснение, а частично становится объектом преследования и постепенно изживается.

К этому типу религий принадлежат египетская и вавилоно-ассирийская в их позднейшем развитии, ведическая, древнегерманская и, возможно, уже древнеарийская (подобная той, что предшествовала зороастризму в Иране). Моисеев закон в VIII в. до н. э. и эллинская религия, от которой римляне привили росток к своей религии, знаменуют кульминацию этой формы и одновременно означают границу следующей, чисто этической ступени.

 

Этические религии

С развитием человечества возрастает самосознание индивида, или личности, и тем самым возникает потребность заменить унаследованную национальную религию на какую-то собственную, особенную. Эта потребность иногда заявляет о себе в попытках реформировать национальную религию внезапно и насильственно — попытках, преимущественно безуспешных, так как большинство людей еще не созрело для этого (Чжуан-цзы, Набу в Ассирии, Езекия, Акбар, Иосиф II). Когда же они удаются, появляется лишь организованное воплощение уже живущего в народе настроения, однако при этом потребность в реформе всегда оказывается неудовлетворенной, а новообразования несут в себе зародыш реакции (англиканская и галликанская церкви). Эта потребность может проявиться и в формировании замкнутых общин (пифагорейцы, последователи Гераклита, неоплатоники, участники элевсинских мистерий и пр.) или полуфилософских священнических и проповеднических школ (старая Веданта, общины адептов культуры, служение Аполлону, школы проповедников в Израиле, магометанские и христианские секты), из которых новые формы религии возникают только при благоприятных условиях. Для этого необходимо, чтобы «время приспело» и особенно чтобы новое мировоззрение сконцентрировалось в великой религиозной личности. Эти религии, удобства ради несколько прямолинейно названные этическими, могут быть в полной мере охарактеризованы как этико-индивидуалистские, и в силу этого они преимущественно представлены спиритуалистическими религиями откровения. Их называют этическими, ибо они возникают из некоего этического возрождения, и индивидуалистическими, в силу того что подобные движения всегда направлялись личностью или замкнутым кругом единомышленников, а еще более потому, что они возникают благодаря прояснению личного сознания; спиритуалистическими они являются постольку, поскольку вырастают из реакции против господствующего натуррелигиозного служения, религиями откровения — так как они почитают в основателе реформы глашатая нового откровения, является ли он восторженным проповедником, Сыном Божиим или Богочеловеком. Древнейшие документы этого откровения впоследствии бережно хранятся и, как правило, облекаются божественным авторитетом. Присущий им монотеизм или пантеизм, выраженный с большей или меньшей отчетливостью, вытекает сам собой из их этико-индивидуалистического характера.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.