Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие знаний в цивилизациях Древнего Востока.





Образ жизни первобытных родовых коллективов подчинялся общей линии мифологического сюжета о связи Хаоса и Космоса. Опасность усматривалась в возможности проникновения в организованное космическое целое враждебных человеку, злых, сверхъестественных, несущих в себе разрушающее начало хаотических сил. Спасение от их воздействия виделось в магических ритуалах, и чем более они эмоциональны, выразительны, художественны, тем эффективнее.

Обрядовые магические ритуалы были исключительно художественны. Магическое сознание стимулировало становление художественных, эстетических образов, различных видов искусства, скульптурных изваяний, родовых святилищ, погребальных сооружений и др.

Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем перешли в систему представлений о мировых циклах и составили основу раннефилософского учения.

Появилось понятие мировой катастрофы – переход от одного космического цикла к другому; формируются основные категории: «даль», «бесконечность», «ничто», «бытие», «сущее», «несущее» и др.

Возникновение таких абстракций (понятий, категорий) явилось одной из важнейших предпосылок становления естествознания;

Это стало возможным в процессе разрешения противоречий в системе сознания:

o между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

o между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

o между рациональными знаниями и практическими потребностями в расширении массива таких знаний.

В результате этих преобразований складывались и предпосылки становления естествознания:



ü систематизация мифов;

ü накопление и обобщение рациональных знаний;

ü развитие категориального аппарата сознания;

ü идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания

а) географические знания

Рост населения, его динамизм образа жизни, укрепление племенных союзов, развитие военного дела, политический и военный экспансионизм, развитие обмена, торговли — способствовали расширению географического кругозора человека.

Наряду с освоением новых пространств, развитием представлений о границах населенной части планеты (ойкумены) совершенствовались формы картографии, создавались карты - схемы местности, способы ориентации по звездам.

На смену простейшим способам схематического изображения местности с помощью камней, палок, рисунков на песке и др., приходят более долговременные и совершенные «карты». Их либо рисовали, либо вышивали на коже или ткани, либо чертили ножом на коре дерева и т.п. Эти карты обычно отражали не местность в целом, а отдельный маршрут. На такой карте-схеме изображались гидрографическая сеть (главная река, ее притоки, озера и др.), речные пороги, броды, дороги, тропы, жилища, горы, следы проживания людей в данном районе и др. Длина маршрута определялась в днях пути.

Новый импульс развитию картографии придало расширение торговой деятельности, появление класса купцов, осваивавших дальние и неизведанные торговые пути. Наиболее распространенные и трудные маршруты снабжались определенными указательными знаками (на деревьях, на камнях, на скалах и др.), включая знаки, предупреждающие о возможности нападения (так зарождалось то, что на современном языке называется «служба эксплуатации дорог»). Указательные знаки также отмечались на картах-схемах маршрутов.

б) биохимические и медицинские и знания

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало развитие биологических знаний. Накапливался и обогащался опыт одомашнивания животных и растений, использования искусственного отбора (селекции). Опыт селекции передавался из поколения в поколение. Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры.

Развитие скотоводства позволило освоить новые массивы зоологических, ветеринарных знаний и навыков, а развитие земледелия способствовало накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний.

В это время как самостоятельная отрасль знаний и практических навыков появляется медицина.

Основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Сначала человек начинает осознавать свое отличие от природных предметов и процессов, затем осознает себя как самоценное существо, которое ещё связано с коллективом. Человек впервые сталкивается с проблемой смысла своего существования, поэтому поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность, значимость.

Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения и средств минерального и животного происхождения. Появляются приемы санитарии и гигиены, физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургические инструменты (скальпель, щипцы и др.).

Но в первобытной медицине наряду с рациональными знаниями еще много наивного.

Поэтому наряду с народной медициной, лекарями — знатоками лекарственных трав, простейшей хирургии складывается и другой тип врачевателей — знахари-заклинатели, опиравшиеся на мифологические и магические процедуры.

Накопление химических знаний осуществлялось в области ремесленной прикладной химии. Основные виды такой деятельности:

o высокотемпературные процессы (металлургия, стеклоделие, керамика);

o получение красителей (минеральных и органических), косметических средств, лекарств, ядов, освоение бальзамирования;

o использование брожения для переработки органических веществ.

Широкое распространение получила обработка и подделка драгоценных камней. Кроме меди и железа древние знали такие металлы, как золото, свинец, олово, ртуть и их сплавы (из свинца отливали культовые фигуры, украшения, статуэтки).

в) астрономические знания

Развитие астрономических знаний определялось потребностями совершенствования счета времени.

Переход от лунного календаря к солнечному стал возможным при отделении наблюдений за интервалами времени от их привязки к биологическим ритмам (связанным с человеком и домашними животными), и выделении некоторых вне биологических природных «систем отсчета» для измерения интервалов времени.

В таком качестве выступали точки восхода Солнца в день летнего солнцестояния и захода в день зимнего солнцестояния, наблюдения за звездной группой Плеяд в созвездии Тельца, позволявшие корректировать солнечное и лунное времяисчисления. Чтобы результатами подобного рода наблюдений можно было использовать неоднократно, их необходимо фиксировать, что и вызвало потребность в постройки соответствующих сооружений ( дольмены, кромлехи и др).

В Древнем Египте предвестником Нового года был Сириус. Первая видимость Сириуса на утреннем небе (гелиактический восход Сириуса) наступал за несколько недель до разлива Нила (около 20 июля), выхода его из берегов, наводнения, т.е. самого важного события в египетском сельскохозяйственном году. Эти земледельческие правила были первым шагом на пути становления научной астрономии.

В Месопотамии в начале III тыс. до н.э. был. принят лунный календарь, а через тысячу лет — лунно-солнечный календарь.

В период с 540 до 470 г. до н.э. были созданы первые, еще очень простые теории движения Луны и планет. Эти теории не требовали тригонометрических расчетов и носили линейный характер.

Теория движения Луны позволяла предсказывать:

  • суточное движение Луны
  • дату и время новолуния или полнолуния и др.
  • время и величину лунных затмений
  • определять положение планет на небе
  • даты прохождения главных точек планетных орбит (первая видимость утром, утреннее стояние, вечернее стояние, последняя видимость вечером и др.)

 

Развитие астрономических знаний переплеталось с целями и задачами астрологии,

Астрология — уходящая своими корнями в магию деятельность, состоящая в предсказании будущего (судеб людей, событий разного рода) по поведению, расположению небесных тел (звезд, планет и др.).

Астрология строилась на религиозном убеждении, что небесные тела - всесильные божества и оказывают решающее влияние на судьбы людей и народов. Основа астрологии – представление о всеобщей причинной связи вещей и их повторяемости — всякий раз, когда на небе будет наблюдаться одно и то же событие, на Земле последуют одни и те же следствия.

Г) математические знания

Развитие математических знаний шло благодаря развитию земледелия, строительного дела, гончарного производства.

Основная особенность и исторический недостаток древневосточной математики — ее преимущественно рецептурный, алгоритмический, вычислительный характер. Математики Древнего Востока даже не пытались доказывать истинность тех вычислительных формул, которые они использовали для решения конкретных практических задач. Все формулы строились в виде предписаний: делай так-то и так-то. Потому и обучение математике состояло в механическом заучивании веками не вменявшихся способов решения типовых задач. Идеи математического доказательства в древневосточной математике еще не было.

Вместе с тем у древних вавилонян уже складывались отдельные предпосылки становления математического доказательства. Они состояли в процедуре сведения сложных математических задач к простым (типовым) задачам, а также в таком подборе задач, который позволял осуществлять проверку правильности решения.

Математические знания развивались в следующих направлениях:

  1. расширяются пределы считаемых предметов, появляются словесные обозначения для чисел свыше 100 единиц — сначала до 1000, а затем до 10 000 и далее;
  2. образуются позиционные системы счисления благодаря совершенствованию умения считать не единицами, а сразу некоторым набором единиц (4,5, чаще всего 10);
  3. формируются простейшие геометрические абстракции - прямой линии, угла, объема и др.;
  4. зарождаются древнейшие математические науки — арифметика и геометрия.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.