|
ЭЛЕМЕНТЫ И ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРОВ.УСТУП И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. Приведем поперечный разрез карьера, на котором обозначены основные его элементы (рис. 1) Рисунок 1 - Поперечный разрез карьера На рис. 1.1 приведены следующие элементы карьера: 1-2 - верхний контур карьера, соответствует ширине карьера по верху; 3-4 – нижний контур карьера, соответствует ширине карьера по дну; 5-6 – рабочий борт карьера; 1-5 и 2-11 – нерабочий борт карьера; 7 – нерабочий уступ карьера; 8 – рабочий уступ карьера; 9 – верхняя и нижняя площади уступа (рабочие площадки); 10 – транспортная берма; 12 – предохранительная берма или берма очистки; φр – угол рабочего борта карьера; φнр– угол нерабочего борта карьера. Верхним контуром карьера называется линия пересечения бортов с поверхностью. Нижним контуром карье ра называется линия пересечения бортов с плоскостью дна карьера. Бортами карьера называются боковые поверхности, ограничивающие карьер и его выработанное пространство. Если на борту карьера производятся горные работы, то он называется рабочим бортом. Откосом борта карьера называется поверхность, проходящая через верхний и нижний его контур. Углом откоса борта карьера называется угол, образованный линией откоса борта карьера и проекцией этой линии на горизонтальной плоскости. Угол откоса рабочего борта обычно составляет 7°÷15°, не рабочего 35°÷45°. В результате горных работ рабочий борт карьера перемещается, приближается к конечным контурам карьера. Борт карьера или его отдельные участки, контуры которых совпадают с конечными контурами карьера, называются нерабочими. На нерабочем борту карьера горных работ не производятся, но могут располагаться транспортные съезды. Уступы, составляющие нерабочий борт карьера называются нерабочими. Они разделяются площадками: транспортными, предохранительными, а также площадками очистки. Транспортные бермы служат для расположения транспортных путей, по которым осуществляется грузотранспортная связь, между рабочими площадками в карьере и поверхностью. Ширина их составляет от10 до 30 м в зависимости от вида и типа транспорта. Предохранительные бермы предназначены для повышения устойчивости борта и для задержки кусков породы обрушающихся при выветривании уступов. Их ширина составляет 3÷10 м и как правило принимается равной 1/3hу. Бермы очистки – это расширенные до 10÷15 м предохранительные бермы, которые останавливают через 3÷4 уступа. Очистка оставшейся породы осуществляется бульдозерами, небольшими экскаваторами или погрузчиками. По мере отработки уступов рабочий борт становится нерабочим, а рабочие площадки становятся предохранительными или площадками очистки. Глубина карьера – это вертикальное расстояние между отметкой земной поверхности и длиной карьера. Они изменяются от нескольких десятков метров до 300÷500 м. Форма карьера в плане бывает обычно близкой к овальной. Длина карьера изменяется от 500 м до 5 км. Уступ и его элементы. Правила вычерчивания уступов при оформлении горных чертежей Уступом называется часть массива горных пород в карьере, имеющая рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки, погрузки и транспорта. Различают рабочие и нерабочие уступы. На рабочих уступах производится выемка пустых пород или добыча полезного ископаемого. Уступ имеет нижнюю и верхнюю площадки, откос и бровки. Приведем схему, на которой покажем уступ в разрезе и в плане (рис. 2) Рисунок 2 – Уступ и его элементы а – поперечный разрез уступа; б – вычерчивание уступа в плане Ну – высота уступа; αу - угол откоса уступа; х – горизонтальное проложение откоса уступа; 1 и 2- верхняя и нижняя площади уступа соответственно; 3 и 4 – верхняя и нижняя бровки уступа соответственно; 5 – откос уступа; 6 – линии наибольшего ската; 7 – берг-штрихи.
Откосом уступа – называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со сторон выработанного пространства. Углом откоса уступа – называется угол наклона откоса уступа к горизонтальной плоскости. Линии пересечения откоса уступа с его верхней и нижней площадками называется соответственно верхней и нижней бровками. Высота уступа обычно ограничивается по условиям безопасности работы выемочно-погрузочного оборудования и составляет 10÷15 м, реже 20÷40 м. Угол откоса рабочих уступов обычно составляет 65°÷80°, нерабочих 45°÷60°, т.к. должна обеспечиваться долговременная устойчивость уступа. Горизонтальные поверхности рабочего уступа, являющиеся объектом разработки, т.е. на которых расположены буровые станки или экскаваторы, называются рабочими площадками. Ширина рабочей площадей изменяется от 40 м до 110 м. Если площадка остается свободной, то ее называют нерабочей. Вычерчивание горных чертежей, в частности вычерчивание уступов карьера в плане, имеет некоторые особенности. Рассмотрим их на примере рис. 1.2 б. На поверхности откоса уступа перпендикулярно к горизонтам проводят линии наибольшего ската и берг-штрихи. Выполняются линии наибольшего ската сплошной тонкой линией. Минимальное расстояние между соседними линиями ската принимаются равным 2÷3 мм, максимальное до 0,5 горизонтального проложения откоса уступа. Массив вскрышных горных пород на плане откоса уступа условно обозначается берг-штрихами – отрезками основной толщины, длиной равной 1/3÷1/4 от горизонтального проложения откоса, проставляемыми у контуров верхней бровки между линиями наибольшего ската. Массив полезного ископаемого на откосе уступа обозначается сдвоенным берг-штрихами. Для закрепления материала студентам необходимо выполнить расчетно-графическую работу. Задание для расчетно-графической работы: вычертить в разрезе и в плане участок рабочей зоны карьера, состоящий из двух уступов. Чертеж выполнить в масштабе 1:100, 1:200, 1:500 или 1:1000. По результатам построения определить угол рабочего борта участка карьера. Задание по вариантам представлено в приложении 1. Исходные данные для выполнения практической работы представлены в приложении 1.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|