|
Формирование первых естественнонаучных программОсобое место в истории античной культуры занимает элейская школа (г. Элея на юге Италии). Представителям ее принадлежит великое открытие — наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека. Одна из них — это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая — та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления. Основоположником элейской школы был Ксенофан ~ один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения. Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира принципиально противоположные. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим и чувственно-образным) было величайшим научно-философским открытием. Элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Если у представителей милетской школы первооснова мира носит характер физического процесса, некоторой стихии (вода, воздух и др.), у пифагорейцев - абстрактно-математический характер (число), то у элеатов она является абстрактно-философской — бытие как таковое. По Пармениду, есть два пути познания — путь истины и путь мнения. Путь истины - это познание разумом единого бытия, выделение его из бесконечного качественного многообразия вещей, которое есть небытие. Путь истины — это путь отделения бытия от небытия. Путь мнения - это познание на уровне чувств, образов, которое не дает знания бытия, а только движется на уровне поверхностных свойств вещей, на уровне явления, небытия. Путь мнения — это путь нефилософского, обманчивого познания. Демокрит, Платон и софисты, делают разные выводы из учения элеатов и по-разному решают поставленную элеатами проблему. В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельческой демократии возникла потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики - софисты. Разъезжая по городам, они за плату учили красноречию — умению говорить, убеждать, побеждать в спорах, выигрывать тяжбы в суде. Среди своих современников софисты не пользовались хорошей репутацией. Нередко в них видели утонченных шарлатанов или дилетантов. Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но и часто вопреки ей. Под софистикой понимают умение использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего чего угодно, умения представить истину ложью, а ложь — истиной, белое — черным, а черное - белым. Софисты используют качественное различие двух картин мира, двух путей познания для обоснования субъективного и прагматического характера познания, вплоть до скептицизма. Демокрит и Платон — основатели двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы. Они занимали иную позицию в вопросе о познаваемости мира. Они верили в познание мира, в возможность и необходимость естествознания, хотя по-разному понимали объекты и пути познания. Атомистическая программа Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита, основоположника античного материализма. Занятия наукой, философией он ставил превыше всего; истина для него - высшая ценность. В противоположность элеатам Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы (как пылинки в солнечном луче). Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества, атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы - шарообразные, угловатые, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей ~ изменением порядка и положения (поворота) атомов. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. «»По Демокриту, мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри — кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля — центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут. «» Исторической заслугой античного атомизма являлось формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. На основе принципа атомизма Демокрит сформулировал идею математического метода неделимых, позволяющего определять отношения площадей фигур или объемов тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской математике в XVI—XVII вв., стал одной из вех на пути создания интегрального исчисления. Концепция атомизма сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. Математическая программа Платон, противоречия между знаниями, полученными с помощью чувств, и знаниями, полученными логикой, мышлением, объясняет не трудностями процесса познания (как софисты) и не структурой чувственного материального мира (как Демокрит), а возможным наличием двух реальностей, двух миров:
Мир идей (или идеальный мир) — это реальность, которая существует, хотя и далеко от земного мира, но не на бесконечном расстоянии от него. Мир идей, идеальный мир первичен по отношению к миру чувственных вещей, материальному миру. Материальный мир производен от идеального, это сфера, где происходит затухание активности идей, ее уменьшение, сокращение, затемнение и т.д. То, что в мире идей характеризуется идеальной формой, в материальном мире характеризуется набором случайных, индивидуальных, неповторимых свойств конкретных чувственных вещей. И чем дальше от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее, устойчивее, не подвижнее организован мир (далекие звезды отличаются стабильностью, неизменностью, неподвижностью, а на уровне планетных сфер уже появляются неустойчивость, подвижность, нестабильность). Значительную роль в своей теории идей Платон отводит математике. Все бытие пронизано числами, числа — это путь к постижению идей, сущности мира. Платона считал, что только занятия математикой могут служить реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Он не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, так как оно приблизительно, неточно и лишь вероятно. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Платон впервые вводит представление о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет Космос на две качественно различные области: o божественную (вечное, неизменное бытие, небо) и o земную (преходящие, изменчивые вещи). Из представления о божественности Космоса Платон делает вывод, что небесные светила могут двигаться только равномерно, по идеальным окружностям и в одном и том же направлении. Учение Аристотеля Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественнонаучной картины мира. Она сложилась в результате философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественнонаучной картины мира стало учение Аристотеля. Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель категорически не согласен с представлением с самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отдаленности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуальных природных вещей (так же как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки. Основу естественнонаучных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе - бесформенное, хаотическое, пассивное начало; это то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь - соединение материи и формы. Материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит (от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.). Первоматерия лишена формы, свойств и качеств. Это - субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы - теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке, который задает структуру Космоса. Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету. Земля — центр Вселенной, она неподвижна и имеет сферическую форму. Вокруг Земли распределена вода, затем воздух, далее огонь. Огонь простирается до орбиты Луны - первого небесного тела. Выше Луны ~ надлунный, божественный мир, который отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы. В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения — равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Они вращаются вокруг Земли по круговым орбитам, прикреплены к материальным, сделанным из эфира, вращающимся сферам. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд, за которой находится Бог, придающий движение сферам. Космос - конечен и вечен; он никогда не возникал и принципиально неуничтожим. Картина мира Аристотеля отличается от современной естественнонаучной картины мира. Аристотелевский Космос иерархически организован, состоит из многих уровней, слоев. Каждый слой обладает своими закономерностями, и в каждой точке мира, в каждом направлении пространства действуют свои законы. Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия пустоты в природе. Аристотель заложил основу знаний о природе (физика), разработал первую историческую форму учения о движении — механику. Все механические движения он разбивает на две группы: o движение небесных тел в надлунном мире; o движение тел в подлунном, земном мире. Движение небесных тел наиболее совершенное - равномерное вращательное круговое движение. Совершенство кругового движения в том, что у него нет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины. Земные движения несовершенны. Движения земных тел в свою очередь можно разделить на две категории: насильственные и естественные. Естественное движение — это движение тела к своему месту Тела, состоящие из элементов земли, стремятся вниз, а тела, образованные из воздуха или огня, - вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы. Все остальные движения на Земле - насильственные и требуют применения силы. Закона инерции Аристотель не знал. Он предполагал, что любые насильственные движения, даже равномерные и прямолинейные, происходят под действием силы. Основной принцип динамики Аристотеля: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого». При этом он полагал, что скорость пропорциональна действующей силе. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|