|
Занятие 2. Современные концепции воспитанияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Занятие 1. Содержание образования План 1. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер. Подходы к формированию содержания образования. 2. Теории формирования содержания образования: энциклопедизм, формализм, единство энциклопедизма и формализма; утилитаризм, экземпляризм, функциональный материализм и др. 3. Требования к отбору содержания образования. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. 5. Учебные планы. 6. Учебные программы. 7. Учебная литература. Задания 1. Выписать определения понятий «содержание образования, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебный предмет, учебник». 2. Доказать, что содержание образования носит исторический характер. 3. Составить схему «Компоненты содержания образования». 4. Заполнить таблицу «Подходы к формированию содержания образования»:
5. Заполнить таблицу «Теории формирования содержания образования»:
6. Перечислить современные требования к отбору содержания образования. 7. Составить схему «Типы учебных планов». 8. Составить схемы «Виды учебных программ», «Способы построения учебных программ», «Структура учебной программы». 9. Составить список основных требований к школьным учебникам. 10. Составить схему «Структура учебника».
Литература 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 51-66. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 22. 3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М, 2008. 4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. 5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. 6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – Гл.7. 7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – Гл. 4, 4.1. 8. ФЗ «Об образовании» (см. ст. 7,14). 9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 179-223.
Занятие 2. Современные концепции воспитания План 1. Концепция системного построения воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). 2. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук). 3. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова). 4. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и др.). 5. Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Созонов). 6. Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
Каждая концепция характеризуется по следующему плану: 1. Название концепции, ее авторы. 2. Цель и принципы воспитания. 3. Содержание воспитательного процесса. 4. Механизм воспитания. 5. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Литература Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2005. – Гл. 1 (все вопросы).
Концепция системного построения воспитания 1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. 2. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека
2. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель.- 2000. - № 3. Концепция воспитания на основе потребностей человека 1. Созонов В.П. Что возведем на месте развалин? // Народное образование. – 1995. - № 5,6. 2. Созонов В.П. Что такое хорошая школа? // Народное образование. – 1999. - № 7,8. Концепция самовоспитания школьника 1. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. – М., 1999. 2. Селевко Г.К. Воспитательная система саморазвития школьников завоевывает признание практиков // Народное образование. – 2004. - №8. – С. 155-164. 3. Селевко Г.К., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьника // Воспитание школьников. – 2002. - №4. – С. 9-18 и №5. – С. 9-19. Занятие 3. Коллектив как объект и субъект воспитания План 1. Понятие о коллективе, его признаки и функции. 2. Значение коллектива для человека. 3. Типология коллективов. 4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. 5. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом. 6. Педагогическое руководство коллективом. 7. Самоуправление в детском коллективе. 8. Теории воспитания личности в коллективе А.С.Макаренко и Л.И. Новиковой (теории представляются в форме докладов). Задания 1. Выписать определения понятия «коллектив» разных авторов. 2. Перечислить признаки, которыми должна обладать группа, чтобы называться коллективом. 3. Назвать и раскрыть функции коллектива. 4. Показать значение коллектива в жизни человека. 5. Рассмотреть типологии коллективов по различным основаниям (4-5 типологий). 6. Раскрыть этапы/уровни развития учебно-воспитательного коллектива по разным авторам (2-3 автора). 7. Назвать и описать модели развития отношений между личностью и коллективом. 8. Выписать правила педагогического руководства детским коллективом. 9. Раскрыть возможности самоуправления в детском коллективе, его назначение и структуру. 10. Объяснить, когда коллектив выступает в качестве объекта воспитания, а когда он является субъектом воспитания. Индивидуальные задания 1. Подготовить доклад «Теория воспитания личности в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко». – 1 человек, 10 мин. 2. Подготовить доклад «Педагогика детского коллектива Л.И. Новиковой». – 1 человек, 10 мин. Литература 1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002. – С. 75-79. 2. Классному руководителю/ Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – С. 63-100. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 10. 5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1978. (См. Знание законов развития коллектива). 6. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. – Гл. 9. 7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008. 8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001. – С. 89-105. 9. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004. – Гл. 11. 10. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2008. 11. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 2000. - Тема 7. Литература для докладов 1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М., 1972. 2. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Пед.соч. в 8 т.— Т. 1. —М., 1983.— С. 139-142. 3. Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. соч. в 8 т. — Т. 4. — М., 1983.— С. 47-48. 4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978. 5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.
Занятия 4. Урок как основная форма организации учебного процесса План 1. Понятие об уроке. Противоречия урока. 2. Требования к современному уроку. 3. Типология и структурауроков. 4. Фронтальная,групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке. 5. Подготовка учителя к уроку. 6. Нестандартные уроки. Задания 1. Выписать и проанализировать определения категории «урок» различных авторов. 2. Выявить и объяснить ведущие противоречия урока. 3. Перечислить основные требования к современному уроку. Систематизировать их. 4. Составить схему «Общая структура урока». 5. Пояснить, может ли быть урок бесструктурным. 6. Пояснить, чем определяется тип урока. 7. Перечислить типы уроков, выделяемых в современной дидактике. Указать, на основе какого признака они выделяются. 8. Заполнить таблицу «Достоинства и недостатки комбинированного урока»:
9. Объяснить, в чем состоит фронтальная, групповая и индивидуальная работа на уроке. 10. Указать этапы подготовки учителя к уроку. Раскрыть суть каждого этапа. 11. Перечислить моменты, которые должны быть отражены в плане-конспекте урока. 12. Должен ли учитель готовиться к каждому уроку, если он работает в школе много лет? Пояснить свою точку зрения. 13. Объяснить, какие уроки называют нестандартными, каково их назначение. Индивидуальные задания 1. Подготовить доклад «Нестандартные уроки». – 1 человек, 10 мин. 2. Задания по книге М.И. Махмутова «Современный урок» (М., 1985): Задание 1. Найти в книге ответы на следующие вопросы: - Как определяет автор понятие «урок»? (С.44) - Какие условия организации урока он выделяет? (С.62) - Какие правила организации урока выводит автор? (С.66-67) Задание 2. Найти в книге ответы на следующие вопросы: - Какую типологию уроков предлагает автор? (С.72-73) - Какие виды уроков он выделяет? (С.77) - Какие структуры уроков приводит автор? В чем суть каждой из них? (С.93-95) Задание 3. Законспектировать схему подготовки учителя к уроку, предложенную М.И. Махмутовым. (С.131-138) Литература 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 134-143. 2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002. – С. 300-304. 3. Сластенин В.А. и др. Педагогика.— М., 2008. 4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. 5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2008. 6. Подласый И.П. Педагогика. — М., 2008. Литература для доклада и индивидуальных заданий 1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-н/Д., 2001. 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов-н/Д., 2001. 3. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Литература 1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – Раздел 2, гл.2. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – Гл. 6, 7. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб.для вузов по пед.специальностям/ Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС,2010.-Гл.16. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2008. 5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2009. – Гл. 19. 6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Гл.15, 16. 7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2007.-Гл.20-23. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Педагогика как общественная наука. 2. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. 3. Научно-педагогическое исследование. 4. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. 5. Образовательная система РФ. 6. Образовательная политика РФ. 7. Международная образовательная политика. Тенденции развития мирового образовательного пространства. 8. Непрерывное образование. Единство образования и самообразования. 9. Педагогический процесс: понятие, сущность, целостность, движущие силы, функции. Педагогическая задача как единица педагогического процесса. 10. Педагогический процесс: структура, этапы и содержание. 11. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса. 12. Содержание образования: сущность, исторический характер, подходы, требования к отбору содержания образования, теории формирования содержания образования. 13. Содержание образования: федеральный государственный образовательный стандарт, учебная программа, учебный план, учебная литература. 14. Обучение в целостном педагогическом процессе: понятие, сущность, цели, функции и структура обучения. 15. Обучение в целостном педагогическом процессе: методологические основы обучения, логика учебного процесса и структура процесса усвоения. 16. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. 17. Контроль и оценивание в обучении. 18. Технологии обучения: понятие, структура, классификация, критерии технологичности, технология и методика, современные технологии обучения. 19. Анализ современных технологий обучения: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение (по выбору). 20. Анализ современных технологий обучения: проблемное обучение, программированное обучение, технология саморазвития М. Монтессори (по выбору). 21. Технология развивающего обучения. 22. Воспитание в целостном педагогическом процессе: происхождение, понятие, сущность, цели, задачи и особенности процесса воспитания. 23. Воспитание в целостном педагогическом процессе: движущие силы воспитания, сопротивление воспитанию, содержание и направления воспитания, логика и структура воспитания. 24. Концепции воспитания личности. Характеристика одной современной отечественной авторской концепции воспитания (по выбору). 25. Организация воспитательного процесса в школе. 26. Коллектив как объект и субъект воспитания. 27. Воспитательная деятельность классного руководителя. 28. Формы организации педагогического процесса. 29. Характеристика классно-урочной системы обучения. 30. Урок как основная форма организации учебного процесса: понятие; ведущие противоречия; требования к современному уроку; фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке. 31. Урок как основная форма организации учебного процесса: типология и структура уроков, нестандартные уроки, подготовка учителя к уроку. 32. Дополнительные и вспомогательные формы обучения. 33. Методика коллективных творческих дел. 34. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом. 35. Средства обучения и воспитания. 36. Управление образовательными системами. 37. Школа как педагогическая система и объект научного управления. 38. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. 39. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. 40. Анализ книги по семейному воспитанию. ЛИТЕРАТУРА Основная Дополнительная Занятие 1. Содержание образования План 1. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер. Подходы к формированию содержания образования. 2. Теории формирования содержания образования: энциклопедизм, формализм, единство энциклопедизма и формализма; утилитаризм, экземпляризм, функциональный материализм и др. 3. Требования к отбору содержания образования. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт. 5. Учебные планы. 6. Учебные программы. 7. Учебная литература. Задания 1. Выписать определения понятий «содержание образования, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебный предмет, учебник». 2. Доказать, что содержание образования носит исторический характер. 3. Составить схему «Компоненты содержания образования». 4. Заполнить таблицу «Подходы к формированию содержания образования»:
5. Заполнить таблицу «Теории формирования содержания образования»:
6. Перечислить современные требования к отбору содержания образования. 7. Составить схему «Типы учебных планов». 8. Составить схемы «Виды учебных программ», «Способы построения учебных программ», «Структура учебной программы». 9. Составить список основных требований к школьным учебникам. 10. Составить схему «Структура учебника».
Литература 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 51-66. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 22. 3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М, 2008. 4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2008. 5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. 6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – Гл.7. 7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – Гл. 4, 4.1. 8. ФЗ «Об образовании» (см. ст. 7,14). 9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 179-223.
Занятие 2. Современные концепции воспитания План 1. Концепция системного построения воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). 2. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук). 3. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова). 4. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и др.). 5. Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Созонов). 6. Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).
Каждая концепция характеризуется по следующему плану: 1. Название концепции, ее авторы. 2. Цель и принципы воспитания. 3. Содержание воспитательного процесса. 4. Механизм воспитания. 5. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Литература Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2005. – Гл. 1 (все вопросы).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|