|
Архивы. Деловые и юридические документы.Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя. Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н. э.; архив жреца Хеканахта). Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) — столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще и потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации. Материалы эль-амарнского архива помогают установить время правления упомянутых фараонов, азиатских царей, важных событий, поскольку в них приводятся датировки по местным летосчислениям, из них некоторые надежно определяются по астрономическим данным. Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.— Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью. Из других документальных материалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречеству нескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления была составлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н. э.; «Большой папирус Харрис»). В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии. Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н. э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династия, VII —- VI вв. до н. э.). О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию. Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные —надежная основа для восстановления египетской истории. «Поучения» и «пророчества» как источник. Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства; «поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну, как вести себя в обществе, как делать карьеру, достичь богатства и благополучия. Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Различные бедствия, о которых «пророчествуют» авторы Ипусер и Неферти, настолько реалистичны и живы, красочны и точны, что исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы придали форму пророчества. Как свидетельства о взрывах народного возмущения «Речение Ипусера» и «Речение Неферти» являются ценнейшими историческими источниками по истории Древнего Египта. Произведения собственно художественной литературы, как, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, скорее всего в загадочную страну Пунт, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными поручениями. Сохранились два отчета о реальных экспедициях. Один из них был записан на стенах храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри с подробным изложением подготовки, пребывания в Пунте и возвращения экспедиции в Египет (XVI в. до н, э.). Другим примером является «Путешествие Уну-Амона в Библ» (XI в. до н. э.), рассказывающее о злоключениях египетского посла в Финикии и Сирии. Подлинные описания путешествий позволяют не только получить сведения об окружающих Египет странах, но и определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире. Сохранилось множество произведений религиозного характера. Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V — VIII династий (XXIV — XXII вв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с Другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — так называемой «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (ср. «Елисейские поля» греческой мифологии). Интересные сведения о египетской религии содержатся в «Мемфисском богословском трактате», в котором рассказывается о том, как бог Птах (покро витель Мемфиса) своим словом творит мир. Этот трактат, в своей основе восходящий к эпохе Древнего царства (III тысячелетие до н. э.), дошел до нашего времени в записи конца VIII в. до н. э. Сохранившиеся медицинские папирусы (они называются по именам их современных владельцев или по месту хранения: Большой папирус Эберса, Хирургический папирус Эдвина Смита), математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. A. C. Пушкина и др.) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте. В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако историю Древнего Египта невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид и мастаб, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Из погребальных комплексов кроме великих пирамид III — IV династий можно назвать одно из древнейших погребений, возможно, правителя верхнеегипетского царства в городе Энхаб (Нехен) и гробницу фараона Тутанхамона, найденную в 1922 г. неразграбленной. Из других царских захоронений большую ценность представляет своего рода «склад«мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления. Кроме царских обнаружено большое количество погребений номовой знати. Если в эпоху Древнего царства многие ее представители строили гробницы около пирамиды своего повелителя-фараона, то во времена Среднего и Нового царств знать предпочитает устраивать захоронения в своих номах. Хорошо сохранившиеся вельможные гробницы обнаружены в Антилопьем номе (совр. Бени-Хасан). Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества. Примерами массовых захоронений являются некрополь раннединастического времени, насчитывающий около 10 тыс. могил (около Мемфиса), захоронение воинов в Фивах, павших при осаде Гераклеополя (XXI в. до н. э.), и знаменитый некрополь в Абидосе. В этом общеегипетском религиозном центре культа Осириса со времен Среднего царства многие жители со всего Египта стремились построить себе кенотафы (т. е. параллельные гробницы с пустым саркофагом; погребение же умершего производилось там, где он умирал). Некрополь Абидоса — около полутора тысяч стел, жертвенников, статуй, миниатюрных моделей храмов — содержит богатейший материал по религии, культуре, общественному устройству Египта. Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Кахуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати, ремесленными мастерскими. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнатона — город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна), представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность. Из городов более позднего времени хорошо исследован город Танис в Дельте. Раскопки городов дополняются исследованием египетских крепостей. Наиболее крупные из них обнаружены на территории Нубии. На берегу Красного моря был открыт древнеегипетский порт Гасуу. Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозные храмы Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке). Оригинальными формами храмового строительства стали храмы, вырубленные в скалах, например, полупещерный храм царицы Хатшепсут (XVIII династия) и храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Египетские письменные материалы и памятники археологии являются основными для реконструкции древнеегипетской истории и культуры, но не исчерпываются ими. Довольно значительную информацию можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья. В богазкёйском архиве хеттских царей, некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира. На территории Нубии, в различных областях Восточного Средиземноморья, входивших в состав египетской империи в период ее наивысшего расцвета, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных надписей и памятников, в которых обнаруживается египетское влияние. Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют произведения четырех греческих авторов: «История греко-персидских войн» Геродота (V в. до н. э.), «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.), «География» Страбона (I в. до н. э.— I в. н. э.) и трактат Плутарха «Об Осирисе и Исиде» (II в. н. э.). Особую ценность имеют сведения Геродота. Геродот, посетивший Египет, познакомился с местной письменной традицией, осмотрел многие храмы, города и местности, дал достаточно подробный очерк древнеегипетской истории, до сих пор являющийся одним из необходимых источников по истории Древнего Египта. Первостепенное значение труд Геродота имеет для истории Позднего Египта (VII — VI вв. до н. э.), довольно фрагментарно представленной в египетской традиции, но самым обстоятельным образом описанной Геродотом. В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации. Глава 2. Долина Нила и соседние с ней области (территория будущего Египетского государства) были рано освоены человеком. Здесь обнаружены остатки стойбищ палеолитических охотников и собирателей с очагами, костями животных и рыб и орудиями труда. Число кремнивых орудий некоторых из стоянок достигает нескольких тысяч. Такие стоянки найдены на территории Фаюмского оазиса, в Верхнем Египте и в ряде других мест. Культура каменного века достигла наибольшего развития в период верхнего палеолита (20—10 тыс. лет до н. э.). Древние обитатели долины Нила в это время изготовляли составные орудия из тонких пластин, вставлявшихся в костяные или деревянные рукоятки, добывали рыбу, собирали моллюсков и съедобные растения, охотились на диких зверей и птиц. Так, например, стойбище Ком-Омбо в течение почти 5 тыс. лет (15—10 тыс. лет до н. э.) служило базовым лагерем первобытной общине, охотившейся на диких быков и оленей, но добывавшей также газелей, гиппопотамов и различных птиц. Увеличивающееся население быстро освоило долину Нила и почти полностью использовало имевшиеся здесь готовые пищевые ресурсы. Все это вело к решающим переменам в жизни древнего человека. Плодородные почвы нильской долины, наличие дикорастущих злаков в соседних областях, в частности на Эфиопском нагорье, диких животных, поддающихся одомашниванию, благоприятствовали переходу древних людей к земледелию и скотоводству. Этот переход происходил в период неолита, когда изготовление орудий из кремня и камня путем их различной обработки, в частности шлифования, достигло наибольшего совершенства. Самые древние из известных нам поселений неолитических земледельцев и скотоводов в долине Нила могут быть отнесены к рубежу VI — V тысячелетий дон. э. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|