Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 5. Сущность и особенности основных педагогических технологий.





Занятие проходит в форме конференции, где каждый студент представляет свою технологию, акцентируя внимание на достоинствах, недостатках и возможностях применения в современной Российской школе. Форма представления – по выбору студентов (рассказ, сообщение, мультимедиа-презентация, видеофильм, реферат, практическая демонстрация элементов технологии и др.).

Литература подбирается студентами самостоятельно, с применением электронного каталога библиотеки ВГПУ.

 

Примерная тематика и содержание выступлений:

1. Объяснительно-иллюстративные технологии. Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий. Традиционный урок в объяснительно-иллюстративной технологии: плюсы и минусы. Совершенствование традиционного урока. Пути реформирования традиционной системы обучения.

2. Технология полного усвоения. Проблема разброса успеваемости учащихся. Концептуальные идеи технологии полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум). Последовательность шагов обучения в технологии полного усвоения. Методические аспекты организации обучения по технологии полного усвоения. Нерешенные проблемы и ограничения технологии полного усвоения.

3. Технологии развивающего обучения. Общие теоретические основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Технологии развития творческих качеств личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

4. Технология проблемного обучения. История развития проблемного обучения. Научная и учебно-познавательная проблема. Виды и уровни проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций. Последовательность шагов в проблемном обучении. Эвристическое обучение. Условия эффективности эвристической беседы. Основные функции и признаки проблемного обучения. Нерешенные вопросы проблемного и эвристического обучения.

5. Технология программированного обучения. Концептуальные идеи и принципы программированного обучения. Этапы программированного обучения. Линейное, разветвленное, шефелдское, блочное программирование. Средства программированного обучения. Условия эффективности программированного обучения, его место в процессе обучения.

6. Витагенное обучение с голографическим методом проекций. Теоретические основы витагенного образования. Голографические технологии в педагогике. Приемы витагенных технологий с голографическим методом проекций.

7. Технология модульного обучения. Понятие «учебный модуль». Структура учебного модуля. Сущность модульного обучения и его принципиальные отличия от других видов обучения. Основные принципы построения модульных программ. Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Модульная программа. Технология проблемно-модульного обучения, ее сущность, структура и возможности. Дидактические условия эффективности модульного обучения. Достоинства, недостатки, ограничения, нерешенные проблемы модульного обучения.

8. Технология уровневой дифференциации в обучении. Понятие внешней, внутренней, смешанной дифференциации в обучении. Критерии дифференциации. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация обучения по уровню умственного развития (Н.П. Гузик). Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Условия организации разноуровневого обучения. Последовательность шагов в технологии дифференцированного обучения.

9. Личностно-ориенированные технологии обучения. Сущность и назначение личностно-ориентированных технологий. Система индивидуально предписанного обучения (США). Технология индивидуализированного обучения (И.Уит). Адаптивная система обучения (А.С. Границкая), обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков). Обучение в малых группах по методике сотрудничества. Система бригадно-индивидуального обучения.

10. Игровые образовательные технологии. Педагогическая (дидактическая) игра как организация обучения, воспитания и развития личности. Психологические механизмы игровой деятельности. Функции и классификация дидактических игр. Принципы конструирования и технологическая схема деловой игры. Подготовка, проведение и анализ деловой игры. Возможности игровых технологий и дидактические условия их эффективности.

11. Компьютерные технологии в обучении. Компьютеризация и информатизация обучения. Мультимедиа–технологии. Модели дистанционного обучения. Основные компоненты дистанционной образовательной технологии. Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования. Информационно-предметное обеспечение компьютерных технологий.

12. Метод проектов. Исторические и педагогические корни метода проектов. Организация проектной деятельности. Типология проектов. Технология и структура проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Особенности телекоммуникационных проектов. Метод проектов в системе школьного и вузовского образования.

13. Педагогическая технология «Портфель ученика». Психолого-педагогиеские условия и принципы применения технологии «Портфель ученика». Типы портфолио, их различия, достоинства, недостатки. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы. Роль и место технологии «Портфель ученика» в учебном процессе.

14. Ситуационный анализ (case-study). История возникновения технологии. Виды ситуационного анализа. Деятельность учителя и учеников в условиях применения технологии кейс-стади. Методология применения ситуационного анализа в условиях современной школы. Приемы создания ситуаций.

15. Технология педагогического общения, информационно-речевого и демонстрационного воздействия. Педагогическое общение, его специфика, виды и функции. Технологические операции педагогического общения. Логика и технология педагогического общения. Основные принципы и этические нормы педагогического общения. Стили педагогического общения. Речевое воздействие. Правильность, стилистическая целесообразность, выразительность речи. Нормы акцентологические, произносительные, морфологические, синтаксические, лексические. Нормы устной и письменной речи. Типичные ошибки современной речи. Требования, предъявляемые к речи педагога. Технологические операции информационно-речевого и демонстрационного воздействия.

16. Технология педагогического требования и оценки. Требование как метод педагогического воздействия, предъявления социально-культурной нормы отношения и поведения. Культуросообразные формы педагогического требования: вербальные и невербальные, непосредственные и опосредованные. Педагогические требования и уважение к личности ребенка. Технологические правила и операции, предъявления педагогического требования. Роль педагогической оценки в воспитательном процессе. Анализ внешних проявлений и внутренних мотивов поведения. Выбор приемов оптимального оценочного воздействия. Технология реализации педагогической оценки.

17. Технология организации групповой деятельности и разрешения конфликта.

Деятельность как форма выражения отношения. Связь предметного и воспитательного результатов деятельности. Функции педагога при организации групповой деятельности. Операционное обеспечение достижения предметного, воспитательного результата и стимулирования развития самосознания ребенка. Технологический алгоритм организации групповой деятельности. Конфликт как элемент педагогической технологии. Конфликтная ситуация, конфликт, инцидент. Разновидности конфликта. Технология решения педагогического конфликта: снятие психологического напряжения, выработка поливарианта и реализация инварианта решения, педагогическая инструментовка обоюдной удовлетворенности от разрешения конфликта. Формы разрешения конфликта.

18. Выбор технологий и профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Факторы выбора педагогических технологий. Уровни принятия педагогических решений. Сравнительная характеристика педагогических технологий. Процедура выбора технологий педагогического воздействия. Педагогическая культура как условие эффективной педагогической деятельности. Компоненты профессионально-педагогической культуры и их характеристика. Профессиональные и личностные качества преподавателя. Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.

Технология организации саморазвития педагога-воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика. – Казань, 2006. – Раздел 2, гл.2.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – Гл. 6, 7.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб.для вузов по пед.специальностям/ Г.М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС,2010.-Гл.16.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2008.

5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2009. – Гл. 19.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2006. – Гл.15, 16.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2007.-Гл.20-23.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Педагогика как общественная наука.

2. Методология педагогики. Методологическая культура педагога.

3. Научно-педагогическое исследование.

4. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

5. Образовательная система РФ.

6. Образовательная политика РФ.

7. Международная образовательная политика. Тенденции развития мирового образовательного пространства.

8. Непрерывное образование. Единство образования и самообразования.

9. Педагогический процесс: понятие, сущность, целостность, движущие силы, функции. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.

10. Педагогический процесс: структура, этапы и содержание.

11. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса.

12. Содержание образования: сущность, исторический характер, подходы, требования к отбору содержания образования, теории формирования содержания образования.

13. Содержание образования: федеральный государственный образовательный стандарт, учебная программа, учебный план, учебная литература.

14. Обучение в целостном педагогическом процессе: понятие, сущность, цели, функции и структура обучения.

15. Обучение в целостном педагогическом процессе: методологические основы обучения, логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

16. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

17. Контроль и оценивание в обучении.

18. Технологии обучения: понятие, структура, классификация, критерии технологичности, технология и методика, современные технологии обучения.

19. Анализ современных технологий обучения: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение (по выбору).

20. Анализ современных технологий обучения: проблемное обучение, программированное обучение, технология саморазвития М. Монтессори (по выбору).

21. Технология развивающего обучения.

22. Воспитание в целостном педагогическом процессе: происхождение, понятие, сущность, цели, задачи и особенности процесса воспитания.

23. Воспитание в целостном педагогическом процессе: движущие силы воспитания, сопротивление воспитанию, содержание и направления воспитания, логика и структура воспитания.

24. Концепции воспитания личности. Характеристика одной современной отечественной авторской концепции воспитания (по выбору).

25. Организация воспитательного процесса в школе.

26. Коллектив как объект и субъект воспитания.

27. Воспитательная деятельность классного руководителя.

28. Формы организации педагогического процесса.

29. Характеристика классно-урочной системы обучения.

30. Урок как основная форма организации учебного процесса: понятие; ведущие противоречия; требования к современному уроку; фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке.

31. Урок как основная форма организации учебного процесса: типология и структура уроков, нестандартные уроки, подготовка учителя к уроку.

32. Дополнительные и вспомогательные формы обучения.

33. Методика коллективных творческих дел.

34. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

35. Средства обучения и воспитания.

36. Управление образовательными системами.

37. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

38. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

39. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.

40. Анализ книги по семейному воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА

Основная







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.