|
Социальное регулирование и социальные нормы. Виды неправовых социальных нормСтр 1 из 13Следующая ⇒ Взаимосвязь права и морали (сходство и различия)
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль (нравственность) – есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений; 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем: 1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры; 2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью; 3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств; 5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы; 6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы. Отличия права и морали. 1) право возникает вместе с государством как ответ на объективную потребность защиты интересов господствующего класса. Мораль — более древняя форма социального регулирования. Она рождается до появления государственно-организованного общества; 2) право и мораль различаются по способам их установления и формирования. Право состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами. Оно выражает волю государства, а значит, выступает особым, государственным регулятором. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Следовательно, мораль носит неофициальный (негосударственный) характер, в отличие от права; 3) в пределах одной страны действует одна правовая система. Мораль же, в целом соответствуя определенному типу общества, не является однородной в силу классового, национального, религиозного и иного деления общества. В результате в стране могут существовать несколько моральных систем; 4) различие между правом и моралью заключается в форме их выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законы указы, постановления и т. п.), имеющих письменную форму. Моральные нормы не имеют таких четких форм фиксации, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей. 5) отличие права от морали проявляется в методах обеспечения и порядке ответственности за их нарушение. В случае совершения правонарушения виновный наказывается от имени государства, привлекаясь к особой юридической ответственности. При этом порядок ее возложения носит процессуальный характер, т. е. строго регламентирован законом. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, мер воздействия социальной общности, решений коллектива. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные средства и меры принуждения, которые имеются у права в виде заранее продуманной системы санкций. Таким образом, человек несет моральную ответственность перед обществом, коллективом, семьей, а не перед государством; 6) право и мораль различаются по критериям оценки регулируемых общественных отношений. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами, с позиций их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, то для норм морали характерна оценка человеческих действий с точки зрения добра и зла, справедливого — несправедливого, честного — бесчестного и т. д.; 7) различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения человека. Право указывает на необходимость всесторонне оценить поведение человека, совершившего правонарушение. С моральной же точки зрения необходимо выяснить мотивы, стимулы человека, его намерения или выбор определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным; 8) в основе различий права и морали лежит уровень требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно ниже у права. Мораль, призывая людей быть во всем предельно честными, справедливыми, благородными, ориентирует их не на средний уровень, а на идеал. Таким образом, мораль выступает эталоном права; 9) право и мораль различаются по сферам действия. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни, и только те, которые в состоянии упорядочить (власть, собственность, управление, правосудие и т. д.). 10) содержание норм права характеризуется большей конкретностью, в правовых нормах предусматриваются весьма подробные детали, связи. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения; 11) право и мораль рассматривается по времени введения в действие и их историческим судьбам. Мораль древнее права, ее нормы вводились в действие по мере осознания их людьми. Нормы права устанавливаются и начинают действовать в конкретно определенный срок. Уровни правосознания. Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о своих правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению. Профессиональное правосознание — это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов и т. д.). В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характеризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон. Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образования в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций. Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законодательства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания являются ученые-правоведы, работающие в научноисследовательских институтах юридического профиля. В правосознании конкретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойственно сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют представители одной научной школы.
Правовые системы мира. Источники (формы) права
Под источниками права понимают различные формы его внешнего выражения, т. е. формы права. В научной литературе понятие «источник права» употребляется в трех значениях: — в материальном смысле — это общественные отношения; — в идеологическом — правосознание; — в формально-юридическом смысле — форма права. Формы права - способы внешнего выражения и закрепления норм права Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права, как правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт. Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Это исторически сложившееся привычное поведение, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то они называются правовыми обычаями. Правовые обычаи составляют обычное право. В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве. Следующий вид источников права — это юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимают судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона. Юридический прецедент применяется в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе, — Англии, США, Канады и др. В Российской Федерации характер судебного прецедента носят руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, которые являются обязательными для всех судей. Правовая доктрина — это компетентное суждение по правовым вопросам, или право давать разъяснения, обязательные для судов. Широкое распространение правовая доктрина имела в Древнем Риме. В Российской Федерации в настоящее время правовая доктрина не признается официальным источником права, но очень многие юристы-практики пользуются научными комментариями законов. Нормативный договор, или договоры нормативного содержания, — это соглашения двух или более субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Следующим и наиболее распространенным источником права является нормативный акт. Это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Нормативный акт, в отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов), создает новые правовые нормы. Это наиболее важный и распространенный источник права в государствах, составляющих систему права. Нормативные акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституция и законы (В Российской Федерации — конституционные законы и федеральные законы), ниже располагаются подзаконные акты, к которым следует отнести акты Президента, акты Правительства, приказы и инструкции министров, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт — самая типичная и наиболее распространенная форма права Российской Федерации. Религиозные тексты - характерны для мусульманского права (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда). Имеет распространение в странах Ближнего Востока.
Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Акты применения права. Правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий. К общим чертам относятся: - и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление; - и те и другие акты обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением; имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники. Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем: - правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт - общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения; - нормативный правовой акт является источником права, а правоприменительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действующих норм права и служит средством перевода общеобязательных установлений государства в сферу конкретных жизненных случаев; - нормативный правовой акт распространяет свое действие на неопределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий; - правоприменительный акт характеризуется однократным действием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации; - нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администрации предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называемое конклюдентное действие, например жест регулировщика дорожного движения; - решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права. Интерпретационные акты Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов. Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", постановления Конституционного Суда - в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они: - закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа; - представляют собой официальный акт-документ, который обладает специфической структурой, содержанием, формой, стилем изложения, реквизитами и т.д.; - имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения; - принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме; - носят властный, обязательный характер; - обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия (например, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений); - вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор; - являются подзаконными, вспомогательными правовыми актами; - по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования.
Особенности Конституции РФ. 1) Как основной закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, главные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Потому конституционные нормы основополагающие для государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. 2) Конституция есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона. 3) Особый субъект, который устанавливает Конституцию – она принимается народом и от имени народа. 4) Конституция как Основной закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. 5) Конституция имеет всеохватывающий характер конституционной регламентации. Особые юридические свойства Конституции РФ: - высшая юридическая сила; - прямое действие на всей территории страны; - верховенство; - особый порядок принятия; - усложненный порядок внесения поправок - согласно Ст.135 Конституции РФ положения главы 1 (основы конституционного строя), главы 2 (Права и обязанности человека и гражданина) и главы 9 (конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены парламентом России - Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции, и оно будет поддержано тремя пятыми от числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке. Поправка должна получить одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. - специфические формы охраны Конституции (задействована вся система органов государственной власти, Президент РФ является гарантом, Конституционный Суд РФ рассматривает соответствие нормативно-правовых актов Основному Закону).
Виды законов. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); - по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); - по сроку действия (постоянные законы и временные); - по характеру (текущие и чрезвычайные); - по сферам действия (общефедеральные и региональные); - по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); - по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); - по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); - по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.
Классификация норм права
Классификация норм права дает возможность определить место юридических норм в системе правового регулирования, уяснить их функцию и роль в упорядочении общественных отношений, усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов. Классификация норм права проводится по различным основаниям. 1. По предмету правового регулирования различаются государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-правовые нормы и нормы других отраслей права. 2. По специфике правового регулирования нормы права делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений и отвечают на вопрос что регулируют нормы права? Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей. Отвечают на вопрос как? 3. По методу регулирования различают императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные нормы. Императивные нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они характерны прежде всего для норм публично-правового регулирования, т. е. для конституционного, административного, финансового права. Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность договориться о правах и обязанностях. Диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность и возможность соглашения сторон. Таким нормам присуща формула если иное не установлено договором. Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемлемый, желательный для государства и общества вариант поведения. Рекомендательные нормы получили распространение в международном праве, когда международное сообщество принимает акты, устанавливающие стандарты, рекомендованные для соблюдения всеми странами. Поощрительные нормы устанавливают меры поощрения и стимулируют социально полезное поведение. 4. По способу воздействия на субъектов права правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности совершать определенные положительные действия, например, платить налоги, защищать отечество. Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые определены законом как правонарушения. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение таких действий подразумевается. В других отраслях права запрет выражается словами: запрещается, не вправе, не допускается и т. п. Управомочивающие нормы представляют субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. На возможность совершения определенных действий указывают слова: вправе, имеет право, может. 5. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. 6. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, социального и материального положения, образования, вероисповедания, проживания и т. д. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц, (пенсионеры, военнослужащие, студенты и т. д.), 7. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-правила. Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и задачи. В УК РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уголовного права и цели наказания. Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений правовых понятий. В УК РФ такими нормами являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступлением другие уголовно-правовые понятия. Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов. 8. В зависимости от сферы действия выделяют общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; региональные, действующие на территории субъектов РФ; локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. 9. По времени действия различают постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе в связи, например, со стихийным бедствием и содержащиеся в указе Президента о введении чрезвычайного положения. 10. В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. 11. В зависимости от субъектов правотворчества нормы права подразделяются на нормы, принятые государственными органами и негосударственными институтами, например входе референдума, или органами местного самоуправления.
50. Структура правовой нормы и способы изложения ее содержание в нормативных актах
Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее самостоятельность. Структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Правовая норма включает следующие структурные элементы: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза — часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации (время, место, субъективный состав и т. п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Диспозиция — это часть правовой нормы, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. В гражданском праве, в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний. Санкция — это часть нормы, в которой указаны правовые последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей). Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль — без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Различают логическую и фактическую структуру нормы права. Обязательными элементами логической структуры являются гипотеза, диспозиция, санкция. Логическое содержание нормы можно выразить формулой: Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция). Фактическая структура — одни ученые считают ее состоящей из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. Существует несколько видов гипотез. Гипотезы могут быть классифицированы по разным основаниям. 1. По характеру содержания различают общие и конкретные гипотезы. Общая — определяет условия действия норм общими родовыми признаками. Конкретная — устанавливает частные специальные условия действия нормы. Например, нормы Уголовно-процессуального кодекса, в них по пунктам перечислены обстоятельства, при которых может быть возбуждено уголовное дело, либо наоборот прекращено. 2. По степени определенности общая гипотеза подразделяется на абсолютно определенную, абсолютно неопределенную, относительную. Абсолютно определенная гипотеза указывает факты, которые обусловливают действие норм. Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму. Относительно определенная гипотеза содержит указание на ограничительные условия действия нормы. 3. В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы могут подразделяться на односторонние и двусторонние. Односторонняя гипотеза в качестве основания применения правовой нормы предусматривает только правомерное или неправомерное поведение. Двусторонние гипотезы содержат указания как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие правовую норму. Диспозиции норм весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям. 1. По способу описания диспозиции классифицируются на простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указания на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Отсылочная диспозиция не содержит признаков деяния, а содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт или указывает на незаконность действий, отсылая правоприменителя к соответствующему закону. 2. По юридической направленности выделяют представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции. Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения, например работодатель и работник. Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения обязанного лица. Управомачивающие диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения. Рекомендательные диспозиции указывают на желательность либо нецелесообразность определенного поведения. Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками. Например, нормы трудового законодательства ограничивают продолжительность труда несовершеннолетних. Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов. Санкции правовых норм классифицируются по двум основаниям. 1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции. Позитивные санкции предусматривают меры поощрения и меры восстановления субъективных прав. Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания и возможность признания деяний недействительными. 2. По степени определенности и вариантности различают следующие виды санкций: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные. Абсолютно определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь. Относительно определенная санкция содержит указание на верхний и нижний пределы наказания. Например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет. Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний, так как имеется право выбора. Например, за ряд преступлений могут быть применены лишение свободы или исправительные работы. Кумулятивная санкция предусматривает сумму нескольких видов наказаний. Например, лишение Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|